Main Menu

Наш национальный пророк

История знает немало тиранов-завоевателей, покорявших мир силой оружия. Айтматов покорил мир могуществом мысли и слова. Подобно пророку Моисею, перед которым через 40 лет скитаний расступилось Красное море, открывая его народу светлый путь, появление Айтматова в жизни кыргызского народа воистину такое же чрезвычайное и пророческое явление.

Да, Айтматов наш национальный пророк, не в смысле создателя какой-то новой религии или сбыточности его предсказаний: он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность кыргызского национального характера. В чём же эта сущность состоит? «Самое трудное оставаться человеком изо дня в день», — писал Чингиз Торекулович. Это значит, быть, прежде всего, человечным и отзывчивым, способным понимать чужое как своё, не страдать национальным чванством. Именно с этой позиции в своих произведениях Чингиз Айтматов раскрывает замечательные качества своего народа: беспримерное гостеприимство, крепкие семейные традиции, уважение к старшим, особенно к родителям, доброту и великодушие.

Пожалуй, никто другой из кыргызской интеллигенции, ни в прошлом, ни в настоящем, не являлся таким страстным глашатаем национального духа и национального самосознания кыргызского народа, как Айтматов. Он не только мечтал, а исступлённо боролся за то, чтобы его народ занимал достойное место среди народов мира, его голос гордо звучал во всемирном концерте наций. Это во-первых.

Во-вторых, именно Айтматов — единственный из всех известных мировых писателей обладает уникальной способностью перевоплощаться в чужую национальность. И в таком качестве пытается ответить на так называемые проклятые вопросы, волнующие человечество. Вот перечитайте, например, «Плаху» Айтматова, где все персонажи русские, даже сам Христос говорит на русском языке, и если бы не стояла его подпись, вы бы никогда не узнали, что это написал кыргызский писатель. Какие потрясающие, фантастические образы в романе «И дольше века длится день», в которых раскрыта богатейшая палитра национального характера казахского народа.

Чингиз Айтматов был убеждённым интернационалистом, ратовал за расцвет единой, многоязыковой исторической общности — советского народа. Вместе с тем он считал, что «интернационализм не есть замена национальных культур неким общим стереотипом, как подчас ошибочно полагают некоторые люди, а есть всемерное развитие всех национальных культур и языков на основе идейного единства всего общества».

В-третьих, поистине изумителен

Айтматов как мыслитель и философ. Его мировоззрение не только отвечает силе его художнического гения, но, возможно, подчас обретает вселенские масштабы. Его некоторые пророческие предсказания настолько живые и реальные, что потрясают воображение своей глубиной и трагичностью.

Так, в фантастическом романе Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» космический монах Филофей (Крыльцов) совершает величайшее генетическое открытие: уже в первые недели внутриутробного развития человеческий зародыш способен интуитивно предугадывать то, что ожидает его в грядущей жизни. Через знак-сигнал, изобретённый Филофеем, эмбрион выражает свое негативное отношение к рождению. Это как бы кричат следующие строки из русского народного фольклора:

«Ах, зачем, ах, зачем

Родилась я на свет?

Ах, зачем, ах, зачем

Меня мать родила?»

Этот знак-сигнал проявляется в виде небольшого пигментного пятна на лбу женщины, вынашивающей такой плод. Это называется тавром Кассандры. Эта ошеломляющая фантастика Чингиза Айтматова осталась бы лишь фантастикой, если бы сама реальность не оказалась страшнее айтматовской фантастики. 11 миллионов детей, ежедневно умирающих сегодня в мире от голода, болезней и криминальных абортов, — это разве не страшнее фантастики? И в самом деле — зачем они рождались?

А киты, которые не выдерживают обвала, извращения нравственности человечества, плывут к берегу и выбрасывают себя на погибель, разве не страшнее фантастики?

Всего восемь лет назад скончался Айтматов. Однако мог ли он тогда предполагать, что за этот короткий миг произойдёт такая радикальная реверсия, словно история, пройдя точку своего временного апогея, вершину эволюционной дуги, повернулась вспять. Дело в том, что мир сегодня выглядит даже более опасным, чем он казался при жизни Айтматова. Турбулентное мировое развитие сегодня характеризуется не миром, живущим под сенью закона, а откровенным, ничем не ограниченным, повсеместным насилием. С новой силой свирепствует международный терроризм, возобновляется гонка вооружений, беспрецедентно нарастают все известные формы неравенства. Имущественная поляризация как внутри отдельных стран, так и по линии север — юг постоянно усиливается. В США пятая часть семей концентрирует 80% национального богатства, а в России всего 100 олигархов владеют 35 процентами богатств этой страны! Оксфордский комитет помощи голодающим показал, что всего 85 миллиардеров обладают теми же богатствами, что и половина общего населения планеты — около трёх миллиардов людей. Этот же комитет обнаружил, что один процент населения Земли владеет половиной всех богатств человечества и находится на пути к тому, чтобы заполучить всё, что есть у оставшихся 99 процентов.

Сам Бог изрёк: я всё на свете отдал человеку, веря и полагаясь лишь на его честь и совесть. То есть Бог отдал всё своё внечеловеческое творение, всю окружающую среду в распоряжение человека, чтобы он использовал его так, как он сам захочет, но по совести. А человеческая натура оказалась жадной, алчность является одной из основных её характеристик. К общему нашему несчастью, сегодня алчность правит миром, стала основой развития мировой экономической системы.

Как раз такая перспектива мирового развития страшила, тревожила и

Ч. Айтматова. Он в своём последнем романе «Когда падают горы» пророчески предрекал: «Вместо «Красного колеса» по стране покатилось «колесо Жёлтое», и еще неизвестно, что страшнее». Ещё в детстве оказавшись под Красным колесом большевистского террора и испив полную чашу горя и страдания, он на финише своей жизни, увидев все сегодняшние «прелести» Жёлтого колеса, оказался в полном недоумении и ужасе.

Господствующие ныне потребительская идеология и практика стимулирует тотальное моральное разложение, делают богатых ещё богаче, бедных — ещё беднее. Наметились устойчивые тенденции к потребительству, сверхбогатые бравируют своей бездуховностью, считая, что всё можно купить за деньги. Всмотритесь: миллионы живут, едва сводя концы с концами, в то же время сверкающие джипы раскатывают по улицам Бишкека, мелькают зазывной рекламой супермаркеты и дорогие рестораны, развлекательные ночные клубы и дискотеки — остаётся только руками развести. Великий философ Мераб Мамардашвили определял такую ситуацию как вход общества в фазу безнормности. Это когда у человека нет чётких представлений о том, что хорошо, а что плохо. В самом деле, сегодня имеет место сплошная подмена понятий и ценностей. Вчерашний презираемый спекулянт сегодня всеми уважаемый депутат-олигарх. Теперь в одном ряду стоят академик, токарь, бандит и проститутка. Молодёжь откровенно стремится к тому, чтобы обучаться и работать там, где можно распиливать откаты, то есть воровать. Слово «воровать» почти утратило свой негативный смысл! Можно уже говорить об утрате основных инстинктов: как легко молодые мамы убивают или выбрасывают своих детей, подонки не просто обирают людей, а выбирают для этого беспомощных. Если мы не будем учитывать эти тенденции, может произойти то, что называется точкой невозврата.

И, действительно, существующая мировая система вступила в критическую фазу, нарастает ситуация неопределённости, накапливаются кардинальные общественные импульсы, предвещающие, по сути, конец существующего мирового порядка. Сегодня человечество похоже на маятник, который раскачивался всё сильнее и сильнее, пока не достиг самого верхнего положения, где застыл в положении часовой стрелки, показывающей двенадцать. Ни одна живая душа в мире не может предсказать, в какую сторону он свалится в следующее мгновение. Его положение крайне неустойчивое, он обязательно свалится. Одинаково вероятно он может упасть как влево, так и вправо. То есть мы живём во вселенной неопределённости. Мы живём в несовершенном и несправедливом мире. Мы живём в мире неравенства. Однако все мы должны стремиться к тому, чтобы мир стал более справедливым и более прекрасным, о чём мечтал великий Айтматов.

Ж. СААДАНБЕКОВ,
общественный деятель, доктор политических наук, профессор.






Добавить комментарий