Main Menu

Байтик баатыр и история

История кыргызов XIХ века насыщена событиями судьбоносного характера. Освободившиеся от ига Джунгарского ханства разрозненные кыргызские племена попадают под власть не менее жестокого и деспотического Кокандского ханства. Народ терпит лишения, обложен многочисленными налогами.

В этих условиях среди родоплеменных вождей возникает идея объединить усилия по противостоянию кокандской тирании. Предводитель сарыбагышей Ормон-хан пытается объявить самостоятельное кыргызское ханство. Усилия сплотить возможности северян и южан предпринимает и вождь алайских кыргызов Алымбек датка. В эти же годы происходит восстание кыргызов против кокандцев во главе с Тайлак баатыром. Но наиболее активным выступлением явилось, конечно, вооружённое восстание кыргызского племени солто во главе с Байтик баатыром, завершившееся убийством кокандского наместника в Чуйской долине Рахматуллы и его 60 сарбазов. Это было началом освобождения северных кыргызов от кокандского ига и вступления их в новые политические реалии, определившие судьбу народа на века вперед.

О родословной Байтик баатыра

Байтик баатыр — сын знаменитого вождя солтинцев Канай баатыра. А отец Канай баатыра — выдающийся кыргызский вождь общенационального значения, дипломат и чечен (оратор, мудрец) XVIII века Тулеберди баатыр. И далее по восходящей прародители Байтик баатыра были не просто знатью, белой костью, а активными защитниками интересов народа.

Следует отметить, что титул «баатыр» не передается по наследству, а каждый из династии должен заслужить его. Отец Байтика Канай баатыр также выступал против кокандского ига. Он даже угодил за это в зиндан и был приговорён к повешению. Освободили его из плена благодаря посредническим усилиям известного вождя племени саруу Ажыбека датки. Вот в таких условиях формировалась личность будущего народного вождя — Байтик баатыра.

Юность баатыра

Байтик родился, по некоторым источникам, в 1820 году, по другим — чуть ранее. Он был одним из девяти сыновей Канай баатыра.

Так уж довелось в семьях кыргызской знати, что детям младших жён уделялось меньше внимания. А Байтик был сыном от третьей жены Канай баатыра. К слову, его мать слыла первой красавицей — смуглянкой из таласского племени кушчу. Канай баатыру, чтобы жениться на ней, пришлось даже воспользоваться авторитетом и влиянием своего друга вождя племени Бурго баатыра.

Детство Байтика пришлось на начало кокандской экспансии. Он своими глазами видел произвол иноземцев, недовольство родных и близких, всех кыргызов. Байтик рос гордым, решительным, волевым и мужественным юношей. Был высокого роста, широкоплеч. Организовывал всевозможные детские игры, скачки на молодых бычках, борцовские и иные состязания. Отец и аксакалы племени отмечали, что его ожидает большое будущее.

В 1835 году Канай отправляет Байтика к родственникам матери в верховья Таласа. В народе живуче мнение, что он сделал это, дабы держать его подальше от сглаза. Тем не менее Байтик и там прославился геройством, отвагой и небывалой способностью сплачивать вокруг себя сверстников. Будучи в Таласе, он подружился с детьми местной знати. Так, в числе его близких друзей был сын Ажыбека датки Нурак. К сожалению, Канай баатыр умер, когда Байтику было всего 15 лет. Дальнейшее формирование его как личности шло под влиянием дяди по отцу Джангарач-бия, к которому перешло предводительство в племени солто.

В связи с этим интересный случай происходит в стане Ажыбека датки. Байтик обращается к нему: «Уважаемый аяш ата (отец моего друга), можете ли исполнить мою просьбу?» Датка, разумеется, соглашается. Тогда Байтик просит отпустить с ним известного акына и манасчы Балык-ооза. Не ожидавший такой просьбы, но уже давший слово, датка отпускает акына. Впоследствии Балык-ооз повсюду сопровождает Байтика, становится его другом и советчиком.

В 1845-1846 годах Байтик возвращается на родину в Чуйскую долину из Таласа. В эти же годы он со своим другом Балык-оозом целый месяц гостит у вождя кеминских сарыбагышей Жантай баатыра. Жантай баатыр, восхищённый личными качествами Байтика и в знак уважения к солтинцам, дарит ему своего знаменитого иноходца Кок-Шалкы, который сыграет в судьбе Байтика ключевую роль.

Во главе племени

К началу 60-х годов XIX века усилилось соперничество Российской империи и Кокандского ханства за влияние в Средней Азии. В это время кокандцы усиленно начали укреплять свои крепости в кыргызских землях. Так, в 1860 году только в Чуйской долине они сосредоточили 5 тыс. сарбазов. Русские войска, двигавшиеся на юг, возглавлял подполковник Г. Колпаковский.

