Main Menu

Аэропорт «Манас»: полёт нормальный!

Наш сегодняшний собеседник — председатель правления ОАО «Международный аэропорт «Манас» Эмир Майрамбекович ЧУКУЕВ. Талантливый топ-менеджер — далеко не посторонний человек в структуре главной воздушной гавани: в его послужном списке — должности начальника главного управления авиационной безопасности и режима, вице-президента, руководителя аппарата ОАО «МАМ». Поэтому его мнение как профессионала о перспективах и проблемах в этой сфере весьма объективно.


— Эмир Майрамбекович, для начала расскажите, как вы оцениваете прошедший год, что было сделано?

— Действительно, 2017 год для ОАО «Международный аэропорт «Манас» был не самым лёгким, но слаженная работа команды обеспечила высокие результаты. Как любая организация, каждый год мы ставим перед собой планы, которые нужно выполнить или даже перевыполнить. По итогам ушедшего года могу сказать, что мы провели большую работу.

В первую очередь это реализация проектов на юге страны — в международных аэропортах Ош, Баткен и Джалал-Абад. Как вы знаете, аэропорт Ош — второй по величине в стране — с каждым годом увеличивает пассажиропоток по международным направлениям. Ограниченность пропускной способности старого здания аэровокзала (АВК) — это проблемы, связанные с обслуживанием пассажиров, нехваткой производственных и технологических мощностей, что не позволяло аэропорту увеличивать количество рейсов. Для создания комфортных условий пассажирам и клиентам принято решение расширить АВК аэропорта Ош. На сегодня площадь аэровокзального комплекса увеличилась с 5 000 кв. м до 7 160 кв. м.

Также перепланировали международный сектор — разделили VIP-зал и зал официальных делегаций. Всё это плодотворно повлияло на увеличение пропускной способности АВК с 450 пассажиров/час до 600 пассажиров/час. В 2016 году мы расширили здание прилёта пассажиров на 660 кв. м, завершили реконструкцию второго этажа в зале вылета.

На данный момент работа по модернизации аэропорта Ош продолжается полным ходом. В первую очередь удлиняем взлётно-посадочную полосу на 400 метров, что даст возможность принимать и отправлять воздушные судна с максимальной загрузкой. Во-вторых, идёт строительство нового зала прилётов международных и внутренних рейсов для удобства наших пассажиров.

Весомые перемены произошли и в региональных аэропортах. В 2017 году мы полностью завершили реконструкцию АВК международного аэропорта Баткен, построенного в 1967 году, и его последний капитальный ремонт проводился в 1986-м. А после реконструкции здание аэровокзала расширилось на 150 кв. м и общая площадь составляет сейчас более 550 кв. м. В АВК установлено оборудование выдачи багажа, расширены залы ожидания, прилёта и досмотра, открыта комната матери и ребёнка.

Кроме этого, мы начали реконструкцию существующего аэровокзального комплекса аэропорта Джалал-Абад. Во втором квартале текущего года планируем все работы завершить.

Развивать региональные аэропорты необходимо, но нельзя забывать, что нерентабельность значительно снижает их инвестиционную привлекательность. Надеемся, что 2018-й год, объявленный Президентом Сооронбаем Жээнбековым Годом развития регионов, даст новый импульс развитию региональных аэропортов. Ведь на сегодня некоторые из них даже после реконструкции не принесут прибыли и будут находиться на дотации акционерного общества. Причина — дороговизна авиабилетов, что вынуждает жителей регионов пользоваться более дешёвым наземным транспортом, и попытки авиакомпаний организовать рейсы не дают результатов из-за отсутствия загрузки и востребованности. Но региональные приписные аэропорты можно развить и сделать их прибыльными объектами только при реализации достаточно мощных государственных инвестиционных программ.

И, конечно, нельзя не отметить достижения флагмана отечественных авиалиний — аэропорта «Манас». В главной воздушной гавани страны расширена стерильная зона в восточном и западном направлениях с целью увеличения пропускной способности аэровокзала, установлены новые информационные указатели, два новых панорамных лифта, подъёмники для людей с ограниченными возможностями здоровья. В ближайшем будущем планируем установить третье оборудование выдачи багажа в зоне прилёта. Все эти работы в первую очередь проводятся для создания авиапассажирам комфортных условий и повышения качества обслуживания с учётом дальнейшего развития.

Особо хочется отметить, что в уходящем году компания успешно прошла аудит ICAO по авиационной безопасности и упрощению формальностей. Цели его — мониторинг и оценка соблюдения государствами — членами ICAO стандартов и рекомендуемой практики в сфере авиационной безопасности, упрощение формальностей. А это в деятельности любой авиакомпании — один из самых важных моментов.

— За последние несколько лет ОАО «МАМ» обслужило более 3 млн. пассажиров. Какими показателями примечателен 2017 год?

— Как вы знаете, мы являемся одним из бюджетообразующих предприятий страны, и динамика производственных показателей растёт с каждым годом.

