Main Menu

Мир в доме: у нас и у соседей

Наш автор — ректор КГУ им. И. Арабаева Толобек АБДЫРАХМАНОВ — недавно вернулся с большими впечатлениями из Астаны, где в составе делегации Кыргызстана участвовал в международной научно-практической конференции  «Диалог культур тюркских народов: история и современность». Несколько дней, проведенных в новой столице соседнего государства, позволили сравнить жизнь двух республик и ответить на некоторые важные вопросы. В том числе и  о том, почему  огромный  корабль многонационального  Казахстана плывет по жизни, не зная межэтнических потрясений.


— Толобек Абылович, насколько широким был круг участников конференции?
— Приехали  ученые, политические и общественные деятели, посланцы различных этноязыковых диаспор из девяти стран мира, а также представители международных организаций. Кстати, самой большой была делегация из Кыргызстана, и организаторы не раз отмечали ее активное и полезное участие в дискуссиях. Мне хотелось бы поблагодарить руководство Ассамблеи народа Кыргызстана, руководителей кыргызской диаспоры в Казахстане и лично Мурата Ауэзова  за теплый прием и особое внимание к нам.
— Что нового вы  почерпнули для себя в дискуссиях, с  чем не согласились?
— В целом мы приобрели для себя  много полезного. В частности, в казахстанской модели  межэтнического мироустройства есть много положительного. Фактически все участники с удовлетворением отметили фундаментальную и систематическую работу руководства государства  по гармонизации энтоязыковой ситуации в стране. Яркими доказательствами являются высокий общественно-политический статус Ассамблеи народа Казахстана, масштаб и многовекторный характер ее деятельности, объем государственного финансирования этой работы.  Много полезного получили от общения с такими личностями, как Мурат Ауэзов, Болот Шамшиев.
Конечно, исходя из этого, трудно было не согласиться с чем-то. Но в ходе дискуссии  мы подчеркнули, что в Кыргызстане принципиально иная  внутриполитическая и экономическая ситуация.  То есть, если в Казахстане острые и деликатные проблемы межэтнического согласия решаются в условиях этатической общественно-политической стабильности и благодаря хорошей финансово-экономической поддержке госкапитализма, то у нас в стране —   в обстановке масштабной дисфункции государственной власти, а также тотальной и перманентной общественно-политической нестабильности. В условиях, когда в течение 20 лет конкретные человек, школа, вуз, село, предприятие и вообще все общество вынуждены самовыживать. Следовательно, и этноязыковые группы, их диаспоры, а также Ассамблея народа Кыргызстана строят свою работу с учетом этих особенностей.
— Астана претендует на звание столицы тюркского мира. Нынешний год в ней так и назван «Астана — столица тюркского мира», и конференция прошла под этим девизом. Какие конкретные шаги делает Казахстан по пути объединения тюркского мира?
— Да, в 2012  году Астана объявлена столицей тюркского мира. В следующем году это звание будет нести другой город другого тюркоязычного государства. Что касается конкретных шагов Астаны, то, как нам стало известно, намечается весьма насыщенная программа: научные, культурные, спортивные форумы. Планируется проведение летних школ и встреч  школьников, студентов и творческой молодежи, состязания по традиционным видам спорта, выставка изделий народно-этнографического творчества и т.д. Готовится открытие в Астане исламского центра с крупнейшей мечетью в Центральной Азии.
— Вообще насколько актуален  лозунг объединения тюркского мира в условиях современного мира, когда, наоборот, постепенно размываются особенности, присущие тому или иному этносу? Ведь человечество идет по пути унификации.
— Вы правы, ХХI век — век всепоглощающей глобализации. Однако существует и такая тенденция, когда определенная часть человечества все еще пытается сохранить и отстаивать  некие этноязыковые, культурные, социополитические и социоэкономические общности. Например, все еще не утратили свои ценности идеи евроатлантизма, довольно успешно используются  ценности конфуцианской цивилизации, функционируют некие институциональные структуры арабского мира, и все чаще поднимаются идеи евразийской интеграционной платформы. Поэтому интеграционные тенденции в тюркском мире вполне объяснимы. Единственное, мне думается, интеграция тюркского мира в политическом и экономическом планах имеет мало шансов, а вот в этноязыковой и культурной сферах — перспектива  более реальная.
— За дни нахождения на казахской земле вы ответили для себя на вопрос: почему на ней в отличие от Кыргызстана не происходит межнациональных конфликтов?
— Как известно, Россия, Казахстан и Кыргызстан в этноязыковом и этнорелигиозном отношениях — идентичные страны, то есть весьма полиэтнические. Например, в Казахстане проживают представители более 130 этноязыковых групп, у нас 80. Но ситуация в наших государствах разная. Полагаю, главная причина заключается в том, что российское и казахстанское  общества находятся в условиях консервативной стабильности. Следовательно,  проблема межэтнического согласия, как и все другие внутриполитические проблемы, жестко контролируется и эффективно решается государством.   Наоборот, Кыргызстан 20 лет как пребывает в зоне высокой общественно-политической «сейсмичности». Из-за этого все слои, сегменты и структуры общества оказались в ситуации высокой пассионарности и  революционной динамичности. Поэтому  все два десятилетия нашу страну сопровождают катаклизмы политической, социальной, сексуальной, криминальной революций, опасности региональной, клановой и этноязыковой фрагментации. Самое главное, в результате безоглядной либерализации общественно-политической системы и ультрарыночной модернизации экономики  государственная власть Кыргызстана существенно  ослабила консолидирующую, контролирующую и направляющую способность, в том числе в этноязыковой и этнорелигиозной сферах. И только сейчас она предпринимает отчаянные попытки полномасштабно восстановить свой статус-кво.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли государства в выстраивании межэтнических отношений в Казахстане.
— Как я уже  сказал, роль всех ветвей и уровней государственной власти  там огромна и незыблема. Наши две страны выбрали совершенно разные модели общественно-политического и социально-экономического развития. И по большому счету, если  в Казахстане этатическая власть, сохраняя стратегическое господство в политическо-экономической системе государства, взвалила на себя полную ответственность за благополучие своего общества, в том числе и в межэтнических отношениях, то  у нас складывается другая ситуация. Здесь существенная часть политической и экономической системы  контролируется  негосударственным сектором. Следовательно, соответствующая часть ответственности делегирована негосударственному сектору. Это и есть тяжелая ноша демократического общества.
Напротив, в Казахстане  четко и внятно определяют политику в этноязыковой и этнорелигиозной сферах, эффективно контролируют и направляют ситуацию. Самое важное — в предостаточном объеме финансируются все мероприятия, направленные на улучшение этноязыковой ситуации в стране.
—  Наблюдается ли и там вымывание русскоязычного населения?
— Важнейшим результатом  твердой государственной политики является то, что, согласно статистическим данным, демографические потери русскоязычного населения Казахстана оказались намного меньше, чем в других государствах  Центральной Азии. Да и визуально мы отметили большое количество русских в Алматы и Астане. Русскоязычное население хорошо представлено в различных ветвях и на уровнях власти.
— Какое впечатление произвела на вас Астана как город? Чему бы поучиться у нее бишкекским градоначальникам?
— Астана — динамично развивающийся город. В него  вкладываются огромные средства, строятся весьма амбициозные планы. Это всем известно. Кроме того, во всем  наблюдается желание руководства Казахстана сделать Астану символом благополучного управления государством, символом торжества этатической модели, а также олицетворением могущества страны. А у рядовых казахстанцев формируется гордость за свою столицу. Когда они показывают Астану или рассказывают о ней, явно чувствуются высокий патриотизм и  любовь к ней.
Что касается второй части вашего вопроса, то нашим градоначальникам хотелось бы пожелать больше оптимизма, терпения, требовательности и настойчивости в решении острых и сложнейших проблем столицы.

Дина РАИМБЕКОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий