Main Menu

Основной закон: прошлое и будущее государства

Наконец-то действующий руководитель Кыргызстана избран не в результате революций всех цветов радуги, а путём подлинного демократического конкурса. Одним из первых его шагов на этом поприще стало не укрепление президентской власти, а упрочение положения государства в регионах и на международном уровне.

Состоявшиеся визиты в Россию, Узбекистан и Казахстан наиболее показательны в этом отношении. «Баатыр народа силён верным другом, кровным братом и добрым соседом!» — сказано в эпосе «Манас».

Сооронбай Жээнбеков не побоялся взять на себя нелёгкую ответственность за судьбу народа, возглавив республику, до конца не избавившуюся от коррупции, взяточничества, служебной, юридической безответственности.

На мой взгляд, вирус этих пороков заложен в Конституции, изуродованной многочисленными поправками и дополнениями.

У истоков становления государственности Основной закон 1993 года предоставил гражданам право получить землю в аренду с правом наследия. После изгнания «легендарного» парламента в Конституцию ввели статью о праве собственности на землю, в результате чего Кыргызстан рискует оказаться раздробленным путём коррупционных махинаций через подставных лиц. Семьям со смешанным гражданством земли в частную собственность не передаются. Однако их дети, рождённые здесь и являющиеся полноправными гражданами нашей страны, имеют право приобретать землю в собственность, и не факт, что когда-нибудь не станут требовать отторжения этих земель от Кыргызстана?! Это мина замедленного действия, способная спровоцировать повторение трагедии Нагорного Карабаха.

Несовершенство и лазейки в Конституции в течение многих лет приводят к тому, что суды завалены исками о рейдерских захватах земельных участков, незаконном строительстве и пр., и эта ситуация существенно накаляет социальную напряжённость в обществе.

В то время, когда команда президента Акаева стала активно вносить изменения в Основной закон, я опубликовал статьи «Не гоняться за чужими образцами» («СК» от 29.11.2002 г.), «Народу нужны крепкая власть и справедливость» («СК» от 19.12.2003 г.), предостерегающие от поспешных и недальновидных шагов, но первый президент, впрочем, так же как и второй, ратовавший за многопартийную систему, не сочли нужным прислушаться к разумным доводам и советам общественности.

«При многопартийной системе никогда не будет стабильности в государстве, так как партии «одной лишь думы знают власть, одну, но пламенную страсть» — ВЛАСТЬ. В борьбе за неё они начнут бодаться меж собой, кучковаться, чтобы сместить стоящих у власти. За всё это придётся расплачиваться народу — вытоптанными пашнями, перекрытыми дорогами, расстрелянными сыновьями»… («Эне-Сай» от 9.05.2007 г.). Апрель и июнь 2010 года подтвердили мои наихудшие опасения.

Конституция, принятая в том же году, следовала тем же тенденциям, что и предыдущие варианты: народ обезличен, не имеет властных полномочий, а судебная система не несёт никакой ответственности, правительство виновно во всём, депутаты ЖК кучкуются по фракциям, президент избирается на шесть лет без права перевыбора на второй срок.

Назрела острая необходимость разрубить этот гордиев узел — принять новую Конституцию, основанную на подлинном народовластии, с введением института Всенародного курултая.

Кыргызы — малый народ, объединённый кровным родством, брачными узами, с сохранением родоплеменной чести и достоинства. Именно эти элементы и должны стать фундаментом государственного единства Кыргызстана. «Чтоб был народ всегда един, им должен править хан один!» — сказано в «Манасе». А так называемое парламентское правление — это игра в демократию. Таким образом, в Кыргызстане будет президентское правление под строгим контролем народа.

Для укрепления государственной системы надо усилить и расширить полномочия президента, укрепить ответственность судебной власти, уточнить функции парламента. Всенародный курултай в составе 800 делегатов от каждой области и Бишкека избирает: президента как главу государства и правительства на десять лет с правом выдвижения на следующий срок; председателя Верховного суда и депутатов Верховного собрания (парламента), ежегодно слушает их отчёты с правом отозвать досрочно. Верховное собрание в составе 80 депутатов принимает законы и контролирует их исполнение. Председатель Верховного суда формирует состав судей, несёт ответственность за их деятельность. Политические партии на правах общественных организаций вправе выдвигать своих кандидатов в делегаты Всенародного курултая и в депутаты Высшего собрания.

В данное время имеется несколько проектов Конституции, основанных на Всенародном курултае, которые предлагаю обсудить и принять по ним решение.

Не менее актуальные проблемы назрели в отраслевых министерствах и требуют безотлагательного решения. Министерство культуры, в ведении которого десятки театров, учебных заведений, библиотек, музеев, киностудия, кинопрокат, клубы, художественное творчество, массовые мероприятия, загружено ещё и делами туризма и информации. На туризм Кыргызстана возложены грандиозные перспективные планы.

В сфере информации сложилась трудная ситуация, требующая законного контроля. Государственные СМИ находятся в плачевном состоянии, а для пропаганды национальной идеологии необходимы особые условия и поддержка. Эти ответственные организации должны находиться под прямым контролем правительства.

Министерство образования и науки утеряло свои прежние полномочия по управлению учебным процессом и наукой. Очень пассивно ведутся внедрение госязыка и обучение ему. После создания комиссии по госязыку в библиотеке им. К. Баялинова организовали центр «Эне-тил ордосу», где проводились семинары по истории, литературе, искусству и языку, обучение госслужащих осуществлялось с выездом в министерства и ведомства. Как только распустили «легендарный парламент», аудитории отдали арендаторам, имущество и экспонаты растащили по этажам.

Общество возмущено тем, что издаются и переиздаются те варианты эпоса «Манас», где легендарный герой представлен как угнетатель и разоритель своего народа, кровопийца-канкор, подкидыш, в качестве учебного пособия массовым тиражом выпущен вариант с элементами порнографии, где Манас представлен как жестокий детоубийца. Переиздан устаревший четырёхтомник, где сын Манаса Семетей изображён как отпетый женолюб, который, бросив на произвол судьбы свой народ и семью, развлекается в горах с юными девицами.

Во исполнение закона по изучению и пропаганде великого эпоса общественный фонд «Седеп» по защите творческого наследия издал хрестоматийный вариант трилогии «Манас. Семетей. Сейтек» на кыргызском и русском языках, которая переиздана в Москве, переведёна на грузинский, азербайджанский, украинский, узбекский, казахский и другие языки и приказом Министерства образования и науки утверждёна как учебное пособие. Один из инициаторов закона об эпосе «Манас» депутат К. Иманалиев рекомендовал министерствам культуры и образования приобрести эти учебники для библиотек и учебных заведений республики. Однако ведомства не купили ни одного экземпляра, ссылаясь на отсутствие бюджетных средств. Надеюсь, что с избранием нового Президента эти значительные изъяны и пробелы в образовании ликвидируют.

Профессиональные специалисты и я, как один из составителей первых законов по культуре и образованию, средствам массовой информации, эксперт-редактор кыргызского и русского текстов первой Конституции Кыргызстана, всегда готовы поддержать главу государства в решении этих сложных вопросов.

Уверен, что принципиально новая Конституция поможет осуществить актуальные и перспективные планы, заложенные в стратегии нынешнего Года развития регионов, так как и в курултае, и в парламенте окажутся представители от каждой области и района.

Мар БАЙДЖИЕВ.






Добавить комментарий