Main Menu

Развитые регионы — развитая страна

Вчера под председательством главы государства Сооронбая Жээнбекова состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о местных государственных администрациях и местном самоуправлении, созданной в рамках Указа Президента «Об объявлении 2018-го Годом развития регионов». На совещании выступил лидер Кыргызстана.


«Уважаемые члены рабочей группы! Уважаемые участники заседания!

Для развития страны в первую очередь нужно развивать регионы. Это моё глубокое убеждение. Я долгое время проработал руководителем в сельской местности. Был губернатором. Как премьер-министр страны, затем в качестве кандидата в президенты побывал во всех уголках Кыргызстана. Выслушал требования народа. Лично ознакомился с насущными проблемами на местах. Поэтому подписал Указ «Об объявлении 2018-го Годом развития регионов».

Почему надо обращать особое внимание на регионы? Хотел бы сказать пару слов о причинах, побудивших издать данный Указ. Долгие годы сохраняется дисбаланс в развитии регионов. И если мы не изменим в отношении них политику, разница между ними только усугубится. В настоящее время экономическое развитие страны зависит только от одного-двух регионов. Зона развития сосредоточена лишь вокруг Бишкека. Не сформировался каркас опорных городов, способных обеспечивать стабильное развитие всей страны. Два основных экономических инструмента государства — налогово-бюджетная политика и денежно-кредитная политика — не смогли напрямую повлиять на развитие территорий. Доходы госбюджета в основном формируются в двух-трёх городах. Усилилась зависимость местных бюджетов от центра. Есть случаи, когда объём собранных доходов в некоторых сёлах меньше даже трансфертов, поступающих от центра.

Денежно-кредитная политика не приспособлена к развитию регионов. На местах нет ни одного самостоятельного банка. Экономическая политика придерживается только отраслевого принципа и не учитывает специфики регионов. При сравнении также обнаруживается огромная разница между регионами. Налицо дисбаланс между ними. Одни развиваются, другие остаются без внимания. Тот, кто сильнее, и перетягивает на себя и бюджетные, и грантовые, и кредитные средства. Что скрывать, поток капитала направляется в те районы, откуда больше выходцев — чиновников и депутатов. Усилилось региональное лобби. А другие регионы остаются ни с чем. Нарушен баланс развития. Поэтому сохраняется серьёзная региональная разница в социально-экономическом развитии, доходах населения и уровне бедности.

Разница в развитии регионов приводит к тому, что трудоспособное население отстающих регионов переселяется в более благополучные районы. Потребность в рабочих ресурсах в регионах в разы ниже, чем в Бишкеке или Чуйской области. На сегодня Бишкек и Чуйская область превратились в зону, куда из регионов прибывает непрерывный поток мигрантов. Отток населения приводит к нехватке квалифицированных рабочих ресурсов на местах и способствует уменьшению потенциала регионов. Уже не годится полагаться на то, что сам рынок устранит все эти проблемы. Если раньше мы думали, что нет необходимости во вмешательстве государства в этот процесс, то сегодня надо кардинально изменить ситуацию. Для обеспечения единой госполитики и системного подхода к развитию регионов следует принять серьёзные решения, в том числе законодательного характера. Поэтому члены рабочей группы должны обратить внимание на следующие вопросы.

Первое. Нужно преодолеть существующий субъективный подход к распределению бюджетной, кредитной и грантовой помощи, приводящий к дисбалансу в развитии регионов. Обновление критериев и стандартов территориального планирования позволит учесть плотность населения, географические особенности каждого села, района, области. К этой работе надо привлечь не только Министерство финансов, но и другие министерства и ведомства, местные органы власти. Им следует учесть потребности населения регионов для полноценной жизнедеятельности, включая доступ к образовательным, оздоровительным, развивающим, спортивным и культурно-развлекательным услугам.

Второе. Кредитную политику надо проводить правильно, с учётом потребностей регионов. Национальному банку необходимо в денежно-кредитную политику внести новые элементы, направленные на развитие регионов. На сегодня льготные кредиты по заниженным ставкам, средства Кыргызско-Российского фонда развития распределяются без определённого плана и системы. Некоторые регионы развиваются, некоторые остаются без внимания. Поэтому бюджетные и инвестиционные средства надо распределять равномерно, с учётом интересов и специфики каждого региона. Об этом должны помнить руководители «Айыл Банка», Гарантийного фонда и «РСК Банка».

Третье. Вопрос сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, произведённой в регионах. Следует оживить строительство перерабатывающих предприятий в регионах, специализирующихся на сельхозпродукции. Например, когда я работал в правительстве, мы открыли филиалы молочного завода «Умут» в Таласской и Ошской областях. В результате там заметно повысилась закупочная цена на молоко, у населения и фермеров появился стимул увеличить производство молочной продукции. Надо реализовать такие же проекты и в других регионах, это повысит потенциал внутреннего рынка.

Четвертое. Для повышения экспортного потенциала региона следует обращать особое внимание на перерабатывающую отрасль. Каждая область должна иметь собственный бренд. Мы много говорим о переработке мяса в Нарынской области, о переработке урюка в Баткенской области, но до сих пор нет реального производства. А ведь специализация регионов именно в это и упирается. На самом деле народу приходится самому находить выход из положения. В чём заключается наша недоработка? В том, что оказываемая поддержка фермерам и крестьянам неэффективна. Отсутствуют государственный маркетинг и эффективное управление.

Я поручил Кыргызско-Российскому фонду развития, Гарантийному фонду, «Айыл Банку» отдавать приоритет проектам, направленным на открытие производства в сельской местности. Народ прекрасно понимает причины этого. Вот мы вступили в ЕАЭС, открыта граница с Узбекистаном. Значит, усилится и конкуренция. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам нужно оказать существенную поддержку сельскому хозяйству, перерабатывающей отрасли, фермерским хозяйствам.

Пятое. Мне хорошо известны возможности и потребности регионов. Во время встреч с населением в основном озвучиваются одинаковые проблемы — недостаток чистой питьевой воды, неразвитая ирригационная система, нехватка социальных объектов — школ, больниц, детских садов, плохие дороги, некачественное предоставление услуг и др. Обеспечение населения чистой питьевой водой и санитария — одни из самых важных вопросов в Кыргызстане. Из-за этой проблемы местное население вынуждено использовать для питья воду из разных источников, и, как следствие, люди подвергаются опасности заражения различными болезнями. Поэтому, будучи премьер-министром, я добивался разработки и принятия концепции развития регионов, программ обеспечения населения чистой питьевой водой и развития ирригационных систем.

Население и местные власти хорошо знают, где, когда и какой производственный объект следует построить для развития региона. Поэтому для реализации концепции развития регионов следует в тесном контакте работать с местными представителями. Одна из целей Указа «Об объявлении 2018-го Годом развития регионов» — успешная реализация этих программ. Я ожидаю новых действенных предложений от рабочей группы по этим вопросам.

Шестое. Необходимо пересмотреть систему госуправления и местного самоуправления на региональном и местном уровнях. В настоящее время и у районной госадминистрации, и у органов МСУ ограниченные возможности. Надо дать им больше полномочий. Но и спрос с них должен стать строже. Только тогда можно будет говорить о реальной ответственности.

Сейчас при возникновении любых проблем, скажем, нет света, питьевой воды или дороги плохие, народ обращается за помощью к Президенту. Такие проблемы локального характера надо решать на местном уровне, это дело акимов, глав айыл окмоту. И у местной власти должен существовать финансовый, материально-технический потенциал для их решения.

Поэтому местным госадминистрациям и органам местного самоуправления нужно проанализировать соответствующие законы и внести предложения для их совершенствования. Есть моменты, когда принятые законы не только полноценно не работают, но и, наоборот, создают препоны для работы.

Бесспорно, только сильная районная власть способна стать опорной точкой роста, реальной силой для развития регионов. Только через усиление влияния районной госвласти, делегирование ей соответствующих полномочий мы сможем вывести регионы на устойчивый путь развития. Усиление полномочий и потенциала местных госадминистраций, укрепление эффективного взаимодействия государства с местными органами самоуправления укрепят территориальное управление по горизонтали, сократят бюрократию и повысят доверие к власти местного сообщества.

Необходимо территориальные отделы некоторых министерств и ведомств перевести на баланс акимов и тем самым усилить роль местной госадминистрации. Поэтому я поручаю рабочей группе разработать конкретные предложения о внесении изменений в законы и другие нормативно-правовые акты в целях существенного усиления роли и ответственности местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Седьмое. Хотел бы отдельно остановиться ещё на одном вопросе относительно местного самоуправления. В последнее время происходило немало случаев, когда местные кенеши демонстрировали свои неспособность и беспомощность в избрании глав айыл окмоту или мэров городов. Даже отмечены случаи, когда никак не могли избрать председателя местного кенеша! Отсюда вытекает необходимость роспуска местного кенеша и проведения новых выборов. А это в свою очередь упирается в привлечение дополнительных средств, времени и ресурсов. Откровенно говоря, выбор руководителей местной исполнительной власти превращается в игры, которые наносят урон деятельности государства. Если депутаты местных кенешей не способны решать вопросы местного уровня, возникнет потребность введения прямого госуправления на период полномочий данного неспособного кенеша через назначение государственного полномочного представителя для урегулирования подобной ситуации.

Возможность введения прямого государственного управления предусмотрена в законодательстве, но до сих пор ни разу не применялась. Видимо, настало время для использования данного инструмента управления.

Уважаемые члены рабочей группы!

Реализуя вышеперечисленные цели, мы сумеем улучшить условия жизни в сельской местности, на местах создадим рабочие места, уменьшим поток миграции.

Развитие никогда не бывает естественным процессом, не происходит стихийно, а только благодаря силе законов рынка. Для развития регионов требуются усилия, финансовые средства, твёрдая воля государства. Субъектом развития должно стать государство. Невозможно добиться успешного развития только за один год. В этом году мы дадим мощный импульс, а в последующий период усилия в данном направлении продолжатся.

В 2018 году необходимо создать прочную основу для кардинального изменения политики поддержки регионов и их социально-экономического развития, принять долгосрочные программы для каждого региона.

Работа в рамках Указа по развитию регионов будет проводиться не один год — это приоритетное направление на протяжении всего моего президентского срока».

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий