Main Menu

Как избежать конфликта?

В Бишкеке 26 мая в театре «Тунгуч» состоялось представление так называемого форум-театра. Он организован ОО «Молодежная сеть равного обучения Y-peer» в рамках проекта Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА) при участии «ООН-Женщины» и финансировании Фонда миростроительства ООН.

Что это такое — форум-театр? Об этом мы, большая группа журналистов-участников медиатура по Ошской области, смогли узнать благодаря спектаклю в Ошской областной школе-лицее-интернате для одаренных детей имени Уркуи Салиевой. Учащиеся старших классов этого учебного заведения и стали зрителями и участниками интерактивного действа.
Сначала «труппа», подготовленная Y-peer, разыграла спектакль из нескольких сцен, показав проблемы в одной семье: отец пьет, у него нет работы, все члены семьи постоянно ссорятся, дочь бросил ее парень, узнав о  беременности… Затем организаторы поинтересовались мнением зала о затронутых темах. Говорилось об алкоголизме, безработице, безответственности молодежи, других негативных вещах, но никто не назвал главной беды этой условной ячейки общества: непонимания… Но порадовало, что обсуждение было активным, дети не стеснялись высказываться.
Затем действие разыгрывалось снова, но уже с участием добровольцев-зрителей, желавших показать, как именно должны вести себя те или иные персонажи пьесы, чтобы разрешить конфликты. И таких  желающих  оказалось много. Было очень интересно наблюдать за попытками школьников угадать правильные модели поведения. Порой предлагались неожиданные решения. Благодаря им мы могли понимать, как именно мыслит молодежь. Так, к примеру, мнения о сексуальной близости молодых влюбленных разделились. Если одна из учениц утверждала, что внебрачные половые связи противоречат народным традициям и менталитету, то другая придерживалась позиции, что по любви все можно, главное — предохраняться. А еще одна их сверстница, также заменившая одного из исполнителей, и вовсе повздорила со своим ухажером по роли, заявив, что первым делом — учеба и послушание родителям, а любовь  уже потом. Причем, забыв, что все это — только игра, на самом деле рассердилась на партнера, который ее умело провоцировал.
Да, стоит отдать должное, актеры моментально ориентировались, не давая участникам из зала добиться своей цели. Хотели показать, что и в жизни все складывается совсем не так, как мы хотим. Нелегкое это дело — избежать конфликтов. Но даже «неудачи» зрителей на самом деле являются позитивным опытом: всем становятся очевидны ошибки, которые мы обычно допускаем в жизни, можно увидеть, с чего на самом деле начинается ссора и как можно ее предотвратить. Такая вот терапия.
Научил ребят такой замечательной методике гость из-за рубежа Ялмар Хорхе Хоффре Айхорн, практик интерактивного театра (наполовину боливиец, наполовину немец), политолог и философ по образованию, опробовавший систему в 15 странах, например в  Афганистане. А популярна она уже в 100 государствах, в том числе в России, Таджикистане, Китае и других. На вопрос: почему организаторы обходятся только попытками зрителей изменить «неправильные» события спектакля, не направляя их сами, не объясняя истинную причину проблем? — Ялмар ответил, что цель форума-театра — не поучение, а диалог, причем не разговор, а действие. «Но ведь может быть такое, что аудитория не проявит активности?» — спросила я. «Такого еще никогда не случалось, — ответил гость. — Актеры всегда затрагивают актуальные социальные проблемы, волнующие зрителей, поэтому они и пытаются их решить, участвуя в спектаклях».
Кстати, Ялмар не писал для участников пьесы, он просто научил их методике в два своих визита (3 и 6 недель в Оше, Ошской области и Бишкеке) на семинарах, дал направление, а ребята придумали сюжет и за день отрепетировали спектакль.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.



« (Previous News)



Добавить комментарий