Main Menu

Колесом по жизни

Сегодняшняя ситуация на дорогах страны напоминает фронтовые сводки. Вдумайтесь в эти цифры. За 10 месяцев текущего года зарегистрировано 5 197 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 695 граждан, около восьми тысяч получили увечья. Только за 10 дней ноября произошло 208 ДТП, из них 42 со смертельным исходом. Критическому положению дел в сфере обеспечения дорожной безопасности посвятили состоявшееся в конце прошлой недели внеочередное заседание правительства. Премьер-министр Сапар Исаков подписал ряд важных документов, направленных на решение этой актуальной проблемы. Один из важнейших — постановление об упразднении патрульной милиции и создании Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД.

Как отметил премьер, это не просто смена вывески, а реализация комплекса кардинальных мер по реформе системы безопасности на дорогах. В чём причина такого количества ДТП, водительского беспредела и вина ли в этом только, как их называют в народе, гаишников? На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя начальника уже бывшего Главного управления ПМ МВД полковника милиции Ыманалы САРКУЛОВА.


— Ыманалы Кадырбаевич, выступая на последнем заседании правительства, министр ВД Улан Исраилов обозначил ряд факторов, способствующих росту аварийности на дорогах республики. Если проанализировать ситуацию, какие из них, на ваш взгляд, самые основные?

— Прежде всего хотел бы отметить, что решение о создании принципиально новой структуры, отвечающей за безопасность дорожного движения, своевременное и оправданное. Раньше деятельность патрульной милиции носила многофункциональный характер. В её задачи, кроме прямых обязанностей, входили ещё охрана общественного порядка, раскрытие преступлений и выезд по вызову на место происшествия. Сегодня главным предназначением ГУОБДД становится только контроль за дисциплиной на автодорогах, что значительно снизит напряжение в сложившейся критической ситуации. Теперь что касается квалификации транспортных происшествий. Назову основные. Это наезд на пешеходов и препятствия, столкновение автотранспортных средств, опрокидывание, превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу и другие. Отмечу, что 82% от общего количества ДТП происходят по вине водителей. Особую озабоченность вызывает увеличение граждан, управляющих автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. По сравнению с прошлым годом эти показатели выросли на 9,1% и составили 412 человек. В общей сложности за 10 месяцев текущего года в ходе 52 рейдовых мероприятий предупредительно-профилактического характера выявлено более 72 тысяч нерадивых водителей. В бюджет республики от штрафов поступило около 315 миллионов сомов — на 27 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Крайне низкий уровень дисциплины на трассах свидетельствует о том, что, садясь за руль, человек не понимает, что становится источником повышенной опасности.

— Товарищ полковник, как у профессионала с большим «гаишным» опытом, у вас есть своё видение по улучшению ситуации на дорогах страны в плане профилактики и сокращения дорожно-транспортных происшествий?

— На мой взгляд, в первую очередь необходимо в разы поднять административные штрафы за ряд злостных нарушений правил вождения, таких как превышение скорости, опасное маневрирование, выезд на «встречку» и управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Мы внесли соответствующие поправки в государственные нормативно-правовые акты. Сейчас законопроект «Об административных правонарушениях» находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах, а затем его направят в правительство и далее в Жогорку Кенеш.

— Ыманалы Кадырбаевич, хочу напомнить вам о других негативных факторах, способствующих росту ДТП. Имею в виду необязательный техосмотр и управление чужим автомотосредством без доверенности…

— Такое постановление правительства появилось в бытность О. Бабанова премьер-министром. Это чистой воды популизм, и ни к чему хорошему оно не привело. Практика показала, что 16,6% ДТП совершают водители на непереоформленных в установленном порядке автомашинах. В большинстве случаев они скрываются с места происшествия в надежде на то, что не являются владельцами, найти их будет очень трудно. Теперь что касается техосмотра. Его нужно сделать обязательным, потому что надлежащее техническое состояние автотранспорта — залог безопасности всех участников дорожного движения. Неважно, кто этим займётся, частные фирмы или другие ведомства, но процесс технического осмотра транспортных средств должен регулироваться государством. Решение этого вопроса — прерогатива парламента. Соответствующие документы мы уже подготовили.

— Создание новой структуры по обеспечению безопасности дорожного движения предусматривает увеличение её личного состава?

