Main Menu

О религиозной ситуации в Кыргызской Республике

По данным многих экспертов — не только отечественных, но и зарубежных, в Кыргызской Республике сложилась благоприятная ситуация в религиозной сфере. Причинами тому являются обеспечение правовых условий органами государственной власти ещё на заре становления суверенного Кыргызстана, создание прочной основы прав человека, свободы совести и вероисповедания, основанной на международных обязательствах.

Вышеотмеченное в свою очередь способствовало полноценному развитию религиозной жизни населения страны, что в конечном итоге привело к возникновению поликонфессионального общества. В результате на смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.

Однако механическая замена тоталитарно-атеистической модели на либеральную в государственно-религиозных отношениях без учёта общественно-политических и социально-культурных реалий породила некоторые проблемы и вызовы, несущие угрозы безопасности государства. В связи с чем в 2014 году Совет обороны, как главный орган, осуществляющий проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности, отметил, что «недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений и угрозе раскола государства». Тем самым государство предусмотрело переход к иной модели государственно-религиозных взаимоотношений в соответствии с новой концепцией государственной политики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы. Так началось реформирование государственной политики в религиозной сфере, в рамках которой проведён функциональный анализ деятельности всех органов власти, занимающихся вопросами религии: Государственного комитета национальной безопасности КР, Министерства внутренних дел КР, Государственной комиссии по делам религий КР, а также Духовного управления мусульман Кыргызстана. По итогам проведённых мероприятий разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты.

Выбор стратегических приоритетов государственной политики в религиозной афёре определён из анализа ситуации для решения сложившихся здесь многочисленных проблем. В настоящее время находится в процессе реализации системный план действий государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2015-2020 годы.

В 2014-м государством создан фонд развития духовной культуры «Ыйман», который активно занимается развитием духовной и религиозной культуры, поддерживает инициативы, направленные на повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан, оказывает содействие государству и гражданскому обществу в укреплении межконфессионального согласия и веротерпимости.

Создан и функционирует Государственно-конфессиональный совет с целью гармонизации взаимодействия государственных органов с религиозными организациями и мониторинга их деятельности в вопросах оптимизации системы учётной регистрации и перерегистрации религиозных организаций, объектов, учебных заведений и миссионеров. Совершенствуются система и формат предоставления информации о деятельности религиозных организаций.

Находится в процессе создания система мониторинга деятельности религиозных организаций и их представителей со стороны государственных органов. Разработана концепция реформирования религиозного и религиоведческого образования, в соответствии с которой ведётся пилотирование многоступенчатой системы подготовки теологов в КГУ им. И. Арабаева. Впервые в истории Кыргызстана появился Кыргызский государственный исламский университет, обладающий государственной лицензией, дипломы которого теперь будут признаваться государством.

Подготовлена инструкция «О вероисповедных кладбищах» — о захоронении жителей местности в соответствии с их конфессиональной принадлежностью с целью предупреждения конфликтов.

В настоящее время все исламские организации: благотворительные центры, фонды функционируют под началом Духовного управления мусульман Кыргызстана, кроме неформальных исламских движений.

Согласно новому уставу (2014), ДУМК выступает не только за обеспечение религиозных и духовных потребностей и требований мусульман, проживающих в КР, распространение ислама и исполнение норм шариата, но и за сохранение мира и согласия в обществе, соблюдение интересов нашей республики и укрепление государственности.

Вместе с тем наряду с положительными аспектами в религиозной сфере существуют такие проблемы, как дефицит интеллектуальной исламской элиты; отсутствие собственного опыта деятельности отечественного мусульманского духовенства в светском государстве; настороженное отношение духовенства к секулярным ценностям; недостаток ресурсов мобилизационного финанансового, материального и технического характера; проблемы исламского образования; проявление религиозного экстремизма и терроризма; участие в военных конфликтах за рубежом кыргызстанских граждан.

В настоящее время мусульманской общине доставляют хлопоты, связанные с так называемыми неформальными исламскими джамаатами, придерживающимися нетрадиционного для ханафитского мазхаба исламской веры, которые, как правило, не имеют официальной регистрации в стране, с идеологией которых сложно бороться. Эксперты условно делят их на несколько категорий: аполитичные организации, такие как «Таблиги Джамаат» (ТД), «Ахмадия», «Нурджилер», запрещённая исламская партия «Хизб ут-Тахрир», имеющая политические цели; а также радикальные движения (салафиты, такфириты), придерживающиеся джихадистских идеологий. В отношении «Таблиги Джамаат» существуют различные мнения, в том числе что она является рассадником экстремизма, но в настоящее время ведётся работа по её переформатированию с целью противодействия радикальным исламским течениям.

В Кыргызстане нет доморощенных деструктивных джамаатов, все имеют зарубежное происхождение. К сожалению, несмотря на то что с 2005 года судебными инстанциями КР организации политического ислама («Хизб ут-Тахрир», Организация освобождения Туркестана, «Восточно-Туркестанская исламская партия», «Исламское движение Узбекистана», «Аль-Каида», движение «Талибан») признаны террористическими и экстремистскими и, деятельность их на территории республики запрещена, некоторые из них продолжают подпольно работать, проводя агитацию среди социально уязвимой части населения, необразованной молодёжи, радикально настроенных верующих. Опасные религиозные организации политическо-экстремистской настроенности закрываются судебными решениями. К примеру, Первомайский суд Бишкека 24 октября 2012 года запретил деятельность тахфирист-джихадисткого движения салафитской направленности и организаций «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Йакин инкар» (2017).

Что касается борьбы с распространением идей экстремизма, в Кыргызстане принята и реализуется программа правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы. Безусловно, вышеназванным угрозам способствуют не только внутренние, но и внешние факторы. В настоящее время условия глобализации и информатизации общества сыграли на руку вербовщикам экстремистских и террористических организаций, действующим в онлайн-режиме через Интернет.

Радикализация религии в стране в определённой мере происходит из-за влияния зарубежных религиозно-экстремистских центров и религиозных учебных заведений на религиозные воззрения граждан и в силу того, что получение религиозного образования в других государствах для молодёжи не запрещено.

В последние годы идёт полномасштабное реформирование религиозной сферы. Закладываются основы цивилизованных государственно-конфессиональных отношений, создаются предпосылки для конструктивного диалога, социального партнёрства между государством и религиозными организациями. Государственными органами ясно осознана необходимость реализации концептуальных основ религиозной политики и определения формата взаимодействия государства и религии.

Идёт процесс формирования отечественной модели партнёрства государственно-конфессиональных отношений. Для модернизации системы религиозного образования разработана и принята концепция «О религиозном образовании». Находится на стадии решения вопрос внесения поправок в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».

Ведутся систематический мониторинг религиозных процессов, координирование, поиск, обработка и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, на основе которых создаются научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам, к работе которых привлекаются квалифицированные учёные-теологи, религиоведы, правоведы, социологи, прогрессивные религиозные и общественные деятели.

Государственная политика в области религий пропагандируется средствами массовой информации, на теле- и радиопередачах ведутся популярные просветительские программы по религиозным вопросам, призванные воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру во взаимоотношениях представителей различных конфессий.

Вместе с тем наряду с достижениями существуют проблемы, которые необходимо решать. Для того чтобы запрещённые радикальные организации не работали с населением, государству необходимо бороться с условиями, вызывающими радикализацию населения, прочная экономическая основа жизни населения делает народ аполитичным и невосприимчивым к радикальным идеям. Для поддержки религиозных организаций и укрепления межконфессионального диалога и связей необходимо создать консультативную группу, состоящую из представителей религиозных и светских организаций, главной задачей которой должно быть выстраивание оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем нашего общества.

Таким образом, ситуация в религиозной сфере в республике является многогранной — существует религиозное многообразие с налаженным межконфессиональным и государственно-конфессиональным диалогом, дальнейшее развитие которого зависит от способов и механизмов реализации государственной политики в религиозной сфере.

Назира КУРБАНОВА,
доктор исторических наук, профессор КГУ им. И. Арабаева.






Добавить комментарий