В это же время бразды правления у солтинцев принимает Байтик баатыр. Это происходит во время поминок одного из чуйских вельмож при весьма интересных обстоятельствах. На традиционных в таких случаях скачках первым приходит иноходец Байтика, упомянутый выше Кок-Шалкы. Вождь племени Джангарач-бий, восхищённый иноходцем, присваивает его. На это Байтик баатыр, не выражая протеста, великодушно заявляет, что «конь нашёл своего хозяина», и уступает Кок-Шалкы вместе с призом вождю племени. Умилённый щедрым подношением родного племянника, стареющий Джангарач в тот же день объявляет Байтика своим преемником в качестве вождя солтинцев и даёт ему своё бата (благословение). Джангарач-бий к тому же осознавал, что Байтик баатыр уже был зрелым, мудрым и авторитетным человеком в кыргызских землях. Таким образом, пришло время Байтик баатыра, посчитал мудрый Джангарач-бий.

Взятие Бишкекской крепости

Состоявшиеся отдельные стычки между русскими войсками и кокандскими сарбазами выявили преимущество русского оружия. Родоначальникам кыргызского народа в борьбе против кокандского ига был резон опереться на могущественную Российскую империю. К тому времени представители племен бугу и сарыбагыш уже вели переговоры о принятии российского подданства.

Протестные настроения среди кыргызов Чуйской долины особенно усилились после назначения в начале 1961 года наместником Кокандского хана зловещего Рахматуллы. Он обложил солтинцев дополнительными налогами, в качестве заложника в Бишкекской крепости держал сына Байтик баатыра Байсала. До Байтик баатыра дошли и слухи о якобы издевательствах над его сыном.

Все объективные и субъективные факторы, а также внешнеполитические обстоятельства говорили о назревании решающей схватки против кокандского засилья. Понимал это и Рахматулла. На приглашения Байтик баатыра принять участие в том или ином торжестве или поминках всегда отвечал отказом. Удобный случай расправы над Рахматуллой представился только в конце августа — начале сентября 1862 года. Усыпив его бдительность через близкое окружение, Байтик баатыр пригласил кокандского наместника на праздник обрезания (суннот той) в окрестности Бишкека. Рахматулла прибыл на той в сопровождении усиленной охраны из 60 сарбазов. В случае чего они рассчитывали на близость крепости — всего 8-10 километров.

По всем признакам той для наместника не предвещал ничего плохого. Все были радушны и вежливы, подобострастен был и сам Байтик баатыр. Однако к началу тоя он подготовил 500 отборных джигитов во главе с Корчу баатыром из рода болокбай, Байгазы и Кокума — из рода талкан. К началу трапезы у всей кокандской конницы были отрезаны подпруги и уздечки.

По сигналу, поданному Байтик баатыром, его джигиты напали на кокандцев. Самому Рахматулле его личная охрана помогла бежать. По рассказам очевидцев, у того был отменный иноходец. Вдогонку за ним с пикой наперевес на знаменитом победителе скачек Кер-Кашке пустился верный джигит Байтик баатыра Кокум. На полпути к крепости Кокум догнал Рахматуллу и вонзил пику в его жирное тело.

«В этой схватке были перебиты 59 сарбазов. Только одному удалось скрыться», — докладывал начальник сибирского корпуса генерал А. Дюгамель в своём рапорте от 19 сентября 1862 года на имя военного министра Российской империи Д. Милютина.

Кыргызы окружили Бишкекскую крепость. В связи с тем что они не в состоянии были её взять штурмом, Байтик баатыр отправил своего брата Сатылгана к русским войскам в Верный за подмогой. Русские войска во главе с полковником Г. Колпаковским прибывают в начале октября. Осада крепости продолжалась 12 дней. В ней участвовали не только подданные Байтик баатыра, который выделял ежедневно по 500 человек на разрушение крепости, но и джигиты сарыбагышского предводителя Джантай баатыра.

Добровольное вхождение северного Кыргызстана в состав России

Взятие Бишкека Байтик баатыром при помощи русских войск явилось решающим событием в ходе добровольного вхождения кыргызских племён северного Кыргызстана в состав Российской империи. Это было мудрым и дальновидным решением кыргызских вождей, трезво оценивших геополитические обстоятельства и национальные интересы кыргызского народа.

После взятия Бишкекской крепости джигиты Байтик баатыра активно участвовали в осаде и разрушении крепости Олуя-Ата.

В поддержку решительных действий Байтик баатыра выступали и его старшие братья Байсеит баатыр и Бошкой баатыр. Связь с ними поддерживал командир русского отряда в Мерке полковник М. Черняев.

В 1867 году Байтик баатыра в составе делегации народов Средней Азии пригласили в Санкт-Петербург. Ему присвоили чин капитана российской армии. Кроме того, баатыр был награждён орденом Святого Станислава и перстнем с бриллиантом.

Умер Байтик баатыр 5 марта 1886 года. У него было семь сыновей: Байсал, Ташмат, Абдулрахман, Сулайманкул, Аман, Осмоналы, Сыдык. Память о славном вожде кыргызского народа, защитнике Отечества Байтик баатыре чтут благодарные его потомки. В столице Кыргызстана одна из главных улиц названа его именем. Село рядом с родовым кладбищем потомков Канай баатыра носит имя Байтик баатыра. Гора рядом с его ставкой также называется Байтик басполтогу.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.



(Next News) »



Добавить комментарий