К примеру, если в 2010 году количество обслуженных рейсов составляло порядка 19 тыс., то в 2017-м — уже 32 тыс. рейсов. Вырос и пассажиропоток: в 2010 году мы обслуживали 1 млн. 135 тыс. пассажиров, в 2016-м — 3 млн. 82 тыс. человек, а в 2017 году пассажиропоток составил более 3,5 миллиона.

Естественно, что произошло увеличение финансовых показателей. Так, по итогам 2017 года прибыль составила около 1,9 млрд. сомов. Это без учёта деятельности наших дочерних компаний, вклад которых не менее значителен, — топливно-заправочного комплекса ОсОО «ИНТЭК», центра бортового питания и воздушно-грузового центра ЗАО «Компания Манас Менеджмент».

— Эмир Майрамбекович, среди аэропортов стран СНГ три воздушные гавани ОАО «МАМ» признаны лучшими. По каким критериям выбирали победителей?

— Да, действительно, мы получили признание ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации в конкурсе «Лучший аэропорт года стран — участниц СНГ». Так, среди аэропортов с объёмом пассажирских перевозок более 1 млн. пассажиров в год Международный аэропорт «Манас» по наибольшему количеству набранных баллов простым открытым голосованием стал победителем в номинации «Лучший аэропорт года стран — участниц СНГ за 2016 год». А международные аэропорты Ош и Иссык-Куль — в номинации «За активную деятельность в развитии аэропорта» конкурса «Лучший аэропорт года стран — участниц СНГ за 2016 год».

Звание в конкурсе присуждается за наилучшие показатели в отчётном году по нескольким критериям — производственно-финансовые показатели, развитие материально-технической базы (ввод новых/ реконструкция объектов, приобретение новой техники и оборудования), повышение уровня сервиса (внедрение новых технологий обслуживания и обработки багажа, организация дополнительных услуг, развитие неавиационной деятельности), обеспечение безопасности полётов.

Признание наших заслуг на конкурсе — наглядное доказательство того, что мы добились хороших результатов производственной деятельности и вносим вклад в развитие отечественной гражданской авиации.

— Эмир Майрамбекович, спецтехника для обслуживания воздушных судов очень дорогая. Как вам удаётся её обновлять?

— Да, спецтехника стоит очень дорого. Несмотря на это, мы стараемся периодически обновлять материально-техническую базу наших аэропортов как за собственные средства, так и за счёт грантов.

К примеру, в прошлом году мы обновили аэропортовую наземную специальную технику в количестве 56 единиц на общую сумму $14 млн. Техника и оборудование получены в рамках грантового соглашения между правительством Кыргызской Республики и Японским агентством международного сотрудничества (JICA).

В рамках проекта «Улучшение оборудования Международного аэропорта «Манас» столичный аэропорт оборудован современной системой посадки воздушных судов по приборам, специальной техникой для наземного обслуживания самолётов и зимнего содержания аэропортов, отвечающими требованиям международных стандартов.

— Кадры по-прежнему решают всё. Как вы оцениваете коллектив ОАО?

— На сегодня в ОАО «МАМ» работает порядка 2 500 человек, которые обеспечивают круглосуточную и бесперебойную работу наших аэропортов. Ведь от профессионализма команды зависят безопасность наших пассажиров, их удобство и комфорт. Не стоит забывать и о том, что мы главные воздушные ворота нашей страны. Поэтому я и наш коллектив делаем всё, чтобы повысить уровень качества обслуживания в аэропортах. Особое внимание уделяем подготовке специалистов. Сотрудники постоянно повышают квалификацию. Ведь от уровня мастерства каждого сотрудника зависит работа аэропортов в целом.

— Эмир Майрамбекович, расскажите о перспективах деятельности ОАО «Международный аэропорт «Манас».

— Мы ставим перед собой большие задачи. В первую очередь это повышение авиационной доступности в Кыргызской Республике и интеграция в мировую воздушно-транспортную систему. В настоящее время на разных стадиях находятся 24 проекта развития инфраструктуры аэропортов — от разработки до строительства и реализации. Это внедрение международных стандартов с обеспечением высокого уровня безопасности полётов и обслуживания пассажиров, создание современного центра технического обслуживания воздушных судов и др.

Одни из главных наших проектов — реконструкция и расширение АВК Международного аэропорта «Манас», строительство многоуровневой парковки на 550 мест и реконструкция подъездной дороги к аэровокзалу. После их завершения изменится не только внешний вид, но и повысится качество обслуживания пассажиров.

Мы не забываем и об аэродромной части аэропортов. Так, например, работаем над проектом реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта «Манас». В этом году удлиним ВПП аэропорта Ош на 400 метров.

После инфраструктурной модернизации аэропортов повысятся качество обслуживания пассажиров, статус и привлекательность аэропортов, увеличится география полётов, что в свою очередь привёдет к увеличению пассажиро- и грузопотоков. После всех улучшений появится возможность открытия новых маршрутов и увеличения количества выполняемых рейсов.

— Благодарю, Эмир Майрамбекович, за интересную и содержательную беседу. От имени наших читателей желаю высоких достижений и реализации всех ваших планов.

Беседовала
Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий