Main Menu

Аэропорт «Манас»: с чем связаны проблемы пассажиров?

В последнее время популярные ныне социальные интернет-сети и «читательские» рубрики в СМИ стали наполняться мнениями граждан, не довольных обслуживанием в аэропорту «Манас». Критика порой переходит даже в брань в адрес руководителей главной воздушной гавани страны. Возможность объясниться с читателями (и своими клиентами) мы предоставили председателю правления ОАО «Международный аэропорт «Манас» Эмиру ЧУКУЕВУ.


— Одна из главных претензий граждан — длинные очереди в аэропорту. В частности, на пограничном контроле…

— Международный аэропорт — это сложный организм, где каждый орган выполняет свои функции. Качественный уровень обслуживания пассажиров зависит от того, насколько чётко работают все эти органы, а также насколько чётко они друг с другом взаимодействуют. Мы не отрицаем: взаимодействие между разными службами, работающими в аэропорту, время от времени даёт сбой. Но уже давно начатые нами реформы (о которых мы подробно рассказывали вашим читателям) рано или поздно сведут к минимуму все те издержки, которые приводят к возникновению внештатных ситуаций и доставляют дискомфорт пассажирам.

Главная наша задача — обеспечить стабильное и взаимное функционирование всех служб и организаций, расположенных на территории аэропорта. Конечная цель — чтобы, как выражаются в авиации, число взлётов соответствовало числу посадок. И такая работа по оптимизации всех бизнес-процессов велась и ведётся постоянно. При этом не всегда просто решаются вопросы, связанные с исполнением своих функций другими органами. У них тоже есть свои стандарты, установленные законодательством процедуры. Но мы всегда пытаемся найти компромиссные решения. Например, уже больше года назад — после жалоб пассажиров на большие очереди при прохождении паспортного контроля — в порту установлены дополнительные кабинки для пограничников.

— Почему же очереди образуются до сих пор?

— Потому что поток пассажиров всё растёт и растёт. Сегодня в «Манас» одновременно прибывает сразу несколько международных рейсов. Решением этой проблемы мы сейчас занимаемся и на данный момент оптимально нашли определённый выход.

— А в чьей компетенции погранконтроль?

— Пограничный контроль находится в компетенции Государственной пограничной службы. Мы неоднократно поднимали перед ней вопрос об организации прохода пассажиров через погранконтроль с наименьшими трудностями. Сегодня аэропорт «Манас» создал фактически все условия для прохождения пограничного контроля без задержек, мы установили достаточное количество кабинок паспортного контроля — их сейчас 11. Но есть другая проблема. Как сообщает пограничная служба, у них не хватает штатных единиц военнослужащих, которые могли бы обеспечивать обслуживание одновременно нескольких рейсов на должном уровне. Но, даже несмотря на это, совместными усилиями с погранслужбой аэропорт сумел добиться прохождения пассажиропотока с одного рейса на пограничном контроле в среднем за 17-25 минут.

— Пассажиры жалуются и на очереди на таможенном контроле.

— Этот контроль в компетенции ещё одного государственного органа — Государственной таможенной службы. Здесь тоже свои процедуры и стандарты. В частности (и мы об этом постоянно говорим), чтобы эта служба применяла международные стандарты, так называемый зеленый коридор. Все условия для такого прохождения в аэропорту созданы. Здесь мы тоже не опускаем руки — проводим постоянные консультации с ГТС, чтобы упростить проход через таможню прибывающих пассажиров.

— Жалуются пассажиры и на безобразную, по их словам, организацию доставки к борту самолёта и из самолёта в здание аэропорта.

— А здесь стоит вспомнить, что уровень обслуживания пассажиров также зависит и от авиакомпаний, которые осуществляют те или иные рейсы. Те из наших партнёров, что посерьёзнее, для доставки людей к борту самолёта или наоборот заказывают к зданию аэровокзала сразу несколько автобусов. Другие же пытаются на этом сэкономить, и поэтому пассажирам рейса иногда приходится втискиваться с ручной кладью в один салон перронного автобуса. И получается, что виноват опять аэропорт!

— Разве аэропорт не может с этим ничего поделать?

— Аэропорт лишь предлагает и оказывает авиакомпаниям услуги по доставке пассажиров. А соотношение количества пассажиров и вместимость автобуса определяет сама авиакомпания. Поэтому мы призываем пассажиров при выборе авиаперевозчика учитывать эти моменты, дабы получить весь спектр услуг на должном уровне.

— Как вы реагируете на конкретные жалобы пассажиров?

— По всем жалобам или негативным отзывам в аэропорту проводятся служебные расследования. Если выявляются очевидные проколы, то проводится работа над ошибками совместно со всеми службами аэропорта. Мы чётко и объективно обозначаем недостатки в деятельности со стороны как государственных организаций, так и авиакомпаний, чтобы устранить проблему и повысить уровень обслуживания пассажиров. Очень помог сдвинуть с мёртвой точки взаимоотношения «Манаса» — коммерческой организации — с государственными органами недавний визит в аэропорт премьер-министра Сапара Исакова. Всё-таки главе исполнительной власти в нашей стране значительно быстрее скоординировать работу органов, входящих в состав правительства. Верим, что теперь давно назревшие и нерешённые проблемы с пограничниками и таможенниками окончательно решатся.

— И напоследок о том, как продвигаются ваши реформы?

— Несмотря на все трудности, продолжаем вести целенаправленную работу по развитию всех аэропортов страны. Одна из главных наших задач — добиться, чтобы аэропорт «Манас» стал конкурентоспособным и финансово устойчивым крупным транспортным узлом в Центральной Азии. По мере необходимости совершенствуется техническая база международных аэропортов страны, кроме «Манаса», это аэропорты Ош и Иссык-Куль. Не меньше внимания уделяем и подготовке персонала этих аэропортов — профессиональные навыки сотрудников сегодня отвечают международным требованиям.

Очень большие возможности открывает международное сотрудничество — налаживание связей и обмен опытом с другими аэропортами мира. Недавно, например, аэропорты Бишкека и Пекина — «Манас» и Шоуду — стали побратимами. Руководство пекинского аэропорта подписало с нами меморандум, подтверждающий намерение развивать тесное и взаимовыгодное сотрудничество в сфере воздушных перевозок. И мы, и наши китайские коллеги выразили взаимную заинтересованность в осуществлении совместной планомерной деятельности в рамках инициативы «Один пояс — один путь». У нынешнего менеджмента аэропорта достаточно знаний, сил и, что самое главное, желания, чтобы создать все условия для безопасной и комфортной воздушной перевозки пассажиров, — заключает председатель правления ОАО «Международный аэропорт «Манас» Эмир Чукуев.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Бакыт Бакетаев, политолог:

— В последнее время в аэропорту «Манас» реально идёт модернизация. И мне, честно говоря, сейчас не стыдно за страну, когда я встречаю и провожаю иностранных гостей. Бишкек недавно посетили мои коллеги — политологи из Турции, Южной Кореи и Китая. И они, часто совершающие международные перелёты, отметили, что наш аэропорт пусть далеко и не самый большой, но очень уютный и функциональный. Они без посторонней помощи разобрались в том, куда им идти, у какой стойки сдать багаж, где пройти регистрацию и куда идти на посадку. Никаких сложностей не возникало и во время их прилёта. Логистика «Манаса» проста и доступна, и это достоинство отмечают те, кто регулярно совершает перелёты международные, в том числе межконтинентальные. Никаких нареканий по поводу обслуживания я от коллег тоже не слышал, поскольку они пользовались услугами известных авиакомпаний. Гости сопоставили то, как просто всё найти в «Манасе», и насколько сложно разобраться даже с тем, куда пройти на посадку, например, в Стамбуле или в Алматы и Москве. И комфорта, к слову говоря, в тех аэропортах не намного больше и пассажирам приходится постоять в очередях.

Недостатки или сбои в работе случаются у всех, но бессмысленно всё видеть только в чёрном свете. Большие изменения не происходят сразу, не все проблемы решаются моментально, но те положительные изменения, которые уже произошли в «Манасе», нельзя не замечать. Конечно, без здоровой критики не будет движения вперед, но все высказываемые претензии должны быть конструктивны. У нас же часто из мухи делают слона и начинают информационные атаки, которые способны свести на нет даже самые хорошие начинания. Главный тормоз развития аэропортовской инфраструктуры — это пресловутые госзакупки. Точнее, то, что аэропорт, существующий в виде коммерческой организации — открытого акционерного общества, чиновники и депутаты умудрились, вопреки закону и здравому смыслу, загнать под закон, регулирующий государственные траты на министерства и ведомства. В этих рамках — с долгими процедурами проведения торгов и прочими юридическими сложностями — аэропорт недостаточно конкурентоспособен по сравнению со своими соседями — среднеазиатскими аэропортами (не говоря уже о других). И пока такое положение будет сохраняться, ожидать быстрых изменений не приходится.

Жумакадыр Акенеев, доктор экономических наук, экс-министр:

— Жалобы граждан на долгий пограничный и таможенный контроли в «Манасе» обусловлены прежде всего так называемой проблемой малых аэропортов. Что, например, происходит по прибытии пассажиров в большие аэропорты, такие как имени Ататюрка или Хитроу? Пассажир в течение 15-25 минут только идёт от самолёта к зоне пограничного контроля. За это время аэропорт успевает провести обработку багажа и выпустить его на багажную ленту. В Бишкеке пассажир с борта самолёта сразу попадает на пограничный контроль. Естественно, образуется очередь, а если прибыло сразу несколько рейсов, то ситуация в зале прилёта, еконечно же, оставляет желать лучшего. Есть один интересный момент: на тех видеороликах об очередях в «Манасе», которые я видел в соцсетях, сняты моменты наиболее высокой концентрации пассажиров. Когда окошки пограничного контроля ещё только начинают свою работу. Но через пять-шесть минут ситуация уже меняется, но этого авторы роликов не показывают. Поэтому то, насколько искренне такое «возмущение» и для чего эти ролики на самом деле распространяются, остаётся большим вопросом.

А может, стоит планировать рейсы так, чтобы стыковки происходили без накладок, например, увеличить разницу в прибытии воздушных судов?

Для начала нам нужно понять, почему многие наши рейсы сконцентрированы в ночное время суток. Это требование прежде всего авиакомпаний, которые стремятся создать удобные стыковки с такими хабами, как аэропорты Стамбула или Москвы, для того чтобы наши пассажиры смогли добраться в страны Европы или Америки. И получается, что такой региональный аэропорт, как «Манас», вынужден подстраиваться именно под стыковки больших транспортных узлов. Соответственно, такие вопросы решаются не аэропортом, а авиаперевозчиком, стремящимся быть конкурентоспособным с другими авиакомпаниями. В то же время аэропорт «Манас» обладает способностью принимать воздушные суда каждые пять минут. Остаётся вопрос с размером зала прилёта. Но, насколько я знаю, «Манас» уже решает его, проводится реконструкция по расширению зала, и в ближнесрочной перспективе такие вопросы должны быть сняты.






Добавить комментарий