— Трудно сказать, всё зависит от возможностей республиканского бюджета. Но необходимость в этом есть. С каждым годом у нас растёт количество машин. Если в 2010 году их было около 500 тысяч, то в настоящем — более миллиона. Соразмерно улучшаются их технические возможности в плане скоростного режима. Во-вторых, протяжённость автомобильных дорог составляет около 70 тысяч километров. В целом по республике на смену выходит около 200 сотрудников ПМ. На каждого из них приходится 300-350 километров, которые они должны контролировать.

Да, они обеспечены индивидуальными регистраторами и радарными установками, но техника действует только на расстоянии 250-300 метров, а за пределами видимости водители творят что хотят. Безусловно, достаточное количество патрульных», оснащённых современными средствами контроля, послужит серьёзной и предупредительной мотивацией для водителей, чтобы не нарушать Правила дорожного движения.

— По вашей статистике, 22% от общего числа ДТП совершают шофёры, чей водительский стаж менее трёх лет. Их подготовка не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Что можете сказать по этому поводу?

— Хочу уточнить, с таким стажем у нас каждый пятый водитель. Вообще, подготовку водительского состава у нас превратили в бизнес. Этим занимаются частные автошколы. Сильно сомневаюсь, что там дают квалифицированные знания. Не случайно премьер-министр Сапар Исаков поручил провести проверку их деятельности на соответствие стандартам обучения. Как специалист в сфере дорожной безопасности, считаю, что подготовкой должны заниматься государственные органы, чтобы исключить коррупционные схемы и риски в этом процессе. Еще один корень зла — выдача водительских удостоверений. Здесь тоже присутствуют серые схемы, по мнению премьера, чтобы их исключить, необходимо создать единый центр тестирования и получения прав.

— Ыманалы Кадырбаевич, какова судьба многострадального проекта «Безопасный город»?

— Вы знаете, что два тендера на его реализацию не дали результатов и закончились судебными разбирательствами. Сейчас правительство приняло решение запустить проект в рамках программы «Таза Коом». По инициативе МВД кабмин вынес постановление о финансировании проекта за счёт поступающих штрафов за нарушение ПДД. При этом 50% от них попадают в органы местного самоуправления и 40% в республиканский бюджет. Перед мэриями городов и МСУ поставлена задача, используя бюджетные средства, самостоятельно проводить работу по установке камер видеонаблюдения, в автоматическом режиме фиксирующих нарушения Правил дорожного движения. Им также предоставлено право на проведение тендеров и заключение договоров с инвесторами, заинтересованными в реализации проекта «Безопасный город».

— Безобразное состояние наших дорог становится притчей во языцех. Не секрет, что они стали одной из главных причин дорожного травматизма и ДТП.

— Это действительно так. Инфраструктура заметно отстаёт от темпа роста транспортного потока. Отсутствие разметки, освещения и предупредительных знаков приводят к тяжелым последствиям. Немаловажным фактором аварийности является раздробленность автотранспортной отрасли на мелкие хозяйствующие субъекты, по сути, ни за что не отвечающие, не владеющие современными технологиями эксплуатации трасс.

— Товарищ полковник, читатели нашей газеты интересуются, как обстоит дело с блокировкой и принудительной эвакуацией автотранспорта за нарушение парковки и Правил дорожного движения?

— Это касается только беспечных и нерадивых водителей с укоренившимся в сознании чувством безнаказанности. Данное новшество находится на стадии реализации. Мы приобрели уже 10 блокираторов колес, пока применяем их в основном в районах школ и детских учреждений, в дальнейшем планируем использовать по всему Бишкеку. То же самое и с принудительной эвакуацией. Принимаются интенсивные меры к введению таких мер наказания за нарушение ПДД. Подчеркну, они не распространяются на водителей, неукоснительно соблюдающих дисциплину.

— Большое значение имеет техническая оснащённость подразделения, отвечающего за безопасность дорожного движения…

— Она стала намного лучше, чем, например, три года назад. Приобрели 65 единиц автотранспорта. До конца года дополнительно запустим радарные установки с фотофиксирующими устройствами. С формой для сотрудников тоже нет проблем. Вместе с тем следует обратить внимание на оснащение ГУОБДД как главного государственного уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения современными технологическими новинками и специальным оборудованием для успешного выполнения своих задач.

В заключение хотел бы напомнить основные факторы сокращения количества ДТП. Это культура поведения всех участников дорожного движения, профессиональный уровень подготовки водителей, надлежащее состояние дорог и техническая исправность автотранспорта.

Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий