Main Menu

От Памира до Кыргызстана

В прошлом году в очередной раз экспедиционная группа доставила гуманитарный груз и оказала скрининговую помощь этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире Исламской Республики Афганистан. О жизни людей на высокогорье вдали от цивилизации нам рассказала заведующая отделом по делам кайрылманов Государственной службы миграции Жыпар МАМБЕТОВА. К слову, её и ещё троих участников правительственной экспедиции по доставке гумпомощи наградил почётной грамотой премьер-министр Сапар Исаков.


— Сколько сегодня проживает человек на Памире?

— Приблизительная численность составляет 1 500. А в начале 2000 года их было 5 000. По итогам переписи 2010 года там насчитывалось 3 600 человек. Из этих цифр можно сделать вывод, что с каждым годом население вымирает.

— Какова продолжительность жизни памирцев?

— Средний возраст мужчин — 40-45 лет, а у женщин — 38-40. Стоит отметить, что очень много представительниц прекрасного пола умирают при родах. Из десяти рожениц выживает только половина. Памир стоит на первом месте в мире по материнской и младенческой смертности.

— В каких условиях там живут люди?

— Я бы не сказала, что на Памире есть какие-то условия. Отсутствуют элементарные блага цивилизации, к которым мы привыкли. Нет доступа к медицине, образованию, электричеству… В суровом климате ничего не растёт, кроме травы, да и она невысокая. Над уровнем моря 4500-4700 метров очень сложно выжить.

У людей кочевой образ жизни. В год они переезжают четыре раза. Есть летники и зимовники. В тёплые месяцы живут в юртах, а зимой — в кибитках размером максимум 2 метра.

У памирцев есть так называемые сельские управы — «шуры». Главы их несут ответственность за бедных людей и решают все внутриплеменные вопросы. Богатство определяется количеством скота. Чем больше голов животных имеет человек, тем он состоятельней и занимает высокое положение в своём обществе.

Увидев всё своими глазами, могу сказать, что кыргызы, которые находятся на Памире в Афганистане, сейчас живут в условиях, которые были у наших предков в ХIХ веке.

— Какую пищу едят в основном памирцы?

— Они занимаются скотоводством, поэтому их рацион состоит из мяса и молочных продуктов. В еду кладут кормовую соль, которую мы обычно даём животным. Мелкой поваренной соли у них нет. Продукты на зиму заготавливают заранее. Чтобы приобрести всё необходимое, людям приходится на яках или верблюдах ехать 10 дней, а то и две недели, чтобы добраться до базара, который находится на границе Афганистана и Пакистана. Там памирцы обменивают скот, шерсть, изделия ручной работы на муку, сахар, рис, одежду.

— На Памире наши врачи осмотрели людей. Какие заболевания они выявили?

— У женщин обнаружены акушерские осложнения после и во время родов, невынашивание беременности, мёртворождение плода, антенатальная гибель младенца. У детей нашли кишечные и респираторные инфекции, полидефицитные анемии, гипо- и авитаминозы, рахит различной степени тяжести. Среди них широко распространены глистные инвазии, анемии различной степени тяжести, заболевания верхних дыхательных путей и инфекции мочевыводящих путей. Все подростки и дети страдают гастритами, артритами. Однако в последние годы, со слов жительниц, смертность среди новорождённых резко возросла из-за незрелости ряда систем и иммунных механизмов организма новорождённых вследствие недоношенности, гипотрофии, родовых повреждений, перинатальных патологий. Это связано с климатическими условиями местности, эпидемиологическими ситуациями в данном регионе, вредными привычками женщин и мужчин, а также по причине ранних и родственных браков, материально-бытовых условий. Всем обследованным даны рекомендации, розданы лекарства первой необходимости.

— С каждым годом численность памирцев сокращается. Если так пойдёт дальше, то со временем никого из них не останется. Сами жители задумываются над этой проблемой?

— Да. На совете старейшин они приняли решение, что пора смешивать кровь. И главное — дать детям возможность получить образование. Власти Афганистана им предложили бесплатно обучать ребятишек в Кабуле или другом городе. Но памирцы отказались. Своё решение обосновали тем, что в Афганистане проживает мало кыргызов. Если отправят детей в столицу, то те забудут родной язык, традиции, культуру. В итоге от их народа ничего не останется. Чтобы этого не произошло, они согласились отправлять учиться детей в Кыргызстан.

Отмечу, что несколько ребят с Памира всё-таки учатся в соседнем районе Ишкашим в Афганистане. Такое решение приняли родители. Но их единицы.

— Как кыргызы оказались на Памире?

— Если посмотреть карту, то видно, что Мургабский район Таджикистана граничит с нашим Чон-Алайским районом. В Мургабе почти 90% населения составляют кыргызы. А Памир как раз граничит с этой местностью. Между прочим, мургабцы называют себя памирцами. Кроме этого, Памир делится на Афганский, Таджикский и Китайский. Во всех районах проживают наши кыргызы. Из этого я сделала вывод, что эта территория в далёком прошлом принадлежала нашим предкам. Также там могут проживать потомки тех кыргызов, которые бежали в Афганистан от бушевавшей в Средней Азии гражданской войны.

— Сколько памирцев приехало в Кыргызстан?

— Семь семей. В общей сложности 40 человек.

— А остальные хотят переехать на историческую родину?

— Не все. Люди привыкли к той жизни.

— Как памирцы устроились в Нарыне?

— Хорошо. Они уже адаптировались и постепенно социализируются. Им нравится на исторической родине.

— Чем они занимаются?

— Дети учатся. Мужчины занимаются скотоводством. Женщины пока сидят дома, хотя просят создать им условия для занятия ремесленничеством.

— Памирцы успели посмотреть другие регионы, кроме Нарынской области в Кыргызстане?

— Пока нет. По приезде познакомились со столицей. Весной планируем им показать Ош.

— Отличается кыргызский язык памирцев от нашего?

— Да, но немного. Есть влияние фарсийского. К слову, наши граждане, проживающие в Баткенской области, граничащей с Таджикистаном, говорят на таком же языке.

— Какая это по счёту экспедиция по доставке гуманитарного груза на Памир?

— Шестая. Первый раз группа поехала в 2008 году. В течение года ездили туда два раза. Потом отправляли гумпомощь с 2012-го по 2017 год. Только в 2015-м Таджикистан не дал нам согласительную ноту. В то время в стране была нестабильная политическая обстановка, усилилось противостояние с талибанами.

— Что входило в гуманитарный груз?

— В основном продукты питания, а также тёплые вещи. В прошлом году привезли памирцам 50 юрт. Они очень обрадовались таком подарку.

— Каждый год планируется отвозить гумпомощь?

— Да. Депутаты ЖК поручили ежегодно направлять гуманитарный груз нашим этническим кыргызам, которые проживают на Памире.

— Сложно добираться до них?

— Мы ехали три дня на джипах только в одну сторону. Власти Афганистана и Таджикистана обеспечивали нашу безопасность. Нам выделили охрану и сделали зелёный коридор.

— Давно поднимается вопрос о паспортизации памирских кыргызов. Что сегодня делается, чтобы решить эту проблему?

— На Памире 90% населения не имеют документов, удостоверяющих личность. Правительство поставило задачу усилить работу по паспортизации людей. Уже есть первые успехи. В прошлом году 50 этнических кыргызов получили внутренние и заграничные паспорта Афганистана. Недавно встречалась с послом этого государства. Он сообщил, что их правительство усиливает работу по паспортизации. Сейчас зима, и дорога до ближайшего города с Памиром закрыта, поэтому процесс остановлен. Стоит отметить, что до города памирцы добираются на лошадях около недели. Кроме этого, им надо проехать ряд районов, которые контролируются талибами. Чтобы получить паспорт, людям приходится рисковать своими жизнями.

— Все ли хотят получить документ, удостоверяющий личность?

— С прошлого года они стали понимать, что это необходимо. Без паспорта они не могут никуда выехать, тем самым лишая себя свободы перемещения.

— Спасибо за беседу.

Ирина КОВШОВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА и из личного архива собеседника.






Добавить комментарий