Main Menu

Судьба человека

Жолчубек Корчубеков принадлежит к числу людей, о которых англичане говорят selfmade man — человек, сотворивший себя сам. Когда он находился ещё в утробе матери, его отец Корчубек Туралиев, табунщик совхоза «Джуан-Тюбе» Кировского района, был призван на защиту Родины. Воевал на Калининском фронте в стрелковом полку.

Малышу не исполнилось ещё и года, когда в семью пришла кара кагаз (похоронка), извещавшая, что рядовой Корчубек Туралиев пал смертью храбрых в одном из боев по освобождению села Духовщина под Смоленском.

Вот так ни отцу не довелось увидеть своего первенца, хотя бы раз взять его на руки, ни сыну испытать грубоватой ласки отца, прикосновения его натруженных шероховатых ладоней.

Вслед за Максимом Горьким Жолчубек мог с полным основанием повторить: «В детстве у меня не было детства». Послевоенная безотцовщина. Чтобы прокормить, худо-бедно обеспечить себя и сына, не очень крепкая здоровьем мать вынуждена была от зари до зари трудиться разнорабочей в совхозе. Да и после окончания войны мужчин в хозяйстве не хватало. Тяжёлая мужская работа ложилась на женские плечи.

Сколько лет прошло, но не забыть Жолчубеку Корчубековичу, как мать поднималась в пять утра, чтобы затарить с напарницей на зернотоку пшеницей мешки, погрузить их на бричку и отправиться за двадцать километров на станцию Маймак. Там, взвалив 40-килограммовые мешки на спину, по дощатому трапу заносили их в товарный вагон. Разгрузив телегу, после короткого отдыха трогались в обратный путь.

Ну а о том, как и сколько платили в то нелёгкое время сельским труженикам, писано-переписано, говорено-переговорено. Что уж тут удивляться тому, что наиболее сильными воспоминаниями детства остались у нашего героя постоянное ощущение голода и безысходная бедность. Уж так сложилось, что никого из родственников или близких у них не было.

Хотя прошло после окончания войны четыре года, когда Жолчубек пошёл в первый класс, картина, описанная классиком кыргызской литературы Чингизом Айтматовым в самом начале повести «Ранние журавли», по сути, изменилась мало. Такие же стылые, нетопленные, продуваемые зимними ветрами классы, те же приступы кашля у бедно одетых простуженных ребят.

Ссылка на классика отнюдь не случайна. Ведь учился Жолчубек в аиле Бакаир, что расположен в каких-нибудь полутора десятках километров от аила Шекер, где прошло детство будущего писателя.

Едва исполнилось Жолчубеку 16 лет, оставил он школу, хотя окончил уже 9 классов и до получения среднего образования оставался лишь один год. Причём в школе был на хорошем счету. Седьмой класс окончил с похвальной грамотой. Вот только совсем занемогшей матери было уже не под силу тянуть рабочую лямку. Пришлось юноше идти в совхоз помощником чабана. А через год мать, Баис Чойбекова, покинула сей бренный мир, и остался Жолчубек круглым сиротой. Так что, когда настала пора служить в армии, провожать его было некому.

Призвали новобранца в танковые войска. Служил наводчиком танка в Прикарпатском военном округе, в городе Хмельницком. Три армейских года стали для него хорошей школой. Они не только закалили Жолчубека. Главное, он сносно овладел русским языком, соприкоснулся с неведомой ему прежде жизнью, поднялся на новый для себя уровень. А потому, вернувшись после демобилизации в родные края, пошёл уже не в табунщики, а учеником в Таласский филиал обувной фирмы «Чолпон». В учениках он не проходил и двух недель. Сметливого, старательного, трудолюбивого, его чуть ли не сразу перевели в рабочие первого разряда. Менее чем за два года Жолчубек вырос до рабочего-обувщика 4-го разряда.

Ещё в школе приглянулась ему одноклассница Аккыз Курманбекова. Была она тоже из простой семьи колхозников. Скромная, отзывчивая, старательная. Пока Жолчубек выполнял свой армейский долг, Аккыз окончила медучилище. И к моменту возвращения парня из армии работала в Таласской аптеке фармацевтом. В 1965 году сыграли скромную свадьбу. Через год родилась дочь Марсиана.

Работа, семейные хлопоты не помешали Жолчубеку окончить 10-й класс в вечерней школе рабочей молодёжи и поступить на заочное отделение Фрунзенского техникума лёгкой промышленности.

А когда он учился на последнем курсе, его, рабочего-комсомольца, избрали депутатом Таласского городского совета. Некоторое время спустя к нему подошёл секретарь первичной парторганизации и предложил: «Парень ты, Жолчубек, толковый. Вижу, перспективы на будущее у тебя неплохие. Так что, пока ты ещё рабочий, давай вступай в партию. Получишь диплом, перейдёшь в ИТР, вступить в КПСС будет намного хлопотнее. А партбилет, поверь мне, тебе в жизни очень пригодится».

В те годы партийное руководство страны продвигало в жизнь лозунг «КПСС — это партия рабочих и крестьян». Вот и принимали в её ряды усиленно пролетариат и колхозников. Что же касается представителей трудовой интеллигенции, то им приходилось годами ждать своей очереди.

Реалистом и трезвым практиком оказался партийный секретарь. Спустя полгода утвердили Корчубекова сменным мастером. Вот только проявить себя на новом поприще ему не довелось. Буквально через два месяца мастера переманили в Кировский райбыткомбинат на должность главного инженера. Это стало началом восхождения Корчубекова по карьерной лестнице. Произошло это в октябре 1969-го. В том же году у них с Аккыз родилась вторая дочь Айнура.

С Чингизом Айтматовым

Те, кому сегодня 35-40 лет, могут и не знать, что во времена, о которых идёт речь, комбинаты бытового обслуживания играли весьма заметную роль в повседневной жизни советских людей. Постричься, починить износившуюся обувь, заказать брюки, костюм или платье, лёгкую летнюю кепку или меховую зимнюю шапку, отремонтировать бытовую электротехнику, будь то электрический утюг или чайник, радиоприёмник, кассетный магнитофон, телевизор или холодильник, сфотографироваться на память о свадьбе, юбилее или на документ, удостоверяющий личность, — всё это и многое другое входило в сферу деятельности служб быта. Спрос на их услуги был устойчиво высоким ещё и потому, что в торговле наблюдался постоянный дефицит на самые простые товары повседневного спроса. Так что новое назначение сделало Жолчубека Корчубекова весьма заметной и влиятельной фигурой в масштабах Кировского района. А ещё через два с половиной года он пересел в кресло директора быткомбината.

Задолго до нас замечено, что для очень многих людей наиболее трудным оказывается испытание медными трубами. С честью пройдя сквозь огонь и воду, они не выдерживали испытания должностью, властью, популярностью или славой. Не устоял поначалу перед этим искушением и наш герой. Да и что сказать. Обыкновенный сельский парень без должного за плечами житейского опыта, сносного образования, семейного воспитания прошёл за семь с небольшим лет путь от ученика обувщика до директора райбыткомбината. К тому же новое назначение совпало с поступлением на заочное отделение экономического факультета КГУ. Как тут не загордиться, не возомнить, что самого Всевышнего ухватил за бороду?

Коллеги и земляки стали замечать в поведении директора несвойственные ему ранее проявления спеси, заносчивости, зазнайства. Да и отношение к должностным обязанностям, мягко говоря, пошатнулось, дало крен. Ведь контроля сверху за ним в районе не было никакого. План предприятие выполняет стабильно, жалоб от клиентов никаких. Что ещё нужно? Ну а то, что стал Жолчубек неуважительно относиться к людям, забывать, из каких корней вырос, так это его личные проблемы.

Но, похоже, судьба хранила его, решила, хватит с него испытаний, выпавших на его долю в детстве и отрочестве, вовремя легонько щёлкнула по носу. Прознали в республиканском Минбыте про нарушения Корчубековым трудовой дисциплины, его не очень корректное отношение к подчинённым, понизили в должности, вновь перевели главным инженером.

Спору нет. Подниматься по ступенькам карьерной лестницы куда приятнее, чем спускаться. Вот и Корчубеков хотя и старался не подавать вида, но в душе сильно переживал случившееся. Стыдно было односельчанам в глаза смотреть. Был бы помоложе и посвободнее, уехал из района. Но в его положении об этом не могло быть и речи. В семье к тому времени подрастали уже четверо детей. Сыну Нурлану шёл шестой год, а самому маленькому, Ибрагиму, не было ещё и года. Как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают.

Словом, пережив первый приступ обиды и огорчения, постарался Жолчубек взглянуть на себя как бы со стороны. На удачу, хватило у него ума и мужества признать, что винить ему по большому счёту, кроме себя самого, некого. Быть может, впервые он почувствовал угрызение совести. Вслед за отрезвлением постепенно пришло выздоровление.

И тут судьба вновь сделала ему навстречу важный шаг. В 1980 году была образована Таласская область. Стали спешно формироваться областные организации и учреждения. Региону требовались квалифицированные, проверенные в деле, опытные кадры. Естественно, были нужны они и в только что созданном областном управлении бытового обслуживания населения.

Облисполком обратился за помощью в республиканский Минбыт, на что там без долгих раздумий среагировали. У вас там под боком отменный профессионал и хороший организатор Жолчубек Корчубеков. Правда, есть за ним небольшой грешок, так испытайте его в должности главного инженера облуправления. И не будем забывать, что за одного битого двух небитых дают.

На том и порешили. Ну а о том, что в Минбыте не ошиблись с данной кандидатурой, свидетельствует то, что менее чем через десять месяцев Корчубекова назначили директором Таласского горбыткомбината.

Размышляя о том, как судьба порой причудливо и непредсказуемо играет с человеком, не могу не привести такой пример. Когда Таласская область была только создана, секретарём обкома партии утвердили Шакиру Алдашеву. До нового назначения она работала зав-отделом плана, новой техники, науки и материальных ресурсов Совмина республики. Так что прежде жизненные пути-дороги Корчубекова и Алдашевой нигде и никогда не пересекались. Да и в Таласе их должностные обязанности находились в очень уж различных сферах деятельности. Но вот когда в 1982-м Алдашеву назначили министром бытового обслуживания, то через год приказом министерства Корчубеков был утвержден начальником Таласского облбытуправления. Выходит, неплохим директором горбыткомбината был Жолчубек Корчубекович, если секретарь обкома запом-нила его и, став министром, выдвинула на более высокую должность.

Время показало, что извлекать уроки из собственных промахов он умел, а главное — делал из них должные выводы. Конечно, должность должностью, но с началом перестройки при выдвижении и избрании человека в руководящее кресло или депутатом люди стали поменьше прислушиваться к рекомендациям из райкомов и обкомов и больше смотреть на личные качества и достоинства выдвиженца. Так что потребовалось некоторое время, прежде чем избиратели области увидели, что Ж. Корчубеков заслуживает их доверия. А потому два созыва кряду избирали его депутатом областного совета. Избрали бы и в третий раз, но к тому времени его уже перевели в Бишкек. Но прежде в связи с перестроечным ветром перемен облбытуправление было реорганизовано в территориально-производственное объединение «Таласбытуслуги». Не мудрствуя лукаво, Минбыт предложил коллективу избрать генеральным директором Корчубекова. На что в Таласе охотно согласились, держа в уме проверенную веками народную мудрость: от добра добра не ищут.

Поздравления по случаю 70-летия. Слева направо: академик НАН КР А. Жайнаков, Ж. Корчубеков, Ш. Алдашева

1989 год ознаменовался для Корчубековых двумя важными событиями. Летом старшая дочь Марсиана окончила Фрунзенский ПИРЯЛ, получив диплом преподавателя русского языка и литературы, а осенью главу семейства назначили заместителем министра бытового обслуживания республики. В тот период вторая дочь Айнура и сын Нурлан были уже студентами КГУ. Так что им повезло: из студенческого общежития вновь перебрались под крышу дома своего.

Интересное совпадение. Все три серьёзных восхождения по служебной лестнице происходили у Корчубекова, когда он повышал свой образовательный уровень. Вот и замминистра он стал, когда проходил полный курс обучения в Институте повышения квалификации руководителей высшего звена госуправления Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР. В тот период овладение знаниями современных методов управления, организации и планирования было очень кстати. В детстве ему никто не мог внушить расхожую мысль: век живи — век учись. До этой премудрости он доходил сам.

С некоторых пор не устаю поражаться тому, как наша жизнь хитромудро устроена. Если она в чём-то подкузьмит, обмишурит нас, то непременно оставит лазейку, чтобы можно было с наименьшими потерями выйти из неприятного положения.

В министерство Корчубеков пришёл в далеко не лучшее для республики и ведомства время. На исходе был 1989 год. Эйфория начального периода перестройки сменилась у подавляющего большинства советских граждан разочарованием и глухим раздражением из-за несбывшихся надежд и ожиданий. А с появлением значительного числа кооперативов в сфере бытового обслуживания в СМИ всё чаще стали публиковаться статьи, ставящие вопрос: а нужны ли парикмахеру, закройщику или портному министр и немалый отряд министерских чиновников?

В апреле 1991 года Минбыт республики постановлением правительства был преобразован в «Кыргызбытсоюз». За сменой вывески последовали существенные изменения качественного порядка. Вскоре по стране прокатилась волна приватизации гражданами жилья. Понимая, что это лишь первый шаг на пути дальнейшего разгосударствления, Корчубеков с согласия кабмина и при поддержке главы «Кыргызбытсоюза» создаёт ГАО «Кыргызбыткомплект», коммерческо-производственный центр по снабжению сырьём и материалами бытовых предприятий республики. Председателем его правления он работает и по настоящее время. Вскоре после обретения Кыргызстаном суверенитета Корчубекову было присвоено звание заслуженного работника сферы обслуживания республики.

А в мае 2015-го он получил приглашение из города Духовщина Смоленской области на открытие мемориального комплекса, где похоронен его отец, рядовой Корчубек Туралиев.

В Смоленск Жолчубек Корчубекович отправился в сопровождении младшего сына Ибрагима. Только там воочию убедился кыргызстанец, в каких жестоких и кровопролитных сражениях пришлось участвовать его отцу. Ведь в братской могиле похоронено более 7 800 советских солдат и офицеров.

Рядом с монументальным сооружением расположен мемориальный музей, посвящённый павшим в боях за Смоленщину и эпизодам тех беспримерных сражений.

С той поры рассказывает Ж. Корчубеков своим 11 внукам и внучкам о земле и монументе, где покоится прах его отца и их прадеда.

Вячеслав ТИМИРБАЕВ.






Добавить комментарий