Main Menu

В кукольном царстве, в игрушечном государстве…

Кто из нас, взрослых, день за днём кружась в бесконечной кутерьме неотложных дел между работой и домом, не мечтал хотя бы на минуту снова вернуться в детство? Как пелось в одной известной песне, билетов в детство не купить, но есть один способ, для которого они и не понадобятся, — достаточно просто посетить бишкекскую кукольную галерею.

Арлекин с яблоком, сделанным из войлока

Она расположена в здании Союза художников в Дубовом парке. В маленьком помещении выставочного зала на полках от пола до потолка уместились самые разные куклы — тряпичные, войлочные, из полимерной глины, из бумаги, вязаные, сшитые, склеенные… И все они ручной работы.

Изготовлением кукол в Бишкеке, как оказалось, занимаются многие: кто-то профессионально, кто-то любительски, но всех этих людей объединяет одно — любовь к искусству. Дело в том, что для самих кукольников их творения — не просто игрушки, а творческая отдушина, возможность самовыражения, своего рода приобщение к прекрасному.

— Куклы — это ювелирная работа, — рассказала член Гильдии кукольников Кыргызстана и автор многих кукол в галерее Наталья Волошина. — Когда мастер делает куклу, он учитывает каждую деталь. Например, отделка кукольного платья кружевом. Кружево хоть и маленькое по размеру, но должно выглядеть как настоящее. Или если кукла должна держать в руках какой-то предмет, например, музыкальный инструмент, то он делается по чертежам оригинала, как уменьшенная копия. Это важно. У нас хоть и куклы, но всё по-честному.

На изготовление авторской уходит в среднем два месяца. Почти все они делаются в одном экземпляре, повторить такую ювелирную работу просто невозможно.

— У каждой из них своё настроение, свой характер, своя душа, — говорит Наталья о куклах. — Потому что когда автор их делает, то вносит мысли, эмоции. И любая кукла делается с любовью. Для нас они как дети.

В галерее есть даже настоящий Щелкунчик, такой, каких делали много лет назад

У каждого кукольника, как и у любого художника или скульптора, есть свой неповторимый стиль. Стоящие рядом на одной полке куклы одного автора вы всегда отличите от сделанных рукой другого. Это как индивидуальный почерк, который угадывается как в исполнении, так и в образе.

Идеи для создания кукол к авторам тоже приходят по-разному. Каждый отталкивается от чего-то своего: это может быть увиденная где-то подходящая для кукольного платья ткань, или какое-то подсмотренное в жизни сочетание цветов, или свойства материала, из которого будет сделана кукла.

— Вдохновение — такая вещь… — объясняет Наталья. — Оно либо есть, либо его нет.

Когда автор находит образ, начинается работа. Кто-то сначала делает эскизы, кто-то сразу приступает к делу, но конечный результат, по словам мастеров, всегда выходит другим, не таким, как задумано вначале.

— Это куклы диктуют, — говорит Наталья. — Ты придумываешь одно, а в процессе получается что-то другое, то, что нужно самой кукле. Кто-то скажет: «Мистика!», но это так.

Свои мистические корни куклы, похоже, берут откуда-то из прошлого, ведь история их возникновения немногим моложе самого человечества. Считается, что первые куклы человек начал делать несколько тысяч лет назад. Конечно, в то время они были мало похожи на современных, больше походили на языческих идолов и использовались в разных ритуалах или были оберегами.

Весёлые собачки

Например, когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали куклу, чтобы болезнь перешла в неё, после чего куклу сжигали. А в колыбели младенца она оберегала ребёнка от злых духов и болезней. Невесте в приданое давали куклу, сделанную из золы родительского очага в знак преемственности семейных традиций. У некоторых народов даже было принято после смерти человека изготавливать куклу-заместителя — его точную копию, которая какое-то время находилась в доме умершего, чтобы облегчить близким людям расставание с ним.

А вот как детские игрушки, они появились гораздо позднее. Их начали изготавливать из дерева, фарфора или ценных металлов, поэтому стоили они достаточно дорого. В XIX веке в Европе, например, куклы были очень ценными и их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Играть с ними было нельзя, поэтому дети ими просто любовались.

Позже кукол стали делать из папье-маше и их стоимость резко снизилась. Появились разные виды кукол: говорящие, плачущие, умеющие ходить и танцевать. Постепенно производство их было пущено на поток, и они стали доступны каждому человеку. Все, кроме авторских, конечно.

Купидон

Авторская кукла и сегодня чаще всего выполняется в единственном экземпляре, она плод длительного и кропотливого труда и предназначена скорее для созерцания и любования, а не для игры. Такие подразделяются на множество жанров (например, характерная кукла или фантазийная кукла), техник исполнения (например, пластик, фарфор, текстиль) и по назначению (коллекционные, интерьерные). На изготовителей авторских кукол работает целая индустрия, существует огромное количество специальных материалов и технологий.

Всё благодаря тому, что спрос на авторскую куклу в мире большой, сообщества любителей таких кукол в Интернете насчитывают десятки тысяч человек. Коллекционеры соперничают за право заполучить в свою коллекцию очередной уникальный кукольный экземпляр и готовы платить за это немалые деньги. По словам кукольницы Волошиной, стоимость авторских кукол может доходить до нескольких сотен долларов.

— Сегодня кукла — модный тренд, — говорит Наталья. — Их престижно покупать и коллекционировать, как и другие произведения искусства — картины, статуэтки или драгоценности. Авторская кукла в наши дни стала признаком хорошего вкуса её обладателя.

Коломбина

В бишкекской галерее такие авторские куклы тоже есть, там вообще есть на что посмотреть: мастерицы и кукол создают, и бисером вышивают, и цветы из войлока делают, и даже картины рисуют. Настоящая творческая мастерская в кукольном царстве…

— Мы заметили, что очень многие люди, когда приходят к нам в галерею, то не спешат уходить, — говорит Наталья. — Подолгу ходят, рассматривают кукол, внимательно изучают каждую детальку, спрашивают, что да как выполнено. Мы сделали вывод, что у нас в галерее хорошая атмосфера, располагающая аура. У нас можно отдохнуть душой. И нам это приятно.

А уж как нам, посетителям кукольной галереи, приятно снова хоть на несколько минут погрузиться в детство, и говорить нечего…

Японские куколки в коллекции бишкекской галереи

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий