Main Menu

Уроки великой личности

(Окончание. Начало в №133)

Как снимали И. Раззакова

Освобождение первого секретаря ЦК КП Киргизии Исхака Раззакова от должности в мае 1961 года стало полной неожиданностью для коммунистов и всего народа республики. Он пользовался большим авторитетом в народе. Его кипучая деятельность находилась у всех на виду. Развитие Кыргызстана под его руководством шло бурными темпами. Об этом знал и руководитель КПСС Н. Хрущёв. Смею полагать, что он также оставался удовлетворён работой Исхака Раззакова. По воспоминаниям современников, Н. Хрущёв, когда встал вопрос об освобождении И. Раззакова, противился этому. Однако сторонники его снятия настояли на своём.

Что же стало причиной? Во-первых, в конце 1950-х годов в ЦК КПСС преобладали имперские тенденции в руководстве союзными республиками, произошли определённые деформации в национальной политике партии. Более того, в последующем начали говорить о стирании различий между нациями, а в дальнейшем появился лозунг и о новой исторической общности — советском народе. В этих условиях Исхак Раззаков, уделявший серьёзное внимание развитию национального языка и призывавший местные кадры нетитульной нации изучать кыргызский язык, выглядел в глазах шовинистически настроенных чиновников ЦК КПСС во главе с главным идеологом послесталинской эпохи М. Сусловым весьма некстати. Исхаку Раззакову предъявили и другие обвинения такого же порядка.

Обо всех этих так называемых националистических проявлениях в деятельности Исхака Раззакова в ЦК КПСС регулярно из Кыргызстана направлялись анонимные письма от имени «местных коммунистов», дополнительно приукрашенные вымышленными сведениями негативного характера. С высоты времени мы можем предполагать о возможных авторах этих поклёпов. Это были завистники и карьеристы, проявившие типичное наше, к сожалению, соперничество — «кыргызчылык» — извечную трагедию национального менталитета.

Диктат центра особо проявился в ходе майского пленума ЦК КП Киргизии 1961 года. Из Москвы прибыла группа чиновников ЦК КПСС во главе с В. Титовым. Они тщательно готовились к процедуре снятия И. Раззакова с должности. Провели индивидуальные беседы с участниками пленума. Готовили выступающих. При этом не брезговали и угрозами. В результате вчерашние соратники и выдвиженцы самого Исхака Раззаковича предали его, выступив в русле заданных им представителями центра тем. Единственным коммунистом, резко выступившим против снятия Исхака Раззакова, стал второй секретарь Тянь-Шаньского обкома партии Андрей Висянов. Он заявил, что «всё сказанное на пленуме против Раззакова — ложь. Исхак Раззаков сделал очень многое для республики. А его освобождение является нарушением норм партийной жизни».

Пришедший на смену Исхаку Раззакову весьма осторожный Турдакун Усубалиев удачно смекнул, что нужно новоявленным идеологам КПСС, и создал себе за время правления имидж первого интернационалиста в СССР. Почитайте его выступления, и вы в этом убедитесь. Он свернул все начинания Исхака Раззакова, появились тезисы о «втором родном языке», в моду вошли хвалебные речи во славу всего русского. В этом нет ничего плохого. Роль русских и русского языка в Кыргызстане была действительно велика. Однако ощущались некоторое противопоставление их всему местному и искусственность парадных восхвалений. Под ширмой «интернационализма» в республике вместе с тем начали проявляться тенденции родоплеменного деления, чинопочитания, другие извращения духовной жизни. Об этих процессах современные историки, к сожалению, стеснительно умалчивают.

Так проявились недоверие центра республиканской парторганизации, его диктат и волюнтаризм. Кстати, по иронии судьбы избранного на этом пленуме первым секретарем ЦК Т. Усубалиев точно таким же образом в 1985 году освободил московский десант Киселева-Рябоконя. Его тоже успешно предали вчерашние самые ближайшие соратники и выдвиженцы. Спрашивается, не закономерность ли это для нашего народа?

