Main Menu

Век скоростей. Поспевай, не задерживай, шагай!

Страна активно обсуждает новый программный документ социально-экономического развития вплоть до 2040 года. Документ смелый, амбициозный, разноплановый, разбит на пятилетки. Чтобы ясней представить грандиозные задачи, стоящие перед республикой, я обратилась к одному из разработчиков стратегии, заместителю министра экономики Данияру ИМАНАЛИЕВУ.


— Данияр Шаршенбекович, зачем нашей развивающейся стране такие длинные сроки исполнения? Разве можно заранее, на двадцать лет вперёд, предусмотреть все нюансы, риски, изменение спроса на рынках, поведение наших партнёров по Евразийскому союзу? Не очередная ли это декларация?

— Понимаю ваши озабоченность, сомнение. Убеждён: цели, поставленные в программе «Жаны доорго — кырк кадам» (сорок шагов в новую эпоху), вполне осуществимы. Цифры и прогнозные показатели взяты не с потолка. В уходящем году наша экономика росла хорошими темпами, к тому же удалось добиться стабильности в процесе реализации предыдущей Национальнальной стратегии 2013-2017 гг., это и послужило хорошей основой для разработки нового документа.

В первые 5-6 лет должна вырасти налогооблагаемая база, Минфину поручили оптимизировать расходы на содержание госорганов. В следующем, 2018 году правительство станет «цифровым». Это означает, что кыргызстанцам предоставят госуслуги через Интернет, снизятся коррупционные риски, у бизнеса отпадёт необходимость напрямую встречаться с чиновниками.

Стратегия включает в себя три основных направления: рост благосостояния населения, социальное благополучие и безопасность, продвижение высокотехнологичных проектов. Об этом хочу сказать особо.

Сегодня мир переживает третью индустриальную революцию. Технологии меняются очень быстро. Если раньше модерн укладывался в десяток лет, то нынче скорости ошеломительные. Ещё недавно период введения новаций охватывал в среднем около 20 лет, изменения касались едва ли 15% имеющихся технологий, а теперь только за год завод может их обновить полностью на 200%.

Меняется не только страна, но и живущий в ней человек, его жизнедеятельность. За один месяц невозможно узнать будущее, поэтому наша новая стратегия — долгосрочная. Мы должны закрепить устойчивость роста экономики, подготовиться к неизбежным рискам заблаговременно. Опыт уже есть.

Будем строить экономику, основанную на знаниях. При подготовке программ учли Цели устойчивого развития ООН. Разбили их на пятилетки, у каждой — свои цели и задачи. Так, «Жаны доорго — кырк кадам» — первый этап реализации Национальной стратегии устойчивого развития — 2040. Он включает девять реформ и такое же число проектов развития. К примеру: «Таза Коом» — перевод всех отраслей экономики в цифровой формат; «Элиме кызмат» — честные выборы. В рамках стратегии нам предстоит создать сильное гражданское общество, сделать комфортной бизнес-среду, добиться верховенства законов, в общем, преобразовать нашу родину в индустриально-инновационное государство.

В центре реформ находится человек, а вокруг него — пространство его жизнедеятельности, в котором сосредоточены: здравоохранение, образование, прикладные науки, социальная защита и т. д., то есть кыргызстанцам предоставляются равные возможности, доступ к источникам доходов, экономическому процветанию.

Через пять лет мы уже сможем подвести промежуточные результаты.

— Откуда возьмём деньги, ведь республиканская казна по-прежнему с дефицитом?

— Необходимая сумма для реализации национальной стратегии закладывается в республиканский бюджет. Дополнительную сумму дадут зарубежные инвесторы и страны-доноры. Предусмотрена персональная ответственность за неэффективное расходование средств. Мониторингом займётся общественный контроль, а в состав специальной комиссии войдут узкие специалисты — мастера своего дела, а также члены аппарата правительства, министр и эксперты. Сорок шагов вперёд — сорок ответственных лиц. Выполнение намеченного будет отслеживать лично премьер-министр.

— Основная ноша по выполнению национальнй стратегии ляжет на деловых людей. Как собираетесь поддерживать предпринимателей, особенно на периферии?

— В этом кадаме поставлено несколько задач. Как вы помните, у нас принята концепция развития регионов, выбраны города — точки экономического роста. Идея состоит в том, чтобы максимально мобилизовать местные ресурсы, сконцентрировать их в городах.

В мире существует два решения проблемы помощи регионам: поддержать отстающие, деструктивные или все силы бросить на развитие потенциала городов-чемпионов, перечислять им дополнительные денежные средства, чтобы придать энергии.

Первая модель себя не оправдала, это подтвердила мировая практика. Кыргызстан выбрал второй вариант, он, считаю, более эффективный, а первый — весьма затратный: лишних денег в нашей казне нет.

В таких условиях необходимо привлечь к работе местных лидеров — инициативных людей с креативным мышлением, талантливых бизнесменов, глав МСУ. Они лучше других знают, в чём в первую очередь нуждается тот или иной регион. Ведь на юге и севере различные климатические условия, инфраструктура. Главное — выявить, чего хотят люди, живущие на той или иной территории.

Стратегический документ, который мы должны принять в середине февраля следующего года, содержит скрытые механизмы действий. Расскажу о них подробней. Мы выбрали свыше 30 городов (в том числе и малых) и несколько десятков айыльных аймаков. Их жители в основном занимаются сельским хозяйством, выращивают зерно, кормовые культуры, овощи, разводят скот, разбивают сады. Пройдёт время, и новые технологии вытеснят тяжёлый малопроизводительный сельский труд. Освободятся сотни тысяч рабочих рук. Куда пойдут наши соотечественники? Самый эффективный метод развития местных территорий — урбанизация. Начнём строить новые города, вокруг них станут концентрироваться свободные рабочие руки, это в дальнейшем и станет реальной альтернативой занятости людей. Появятся агропромышленные кластеры, возникнут новые производства, в том числе перерабатывающие.

— Но придут ли в регионы инвесторы?

— В настоящее время капиталы концентрируются в основном в Бишкеке и Оше, немного меньше — в Чуйской и Иссык-Кульской долинах. В другие регионы инвестиции практически не поступают. Бизнесменам требуется стимул, и он появится вместе с необходимой инфраструктурой, но позже.

Уже внесены изменения в Налоговый кодекс: тех, кто начнёт строить в областях заводы и фабрики, освободят от налогов. Их будут обслуживать бизнес-центры наподобие «Единого окна».

— Почему плохо работает государственно-частное партнёрство? На него было столько надежд…

— Дело в том, что прежде мы старались реализовывать только крупные проекты. Это сложная, дорогостоящая процедура с высокими требованиями, далеко не каждый соответствовал им. А ведь наша страна — это преимущественно малый и средний бизнес, который оставался в стороне от ГЧП.

Все зависит от законодательства. Уже подготовлена новая редакция закона, ориентированная на небольшие и средние предприятия и даже мелкие компании. Нашим предпринимателям станет гораздо проще и менее затратно участвовать в государственно-частных проектах. Как сложится наше партнёрство в будущем — пока сказать трудно. Начнём работать, тогда поймём.

Интервью вела
Галина ЛУНЁВА.
Фото предоставлено пресс-службой Минэкономики.






Добавить комментарий