Main Menu

Задержитесь на минутку…

Мы продолжаем знакомить читателей с яркими страницами истории кыргызской милиции и её знаковыми личностями, внёсшими неоценимый вклад в дело борьбы с преступностью.

Даже из старожилов столицы мало кто помнит, что в конце 60-х годов прошлого столетия на входе в Кузнечную крепость со стороны табачной фабрики располагалась небольшая забегаловка под вывеской «Минутка».

Как рассказывал в своё время автору этих строк председатель Совета ветеранов ГУВД Бишкека Усуп Нарбаев, это злачное место много лет было головной болью и объектом особого внимания оперов Свердловского РОВД и городского управления внутренних дел. Кроме завсегдатаев кафешки из числа жителей Кузнечки, здесь любили проводить время лидеры конкурирующих между собой преступных группировок, и, как правило, такие посиделки заканчивались кровавыми разборками. В один из январских дней 1967 года в милицию поступила оперативная информация о «стрелке», назначенной «смотрящими» за табачкой И. Лагутиным другому криминальному авторитету А. Панкратову по прозвищу Пан. «Предъява» была очень серьёзной: последний обвинялся «в нерациональном использовании кассы «общака» и самовольной реализации с личной выгодой похищенной с фабрики табачной продукции. Здесь надо отметить, что в те годы Кузнечная крепость считалась одним из самых сложных районов города в криминогенном отношении. Она в буквальном смысле была напичкана людьми, мягко говоря, имеющими проблемы с законом: преступниками, скрывающимися от возмездия, и прочими, как тогда их называли, асоциальными элементами. В нашем случае, по информации осведомителей, там на тот момент обитали сторонники двух противоборствующих группировок — Ивана Лагутина и Пана. По этой причине спецоперация под кодовым названием «Диалог» готовилась и проводилась в условиях строжайшей секретности. За забегаловкой установили негласное наблюдение. Обслуживающий персонал и официанток заменили девушками-курсантами средней школы милиции. Сыщики ломали голову, как нейтрализовать самого хозяина кафешки, по имеющейся у них информации, тесно связанного с городским криминалитетом, который непременно предупредил бы «паханов» о готовившейся операции. Помог случай: за пьяный дебош у кинотеатра «Ала-Тоо» Гусейн-заде Ашкаров был водворен на 15 суток в КПЗ.

Потянулись дни томительного ожидания… Видимо, что-то почувствовав, лидеры группировок устроили совместный проверочный визит в кафе своих представителей под видом клиентов для изучения обстановки. Но оперативники не повелись на эту уловку и не стали их задерживать. Главным для оперов было вовремя взять под контроль ситуацию в эпицентре событий и предупредить возможные человеческие жертвы в ходе разборок. Забегая вперёд, отметим, если бы не грамотные действия «свердловских» оперативников, неизвестно, сколько могло бы погибнуть мирных граждан.

…Пан и А. Лагутин появились в забегаловке почти одновременно, каждый в сопровождении несколько охранников. Не выпуская рук из карманов, они сели за стол друг против друга и на высоких тонах начали выяснять отношения. Когда обстановка накалилась до предела, в забегаловку вошёл хорошо одетый мужчина и попросил присутствующих помочь вытащить застрявшую в сугробе «Победу», обещая заплатить хорошие деньги (роль водителя-бедолаги блестяще сыграл старший уполномоченный отдела уголовного розыска Свердловского РОВД старший лейтенант Тилек Исмайлов). Ничего не подозревающие приближённые «паханов» согласились на это и вышли на улицу, где их профессионально упаковали в «воронки». Настала очередь группы захвата, расположившейся за соседними столиками под видом обычных посетителей: оставшиеся без охраны «паханы» не успели опомниться, как на их руках защёлкнулись наручники… Одновременно в Карагачёвой роще и на Карпинке провели операции по разобщению так называемых резервных групп Пана и И. Лагутина, готовых прийти на помощь своим лидерам. Как вспоминал Усуп Нарбаевич, всех участников операции «Диалог» поощрили приказом министра внутренних дел Б. Ушакова. Тогда рецидивисту И. Лагутину каким-то образом удалось скрыться и избежать суда. Задержали его позже в одной из воровских «малин» в той же Кузнечной крепости. Разыскивался он в том числе как один из организаторов нападения и поджога здания УВД Фрунзе во время так называемого базарного бунта на центральном колхозном рынке в мае 1967 года. Но это уже совсем другая история.

Во все времена борьба с организованной преступностью являлась одним из самых приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел столицы. К сожалению, многих из оперов от бога образца 60-х годов прошлого века уже нет в живых. Это были настоящие профессионалы, до фанатизма преданные своему опасному делу, отдавшие ему все силы и душу, а многие — и собственные жизни.

Сергей СИДОРОВ.
Фото из Интернета: так выглядела Кузнечная крепость в 60-е годы ХХ века.



« (Previous News)



Добавить комментарий