Main Menu

Разные разности

Кыргызы знают всё и обо всех

Кыргызы действительно очень любознательный народ. Они знают подноготную любых своих руководителей.

Помнится, став президентом республики, Аскар Акаев заикнулся было о том, что он потомок Шабдан-баатыра, но местные санжырачы (знатоки родословных) быстро поведали народу через прессу, что это совсем не так. Что на самом деле он принадлежит к роду абыла, конечное происхождение которого неизвестно, родоначальник был то ли беглецом, то ли нашедшим приют в кочевьях сарыбагышских кыргызов, не то калмыцкий, не то казахский юноша, и что мать Акаева из казахского рода чапырашты, откуда родом и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Кыргызы отлично знают и о том, что первой любовью Нурсултана Абишевича была русская девушка из украинского города Днепродзержинска, где он учился в ПТУ на сталевара. А второй раз дружил с кыргызской девушкой из Киргосмединститута, к которой он прилетал с букетом из Караганды. Об этом даже писали в газетах. Детство и юность Нурсултана Абишевича также связаны дружбой с кыргызскими детьми, с которыми их джайлоо (летовки) были по соседству.

Теперь наши досконально знают, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев родом из Зааминского района, где проживает довольно много кыргызов, и что его доброе отношение к Кыргызстану связано с тем, что он тесно общался в детстве и юности с кыргызскими ребятами. Везёт же кыргызам!

Везёт кыргызам и с россиянами. Так, одним из ведущих аналитиков России, чьи выкладки и рекомендации ложатся на стол Президента В. Путина, является уроженец Сокулукского района, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Советником Президента России по вопросам культуры является другой наш земляк, кантовчанин Михаил Швыдкой. Главным санитарным врачом России был уроженец Узгенского района Геннадий Онищенко.

Член президиума Академии наук России, директор Института океанологии, академик Роберт Нигматулин родился и вырос во Фрунзе. В этом году на выборах президента академии выдающийся учёный был одним из двух претендентов. Да вот только возраст помешал.

Один из ветеранов ФСБ России генерал-лейтенант Владимир Тимофеев поведал, что только в их ведомстве насчитывается около двадцати генералов, воспитанных в стенах кыргызского ЧК. И таких примеров, когда наши земляки сделали большую карьеру в России, очень много.

В Узбекистане, например, гордятся своими именитыми земляками-россиянами. Они даже книгу выпустили на сей счёт. Можно было бы подумать об этом и нашим краеведам.

Почему я не стал губернатором в России

Мог ли я стать губернатором в России? Мог, а почему бы нет. Работал же в Пензе замгубернатора области наш земляк Арстанбек Ногоев. А в Ставрополье совсем недавно другой кыргыз стал вице-премьером правительства. И я мог, если бы не моя скромность. И вот почему.

В 1970 году я был комиссаром студенческого стройотряда. Наш отряд дислоцировался в селе Тасма Тюпского района. В том году произошло крупное землетрясение, и мы строили школу в этом селе. На подмогу пострадавшим иссыккульцам пришла вся страна. Были подтянуты стройбаты армейцев, приехали студенческие стройотряды. К нам в Тасму прибыл стройотряд из Ленинграда. Но из-за отсутствия объёма работ их через день перебросили в другой район. В числе ленинградцев был и студент Сергей Иванов. Это был худощавый, стройный юноша. Мы почти одногодки. Так вот, за короткое время мы с ним подружились. Оказавшись в центре Азии, в другой республике, ленинградцы, взяв меня в круг как комиссара отряда, наперебой расспрашивали о Кыргызстане. И знаете, мой основной собеседник Сергей Иванов был уже тогда, как мне он запомнился, аналитиком и весьма любознательным молодым человеком. Его интересовало многое: экономика, история, межнациональные отношения. Мне кажется, у нас сложились добрые отношения. Но, к сожалению, на следующий день они уехали, а мы не обменялись даже адресами. Но я думаю, что эти первые встречи на кыргызской земле у него остались в памяти.

Спустя многие годы я уже знал, что Сергей Иванов служил в органах КГБ, стал министром обороны, а затем был аж руководителем администрации Президента России, правой рукой В. Путина.

В эти же годы я тоже служил в органах КГБ. Иногда думаю, что я мог воспользоваться этой пусть даже короткой, но впечатляющей встречей с одним из лидеров современной России. Сергей Иванов об этом своём первом приезде в Кыргызстан упоминал в своих интервью и потом также часто бывал у нас уже с государственными визитами. Я знаю, что отдельные руководители студенческих строительных отрядов республики в последующем поддерживали связь с ним.

Так что видный государственный деятель Российской Федерации Сергей Иванов оставил добрый след и на кыргызской земле. Привет ему и успехов!

Чем отличаются финны от кыргызов

В этом году всё прогрессивное человечество, и это без всякой иронии, отметило столетие Великой Октябрьской революции.

Как бы ни спорили, как бы её ни называли, но это была действительно Великая революция. Она изменила в корне всё. Были и плачевные результаты, трагедии. Но Октябрь принёс и много положительного народам. Произошли изменения и в геополитике. Получили независимость Финляндия и Польша. Кыргызы избежали геноцида и сохранились как народ. Сохранились физически на исконно кыргызской земле.

Как же отметили мои соотечественники эту дату спустя 100 лет? Скажем честно, весьма скромно. Не по достоинству! А ведь мы жизнью и тем даже, что имеем ныне свою государственность, сохранились и преумножились как этнос, во многом обязаны Владимиру Ильичу Ленину и Октябрю. Кроме скромной научной конференции по случаю этой даты, в прессе звучали также голоса лжепатриотов: «А что мы отмечаем-то эту дату, если даже среди русских есть такие, которые отмежёвываются от Октябрьской революции, критикуют и всячески шельмуют её?!» Ну и что же? У истории и возрождённого Октябрём кыргызского народа этим негодяям очень много ответов. Я думаю, в год столетия Великой революции мы, кыргызы, могли бы поставить ещё один памятник её вождю В. И. Ленину. И этого было бы мало!

Мы могли бы поучиться исторической благодарности и мудрости у весьма скромного и далёкого от восточной высокопарности и самолюбования финского народа. Они живут в одной из самых успешных стран капиталистического мира. Пережили советскую агрессию. Тем не менее они благодарны Октябрьской революции и В. И. Ленину, предоставившим финскому народу независимость. В Финляндии широко отметили 100-летие Октября. Там бережно чтут память о Владимире Ильиче. Есть музеи, посвящённые ему. Сохранились памятники в его честь. Финны благодарны решению вождя революции, на века определившего судьбу их народа.

Про тоталитаризм

Я жил в эпоху тоталитаризма. Школьником был тогда. Ох, жуткое было время!

Подумайте, ты не хочешь учиться, и родители не против. А тут целая комиссия из школы, сельского совета, а то и с участковым милиционером в придачу заявляются домой и задают вопрос: почему, мол, ваш сын в школу не ходит? Вердикт их однозначен: «А ну марш в школу!» — и баста. А то могут и оштрафовать. Такова была система, не то что сейчас — в эпоху демократии.

Тогда, я помню, туго было не только детям, но и взрослым. Помню, если какие-то дяденьки или тётеньки не хотели работать (ну просто так, не хотят и всё. Это же их воля), приходил участковый милиционер и забирал их. Находил работу и заставлял трудиться, так сказать, вопреки их желанию не работать. А если дяденька или тётенька не соглашались, то могли их и посадить, тунеядство пришить. Вот так было в эпоху тоталитаризма, не то что сейчас — в эпоху демократии.

Про третьегодника Науменко

Помню, в классе были не только второгодники, но и третьегодники. Это такие ученики, которых оставляли за неуспеваемость учиться повторно на второй или третий год подряд в одном и том же классе.

В нашем классе был третьегодник Науменко. Как-то на уроке географии учительница Любовь Нефёдовна вызывает его к доске и задаёт вопрос: какие новые судоходные каналы намечено построить в стране в следующей пятилетке? Естественно, Науменко не знает. Пользуясь случаем, что Любовь Нефёдовна смотрит в окно, он кивает в сторону класса и просит подсказки. Сжалясь над одноклассником, шепчу ему: «В следующей пятилетке намечено соединить реку Иртыш с рекой Нарын и будет он называться Трансазиатским судоходным каналом». Взбодрённый подсказкой Науменко, слегка крякнув, повторяет мои слова. Возмущённая Любовь Нефедовна кричит: «Садись, кол!» Науменко садится и недовольно бурчит: «Я же ответил!»

«А ты молчи!» — взмахивает указкой в воздухе в мою сторону наша любимая учительница. Это было моей лучшей подсказкой в школьные годы, и я её до сих пор не забыл.

После школы мы с Науменко шли в одну сторону. Вернее сказать, он шёл, а я всегда бегом его догонял. Как-никак он был старше на три года. Хороший был парень, хоть и третьегодник. Только вот имя его я уже забыл. Но привычка быстро ходить, почти бегом, осталась у меня с тех пор.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий