Main Menu

Роман длиною в жизнь

В этом году исполнилось 85 лет народному писателю Кыргызстана Калканбаю Ашимбаеву — журналисту, автору романов «Интергельпо» и «Караван свободы», а также нескольких сборников повестей и рассказов.

Семья Ашимбаевых родом из села Кайырма-Арык Ак-Сууйского района Иссык-Кульской области. Его дед Ашимбай трудился в колхозе, а папа Мамбеталы Ашимбаев был известен как сказитель эпоса «Манас», работал в народном театре в Пржевальске.

Маленький Калканбай, будучи первенцем, воспитывался по обычаю у родителей отца. Дед Ашимбай слыл юмористом, в семье ценили остроумную мысль. Это, наверное, и заложило основу творческой профессии будущего прозаика, желание и умение обращаться со словом. Воспитывался мальчуган, согласно традициям, в уважении к старшим, стремлении помочь ближнему.

— Дед учил с самых ранних лет: «Иди, помоги старикам. Пусть за это тебе в благодарность дадут своё благословение и напутствие, и тогда ты вырастишь хорошим человеком. «От дождя земля зеленеет, от благословения народ множится», — говорил он, — вспоминает К. Ашимбаев. — Народная педагогика тогда основывалась на народных мудрости, поговорках, сказках, притчах. Очень много среди простых людей было сказителей, носителей устного фольклорного творчества.

Когда герою этого материала исполнилось десять лет, началась Великая Отечественная война. Она стала нелёгким испытанием для тех, кто сражался на передовой и кто остался в тылу. Мужчин сразу призвали на фронт, в селе остались женщины, старики и детвора. Непросто пришлось им осваивать тяжёлый труд пахарей.

— В колхозе имелись один трактор, две лошади и два вола. Животных объединяли в упряжку для вспашки. Я управлял скотом, а сзади молодые женщины старались плугом взрыхлить землю. С непривычки им это давалось тяжело, многие даже плакали от бессилия и усталости. Ежедневная норма составляла 28 соток, — рассказал пожилой человек. Впрочем, работа в колхозе имела один большой плюс — за неё платили едой. — Утром давали чашку жармы и лепёшку. Днём — суп с картошкой или лапшой и лепёшку. Хлеб я сохранял до вечера и нёс домой», — продолжал К. Ашимбаев.

По его словам, сельчан выручали огороды, где растили картошку, ячмень. Немного поддерживал колхоз, особенно тех, кто голодал. Тяжёлые месяцы выпадали на весну, когда кончались осенние запасы.

— В эту пору приходилось испытывать голод. Мне помогал совет бабушки. «Ты о еде не думай, — сказала она. — Если начнёшь много задумываться, ослабнешь и вскоре умрёшь. Мечтай о будущем, мужайся, не теряй духа». И вера в будущее действительно помогла выжить, — уверен аксакал.

К. Ашимбаев, как и многие его сверстники, трудился наравне со взрослыми: пахал, собирал урожай, косил сено, скирдовал его, кормил колхозный скот, ремонтировал сараи и конюшни. Уже после Победы, в 1946 году, его наградили медалью «За доблестной труд в годы Великой Отечественной войны». Награждённому исполнилось 15 лет.

Помимо работы, дети военных лет продолжали учиться. Ведь, несмотря на все тяготы, люди непоколебимо верили: страшный враг обязательно будет сломлен, настанет мирное время, а значит, подростки должны получить образование, освоить профессии. Школа тех лет — неотапливаемые классы, вместо тетрадок обрывки газет, а чернила заменял густой сок барбариса, который школьники сами готовили для занятий. Учебников отчаянно не хватало, и предметы приходилось запоминать на память со слов учителя. Непросто было с одеждой и обувью. Ходили в том, что удавалось перешить и переделать из старых вещей, оставшихся от старших братьев и сестёр, родителей. Через много десятилетий К. Ашимбаев так и назовет автобиографическую повесть о своём поколении — детворе лихих военных лет — «Рваные рубашки».

— У меня не было обуви. Достали старые отцовские сапоги с дырой в подошве. Прореху, как и многие мои сверстники, имевшие ту же проблему, затыкал изнутри соломой и — бегом в школу, пока подстилка не промокла. После занятий у школы опять набирал из стога солому, закладывал в подошву и — скорей домой, — смеётся писатель.

Калканбаю нравились многие предметы, проявлял он неплохие способности в математике. Так что учитель даже посоветовал после школы ехать в столицу учиться на математика. Совет подростку запомнился, да и очень хотелось получить высшее образование. Школу будущий народный писатель окончил в 1950 году и попросил разрешения у отца поехать во Фрунзе. Тот к тому времени вернулся из трудармии, на фронт его не взяли из-за туберкулёза.

— После войны люди жили ещё бедно, во всём существовала нужда. Поэтому отец посоветовал мне пройти двухгодичное обучение в Пржевальском педагогическом институте, — рассказал К. Ашимбаев.

Получив диплом, Калканбай Мамбеталиевич работал учителем математики и физики в Кочкорском районе. Труд педагога считался почётным да и ценился, по словам героя этого материала, высоко. Он получал по тем временам хорошие деньги — 1 300 рублей. Колхоз обеспечил его жильём, люди уважительно относились к молодому специалисту.

— Интеллигенция — учителя, врачи, ветеринары — стремилась в село, там они могли реализовать себя, построить карьеру, — отметил в беседе К. Ашимбаев.

