Main Menu

Высокое призвание критика

Известному литературному критику, филологу и общественному деятелю Тендику Аскарову в эти дни исполнилось 80 лет. Свою творческую деятельность он начал рано, ещё в студенческие годы, опубликовав ряд критических статей, посвящённых проблемам кыргызской поэзии и прозы.

Примечательно, что автор этих статей, напечатанных на кыргызском и русском языках в известных журналах «Ала-Тоо» и «Литературный Кыргызстан», родился и вырос в далёком горном селе Озгоруш Токтогульского района и окончил единственную кыргызскую школу №5 во Фрунзе и отделение кыргызской филологии КГУ. Другой важной чертой статей молодого критика являлись новизна, оригинальность и острота. Для меня, например, новаторской по сей день представляется его статья «У истоков кыргызской прозы», опубликованная в 1959 году в «Литературном Кыргызстане».

Новаторство, прекрасный русский язык проявились и в дальнейшем творчестве Т. Аскарова. Так, его монография «Эстетическая природа художественной условности» (Фрунзе, 1966), за которую он получил учёную степень кандидата философских наук, считается одной из первых в Советском Союзе, посвящённых этой теме.

Признанием таланта и организаторских способностей стало его выдвижение на различные руководящие должности в газете «Кыргызстан маданияты», в аппарате ЦК Компартии Киргизии и Союзе писателей республики. Особой страницей в биографии Т. Аскарова следует считать руководство Союзом писателей Кыргызстана в 1971-1986 годах, то есть в течение 15 лет. Тогда он многое сделал для развития кыргызской литературы, написал немало статей и книг, опубликованных во Фрунзе и Москве, получил признание в союзном масштабе как талантливый литературный критик и эстетик. Я сам получал от него в те годы ряд полезных советов и моральную поддержку, что никогда не забуду, считая его одним из своих наставников. Вместе с тем всегда с горечью вспоминаю, как в атмосфере перестроечной эйфории в 1986 году отдельные наши писатели устроили ему настоящую обструкцию и вакханалию из-за отсутствия политической культуры, когда его освободили от должности первого секретаря правления Союза писателей республики.

К чести Т. Аскарова, он вытерпел и выдержал всё это, вскоре вернулся в свой родной Институт филологии и права Академии наук, где продуктивно трудится и по сей день. За это время он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Философский анализ литературного процесса» (1993), стал членом-корреспондентом Национальной академии наук (НАН, 2000), выпустил несколько книг, посвящённых кыргызской литературе, в особенности двум её великим мастерам — писателю Ч. Айтматову и поэту С. Эралиеву. Первая — «Поиски абсолюта — творческое кредо Чингиза

Айтматова» — опубликована на русском языке, вторая — «Бесконечность образного мышления» — на кыргызском. Как это всегда присуще Т. Аскарову, в этих книгах тонкий эстетический анализ удачно сочетается с глубокими философскими обобщениями, творчество мастеров слова рассматривается в широком литературно-культурном контексте.

В последние годы Т. Аскаров усиленно занимается изучением истории философии и общественно-политической мысли кыргызского народа. Недавно он говорил, что закончил свой новый труд и ждёт его издания.

Когда-то, точнее, в 1972 году Т. Аскаров выпустил небольшую брошюру с очень точным названием «Высокое призвание критики», подразумевая под последним собственную литературную критику. Как известно, термин «критика» имеет не только такое узкое, а широкое значение, охватывая, во-первых, различные виды и сферы искусства (театр, кино, музыкальная, художественная критика) и, во-вторых, критику вообще, в том числе критику общества, политики, нравов и т. д. Именно такому широкому толкованию критики посвящена книга видного американского философа и политолога Майкла Уолцера «Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века», переведённая на множество иностранных языков, включая русский. В ней обстоятельному анализу подвергнута критическая деятельность таких выдающихся мыслителей ушедшего столетия, как М. Бубер, А. Грамши, Д. Оруэлл, А. Камю, Г. Маркузе, М. Фуко и другие.

В истории европейской и русской общественно-политической мысли XVIII-XIX веков такими критиками являлись, как известно, Лессинг, Гердер, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Плеханов, которые успешно сочетали литературную критику с критикой философской и политической. У нас же в Кыргызстане к такого рода критикам можно было отнести А. Салиева, К. Бобулова, С. Джигитова и Т. Аскарова. Последний, к великому сожалению, остался сейчас один, но по-прежнему не теряет своего критического духа ко всему, что мешает нашему обществу. Яркое подтверждение тому — его статьи последнего времени, где подвергаются осуждению бездарность в науке и коррупция.

«Пройти через малые и большие сражения, преодолеть поражения, закрепить такие формы критики, которые приемлемы и уместны для демократической политики — в этом и состоит мужество социального критика», — заключает свою книгу американский философ М. Уолцер. Я же хочу добавить, что в этом и состоит высокое призвание критика, перефразируя название брошюры Т. Аскарова. Так что пусть он остаётся верным своему высокому призванию до конца.

Абдыганы ЭРКЕБАЕВ,
академик НАН Кыргызской Республики.






Добавить комментарий