Завещание И. Раззакова

После освобождения от должности Исхак Раззаков продолжительное время работал в Госплане СССР. В Москве обострилась его болезнь — астма. Многие верные ему соратники, друзья и земляки навещали его. Исхак Раззаков не скрывал своей тоски по родной земле. Его последним желанием стала просьба похоронить в своём родном в айыле Коросон Лейлекского района. Однако в 1979 году он был погребён на Кунцевском кладбище Москвы. С горечью приходится констатировать то, как руководство республики и на этот раз безжалостно отнеслось к памяти великого сына кыргызского народа. Как вспоминает бывший министр сельского хозяйства республики Мукаш Омуралиев, на похороны в Москву его не отпустил первый секретарь ЦК Т. Усубалиев. В газете «Советская Киргизия» опубликовали короткое сообщение о кончине И. Раззакова. Все ожидали, что затем выйдет большой некролог, посвящённый человеку, который 16 лет руководил республикой. Однако этого не произошло. Это какие злость, зависть, ненависть надо иметь, чтобы так поступить? И в том, что не исполнили последнего желания И. Раззакова, что не опубликовали даже некролог, не вина или воля Москвы. Это наши традиционные местничковые болезни. Недоброжелатели и соперники боялись его и после его смерти. И завещание Исхака Раззакова исполнило другое поколение благодарных соотечественников спустя многие годы. 2 июня 2000-го состоялось перезахоронение останков Раззакова на Ала-Арчинском кладбище.

Светлая память

Родной айыл Исхака Раззакова находится в самой южной точке Кыргызстана. Обычное кыргызское село с глинобитными домами, виноградниками и яблонями. Здесь в небольшом доме из двух комнат родился и совсем маленьким остался сиротой будущий великий сын своего народа, интеллектуал и патриот, блистательный трибун, выдающийся организатор народных масс Исхак Раззаков. Мне посчастливилось там побывать и объездить весь Лейлекский район. Мой друг учёный-биолог Мамыт Тагаев, уроженец ближайшего села Кулунда, выступил гостеприимным экскурсоводом по благословенным землям кыргызского юга. Я премного благодарен ему за это.

Так как мы, кыргызы, несём большую вину перед памятью Исхака Раззаковича, не защитили его от карьеристов и завистников, не смогли по достоинству оценить его вклада в развитие республики, у нас есть возможность исправить это сейчас. Современные власти Кыргызстана, его идеологи и интеллигенция, весь наш народ должны осознать, что в лице Исхака Раззакова отечественная история имела колоссальную глыбу, неповторимого лидера нации. Вся его жизнь, деятельность во имя своего народа — наглядное тому свидетельство. На примере личных качеств Исхака Раззакова мы могли бы воспитывать новые поколения патриотов страны. Образ его достоин стать путеводной звездой для молодёжи. Историки и творческие работники должны скрупулёзно исследовать биографию нашего вождя, посвятить ему свои таланты и произведения. Настоящим и будущим руководителям Кыргызстана также есть чему учиться у Исхака Раззакова, если они хотят достойно служить стране. В связи с изложенным у меня, как историка и гражданина своей страны, есть конкретные предложения по увековечению памяти великого сына кыргызского народа Исхака Раззакова и изучению его наследия.

Во-первых, я предлагаю установить памятник И. Раззакову на площади Ала-Тоо — на отрезке проспекта Чуй от Дома профсоюзов до проспекта Эркиндик. Для этого организовать сбор народных пожертвований и объявить конкурс на лучший проект со всенародным обсуждением.

Во-вторых, Старую площадь перед Домом правительства переименовать в площадь им. Исхака Раззакова.

В-третьих, в столице Кыргызстана и на малой родине И. Раззакова создать музей его имени.

В-четвёртых, издать собрание речей и выступлений И. Раззакова, воспоминания современников, объявить конкурс на лучшие произведения для детей и молодёжи о нём.

В-пятых, в областных и районных центрах одной из главных улиц присвоить имя И. Раззакова.

В-шестых, в программах всех учебных заведений республики предусмотреть изучение наследия И. Раззакова.

У кыргызского народа есть священные образы для примера. Наряду с великодушным баатыром Манасом это и наш Исхак Раззаков.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ, историк.



« (Previous News)



Добавить комментарий