Казалось бы, жизнь вполне сложилась, но в судьбе совершенно неожиданно свершился резкий поворот. В среде товарищей, с которыми молодой учитель общался, оказались местные поэты и журналисты региональных изданий. Слушая их беседы, разделяя творческие стремления, он тоже почувствовал в себе желание творить. Написал небольшой юмористический рассказ «Отцовское лечение» и отправил в газету «Жаш ленинчи». Произведение молодого автора напечатали. Случилось это в 1957 году. С того времени начинается его писательский путь. Первая литературная удача окрылила, плюс гонорар в 80 рублей обнадёжил, что эта профессия тоже может прокормить. У сельского учителя появилось желание писать и дальше. Вещи, выходящие из-под его пера, публиковались в различных газетах и журналах Кыргызстана. В какой-то момент Калканбай Мамбеталиевич понял, что очень хочет стать журналистом и писателем.

В 1959 году его наконец пригласили во Фрунзе работать в редакцию одного из изданий. Зарплату предложили намного меньше, чем он зарабатывал в школе, предстояло снимать жильё в столице, а у него к тому времени уже росли четверо детей. И всё же призвание оказалось сильнее расчётов. Да и жена помогла, взяла на себя все бытовые трудности, предоставив супругу возможность для творчества.

К. Ашимбаев работал журналистом и параллельно писал рассказы, повести. Читал газету «Литература и жизнь», где частенько давали советы молодым авторам, освещали проблемы, интересующие его. По признанию моего собеседника, помогло ему и общение с более опытным и маститым писателем Тугельбаем Сыдыкбековым. Он к тому времени был уже лауреатом Сталинской премии.

— Т. Сыдыкбеков увлекался философией, любил и читал многих известных философов. И на правах более старшего посоветовал и мне изучать этот предмет, поскольку он поможет стать хорошим писателем. «Без смысла нет произведения. Мысль — наставница душ», — сказал он мне. И я это запомнил на долгие годы, — сказал К. Ашимбаев.

Для писателя важно отыскать свою тему, открыть для читателя нечто такое, что стало бы его визитной карточкой и позволило занять особое место в литературе. Такой темой для героя этого материала стал кооператив чешских и венгерских интернационалистов «Интергельпо». Они прибыли в СССР в 1922 году по призыву Ленина к коммунистам всего мира помочь поднимать окраины советского государства. Эти люди заложили в Кыргызстане основу промышленности, построив здесь первую электростанцию, текстильную фабрику, кирпичный, кожевенный, сахарный и мукомольный заводы.

К. Ашимбаев тогда работал в газете «Кыргызстан маданияты». Редакция поставила перед журналистами задачу написать о подвиге интергельповцев. Тем более что, как оказалось на тот момент, никто ещё из кыргызскоязычных авторов серьёзно не освещал эту тему. Материал поручили Ашимбаеву. Чтобы собрать и написать статью, дали десять дней. Журналист встречался с оставшимися в живых участниками кооператива «Интергельпо». Многим из них уже перевалило за 80 лет. Но оставались молодёжь, их потомки, трудившиеся на заводе им. Фрунзе. Это предприятие славилось рабочими династиями, основанными выходцами из Чехословакии. По итогам работы опубликовали очерк «Человек и гигант». Его заметил народный писатель Киргизии Касымалы Баялинов, дал хорошую оценку и даже через редактора газеты посоветовал К. Ашимбаеву написать большое художественное произведение.

Шесть лет ушло у писателя на то, чтобы собрать материал, узнать подробности жизни каждой семьи. За эти годы он стал другом многих из тех, о ком решил написать. Так вырисовывалась удивительная история людей, отправившихся из центра Европы в далёкую азиатскую страну, чтобы бескорыстно нести свет знаний и прогресса. Свой роман К. Ашимбаев так и назвал — «Интергельпо». Книга вышла в свет в 1983 году.

— К сожалению, их подвиг в современном Кыргызстане по достоинству не оценён, — с горечью говорит писатель. — Нынешняя молодёжь мало знает о том, что сделали участники кооператива «Интергельпо» для нашего народа.

Другим крупным произведением, посвящённым непростому историческому периоду — восстанию 1916 года, стал роман «Караван свободы». Родственники К. Ашимбаева когда-то тоже оказались в числе тех, кто бежал в Китай, а потом вернулся на родину. Поэтому эта тема стала близка писателю. Работая над книгой, он изучал исторические материалы, была возможность беседовать с очевидцами тех событий. Размышляя над случившимся и переживая судьбы героев романа, автор пришёл к такому выводу: простой люд — кыргызы и русские — не имели причин для взаимной ненависти, они стали жертвами интересов правящих верхушек и большой международной политики. По мнению К. Ашимбаева, среди причин, подтолкнувших массы к восстанию, — и плохое управление местных чиновников царской администрации, и политические интриги шпионов иностранных разведок, пытавшихся «взорвать» окраины Российской империи. Повлияли на народные настроения баи и манапы, которые убрали из списков призванных на тыловые работы своих сыновей и ближайших родственников, и вся тяжесть призыва легла на бедноту. Всё это, считает автор, и привело к кровавым событиям 1916 года.

К. Ашимбаев отмечен многими государственными наградами, он заслуженный деятель культуры, отличник народного образования, ветеран труда. В своих произведениях рассказывал читателям о дружбе, честности, о сильных и справедливых людях, потому что все эти качества так близки и понятны ему самому.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий