Main Menu

Разные разности

Как Суйменкул Чокморов артистом хотел стать

Суйменкул Чокморов, будучи ещё студентом художественного института в Ленинграде, попробовал сняться в кино. То ли озарение пришло, то ли захотел прибавку к стипендии заиметь. И вот он стал кинопробу проходить.

Не найдя у Чокморова каких-либо артистических способностей, режиссёр обозвал его дубиной и советовал близко не подходить к киностудии. Спустя многие годы режиссеру Болоту Шамшиеву стоило огромных усилий уговорить Чокморова сняться в его фильме. В памяти того крепко стояли слова ленинградского режиссёра: не соваться в кино. Ирония этого рассказа, поведанного Болотом Шамшиевым, в том, что слово «дубина» переводится, что интересно, на кыргызский «чокмор», то есть ленинградский режиссёр, не зная фактически кыргызского языка, попал в самую точку, угадав фамилию претендента. Ну а в том, что режиссёр не разгадал в студенте будущего обладателя нескольких премий за лучшую мужскую роль в кино, — это, конечно, была его большая ошибка. Так что, угадав в одном, режиссёр ошибся в другом!

Челночные истории

В лихие девяностые пришлось челночить и мне. Жизнь заставила, прогорел в известном дефолте, много ездил туда и сюда.

Стою как-то в Рубцовске — есть такая пограничная станция в Алтайском крае, где проходят и останавливаются поезда, следующие в Кыргызстан и обратно. Кружила пурга, ночь. Вдруг на стоянке такси подходит ко мне девушка-кыргызка лет чуть более 30. Она просит посадить в такси и сделать вид, что провожаю её. В качестве пассажиров в такси сидели только мужчины. Я согласился. Разговорились. Она из Ошской области. У неё трое детей. Везёт огромные баулы на оптовый рынок в Новосибирск. Между тем её муженёк в это время посапывает где-то в тепле дома, — подумал я. — Ах, как обмельчали наши джигиты!» Мне стало искренне жаль эту молодую маму, взявшую бремя содержания своей семьи и своих детей.

Другой раз в этом же Рубцовске сижу в ожидании своего поезда в пристанционной забегаловке. Кушаю. Напротив сидит русский мужик среднего возраста. Разговорились. Он спрашивает, откуда я. После моего ответа, что я из Бишкека, он переходит, к моему изумлению, на кыргызский. И знаете, без единого акцента, на чистейшем кыргызском рассказывает о себе. Оказалось, что он из села Талды-Суу Тюпского района. Женился на девушке из райцентра Тюпа. У них есть дочь. Переехали в Рубцовск. Здесь его жена сошлась с другим. А его выдворили. Теперь он на улице. И документы потерял. Подрабатывает грузчиком на станции. Много помогает своим кыргызам. Они ценят его за знание языка. Вот так и живёт наш земляк. Трогательная судьба нашего соотечественника — кыргызского русского. Я угостил его пивом. Как жаль, что не мог помочь ему больше ничем.

Я люблю разыгрывать людей. Вот и на автостанции в Новокузнецке в ожидании рейса встретил двух девушек-кыргызок, трудовых мигранток. Притворился бурятом и стал расспрашивать их о Кыргызстане. Они с такой трепетной любовью, нежностью рассказывали о родной земле, об Иссык-Куле, о яблоках, горных ущельях, о том, что их столица Бишкек — чудесный красивый город. И что кыргызы — гостеприимный народ. Они рассказывали наперебой, прерывая друг друга. В их рассказе я ощутил тоску по родному краю, близким людям, родителям и подружкам. Слушая их рассказ, у меня слёзы накатывались на глаза. Ах, эта чёртова судьба, ах, эти власти, вынудившие людей скитаться по другим краям.

Печальные мои мысли развеялись после признания, что я тоже кыргыз. Мы долго вместе смеялись над удавшимся моим розыгрышем. Я обрадовался, что хоть немного развеселил моих юных соотечественниц.

В другой раз в другом российском городе я встретил двух девушек-кыргызок. Пытался их разговорить. Но они бежали от меня. Их можно понять. Время сейчас тяжёлое. В России участились мошенничество, грабежи, нападения кыргызов на кыргызов. В полицейских сводках это именуется этнической преступностью. Хочется кричать: «Эй, вы, кыргызы, куда скатились, той ли дорогой идёте! Почему вы пожираете себе подобных? И не только там, на чужбине, но и на своей кыргызской земле?»

Как женили известного художника

Художник этот более чем известный, он талантливый. Институт имени Репина окончил. Таких в Кыргызстане в 1950-е годы насчитывалось раз-два и обчёлся. Но вот беда: был он маленького роста и невзрачен. И надо же ему влюбиться в первую красавицу города. Та недоступна. За ней поклонников целый ряд. И ещё каких! Лучшие джигиты страны.

И вот известный искусствовед Сарман Асанбеков нашёл выход, как женить своего друга-художника. А Асанбеков считался всезнайкой в делах не только творческих, но и житейских.

Пригласили друзья однажды под благовидным предлогом неподступную красавицу к художнику домой на чай. И под таким же предлогом, типа «сбегаем в магазин», оставили художника и красавицу вдвоём. Естественно, взаперти. Из магазина Сарман-байке вернулся, извиняясь, аж через двое суток. А как же быть оставшимся взаперти? Вот они и поженились. Фамилии их по известным причинам не называем. Но они, отметим, люди известные, и дети тоже.

В. И. Ленин — воля божья

Сейчас почти в каждом городском квартале есть своя мечеть. Есть и в нашем. Её посещают мои соседи, в том числе дети. Наш мулла относительно молод. Скажем честно, он образованный человек, начитан. Таких в среде богослужителей нечасто встретишь. Я горжусь им. А голос своего молдоке узнаю издали. Как-никак наш молдо. В этом, я думаю, есть проявление местного патриотизма.

Собрались как-то перед мечетью соседи. Разговор зашел о 100-летии Октябрьской революции, о В. И. Ленине. Я, как историк и правоверный мусульманин, сказал, что Ленин хоть и являлся атеистом и иноверцем по происхождению — все-таки посланник Всевышнего. Я почему-то уверен, что Ленина ниспослал Аллах нам, кыргызам, чтобы он спас нас от истребления и отрыл путь к лучшей жизни. Так что Ленин — это буйрук — воля божья. Слушавшие меня молдоке и прихожане нашей мечети согласились с тем, что это было действительно божьей волей. В заключение я сказал, что не грех иногда помянуть вождя и прочесть молитву в его память.

Уроки Непала

Это случилось в конце шестидесятых прошлого века. Мы, группа студентов исторического факультета Кыргызского госуниверситета, находились на музейной практике в Самарканде. Там я познакомился со студентом из Непала. Общение с иностранцем было редкой возможностью даже в тогдашнем Фрунзе.

Мне было очень любопытно знать, как живут в других странах. Непалец рассказал, что его отец владеет фабрикой, что в капиталистической стране желательно быть собственником чего-то, пусть даже небольшой лавочки. Для меня, живущего в стране, где всё принадлежит государству, является общественной собственностью, трудно было понять моего собеседника. И вот спустя десятилетия и моя страна встала на путь рыночных отношений. И здесь собственники живут лучше, чем не владеющие ничем. Оказывается, такова природа капитализма. Теперь-то я воочию понял моего тогдашнего собеседника — непальца.

Памятник за памятник

Зашёл спор о памятнике эпическому герою Манасу в Москве и о намерении Алмазбека Атамбаева поставить такой же монумент великодушному баатыру на его родине в Алтае. Мой друг Иван Трофимович предложил, что тогда следует поставить такой же памятник Илье Муромцу в Бишкеке. Так будет справедливо, сказал он.

Не дай бог услышать об этом туркам. Тогда они попросят поставить такой же памятник в Бишкеке одному из турецких султанов. Ведь стоит же памятник Манасу в Стамбуле! И продолжится «война» памятников.

В Китае есть нынче памятник Алишеру Навои. А из кыргызов никому. Только вот поставили оперу «Манас» на китайском языке. Но это как-то не то. Я предлагаю возвести в Бишкеке памятник китайскому философу Конфуцию. Зачем? — спросите вы. А затем, чтобы китайцы задумались и ответили нам тем же — установлением памятника нашему Манасу аж в самом Пекине! Как вам моя задумка?

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ, историк.






Добавить комментарий