Main Menu

Она была первой

Всё чаще мы стали говорить об истоках современной национальной культуры и искусства. Этой теме посвящены программа Года нравственности, воспитания и культуры, а также недавний Указ Президента «Об установлении Дней истории и памяти предков». В ХХ веке богатейший устный и музыкальный фольклор стал основой нового для кыргызской сцены вида искусства — оперы. Первая Айчурек, первая Каныкей, первая Куляим, первая Тотуя — образы, рождённые мастерством выдающейся певицы и актрисы, замечательного педагога, народной артистки СССР, профессора Сайры КИИЗБАЕВОЙ.

7 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения этой уникальной женщины, чье имя навсегда вошло в историю страны.

Сайра Киизбаева — человек легендарной судьбы. Её вхождение на профессиональную сцену было быстрым и ярким. В конце 1930-х годов, после блестящего выступления на Декаде кыргызского искусства и литературы в Москве, Сайра Киизбаева вошла в число ведущих солистов театра, а по популярности она могла бы с успехом соперничать со звёздами кино или эстрады. Хотя ей в ту пору было немногим более двадцати лет…

Кулуйпа КОНДУЧАЛОВА, Герой Кыргызской Республики, министр культуры в 1958-1980 годах:

Мы зачастую забываем о наших мастерах, о том месте, которое они занимают в культуре. Это был важный период рождения искусства, и такие артисты, как Сайра Киизбаева, Абдылас Малдыбаев, Бибисара Бейшеналиева, рождены этим искусством. Каждый из них дал так много кыргызскому народу, что историкам культуры предстоит ещё определить сделанное этими мастерами.

…На сцену республиканской творческой олимпиады вышла рослая, статная девушка. Красивое скуластое лицо. Две тяжелые косы. Звучное, сочное народное сопрано. Её вокальные данные и музыкальность сразу привлекли внимание. Она родилась 7 ноября 1917 года в айыле Тёкёлдёш, недалеко от Пишпека (прежнее название столицы). С детских лет любила петь. Земляки прозвали её «булбул» — соловей. В семье дехканина дети рано приучаются к крестьянскому труду — начала работать в колхозе и Сайра. Но после успешного участия в олимпиаде она сразу приступила к занятиям в театральной студии со всем пылом юности, с жаждой овладеть тайнами профессии.

С 1936 года С. Киизбаева — солистка Кыргызского оперного театра. Она оказалась не только прекрасной певицей, но и яркой актрисой, которой в одинаковой мере удавались трагические страницы и нежная, вдохновенная лирика, комическая стихия и героика. На сцене она жила и творила, захватывая зрителей силой темперамента и создавая яркие, глубоко реалистичные образы. Однако главным средством выразительности был её голос — сильное, красивое, большого диапазона лирико-драматическое сопрано.

Пожалуй, самым первым и большим открытием для современников была Киизбаева — Айчурек в одноименной опере А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере. С 1937 года до сегодняшнего дня этот образ является классическим эталоном. Большой и ответственной ролью стала для С. Киизбаевой партия Баттерфляй в опере «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини. Певица создала трагический образ молодой японки, искренне верящей в настоящую любовь. Недаром в 1952 году она получает приглашение в Большой театр СССР для выступления именно в этой партии на знаменитой сцене, став первой певицей из Центральной Азии, которой была оказана столь большая честь.

Владимир ВЛАСОВ, композитор, народный артист КР и РСФСР:

В 1938 году мы приступили к созданию большой эпической оперы «Айчурек». Вся труппа, весь коллектив театра с огромным усердием и вдохновением работали над первой оперой. Сайре Киизбаевой, исполнившей заглавную партию, удалось создать в этой постановке удивительно поэтичный и многогранный образ «лунной красавицы». Она передала и нежную мечтательность, и лирическую теплоту своей героини, и её величавое спокойствие перед лицом врага, и лукавую женскую хитрость.

Триумфальные гастроли театра в Москве в 1939 году выявили кыргызских артистов мирового масштаба, и в числе первых была Сайра Киизбаева. Но успех не вскружил ей голову. Она поступает на вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, но грянула Великая Отечественная война и помешала ей окончить учебу — Сайра возвратилась домой. Однако вскоре в составе артистической бригады она была уже на Западном фронте…

Сайра КИИЗБАЕВА, народная артистка СССР:

В годы Великой Отечественной войны мы работали на переднем крае. Выступали на открытом воздухе: на опушке леса, на полянах. Давали ежедневно по три-четыре концерта. Было много тяжелых переездов по линии фронта. Большой честью для нас было работать перед людьми, которые презирали смерть, шли под ураганным огнём в атаку, преследовали врага. Одно чувство владело всеми — чувство Победы…

С первых шагов в искусстве С. Киизбаева была очень требовательна к себе, много работала над совершенствованием вокального мастерства. Если актёрские данные были заложены в ней природой, то голос, чтобы он стал поистине «соловьиным», должен был шлифоваться изо дня в день. Благодаря широкому диапазону творческого дарования она смогла создать за 30 лет работы на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева более 30 различных образов: Лизы в опере «Пиковая дама», Наташи в «Русалке», Маргариты в «Фаусте», Ярославны в опере «Князь Игорь», Жамили в опере «На берегах Иссык-Куля», Каныкей в «Манасе» и других, которые стали эталонными для нескольких поколений кыргызских артистов.

Половину жизни певица посвятила сцене, другую — делу подготовки и воспитания молодых певцов. И как в своё время в театре, так и на кафедре сольного пения Института искусств им. Б. Бейшеналиевой профессор С. Киизбаева работала увлеченно и самозабвенно. Воспитание артистической смены стало для неё таким любимым делом, как и выступление на сцене. Ныне выпускники профессора С. Киизбаевой достойно продолжают дело наставницы — многие из них носят звания народных и заслуженных артистов. Высокий профессионализм и жизненный опыт Сайры Киизбаевны помогли успешно направить работу созданной ею кафедры, объединить вокруг неё видных педагогов, дирижёров, режиссёров, добиться творческой, заинтересованной атмосферы.

Среди первых учеников Сайры Киизбаевны, которые окончили КГИИ им. Б. Бейшеналиевой, народные артистки КР Э. Молдокулова и С. Чоткараева, заслуженные артисты КР Л. Ярош и П. Сукманов, профессор консерватории У. Иманалиев и др. За двадцатилетний период работы ею подготовлено много прекрасных певцов, вокальных педагогов, которые продолжают служение прекрасному искусству.

Сайра ЧОТКАРАЕВА, народная артистка КР, солистка театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, доцент Кыргызской национальной консерватории:

В классе профессора С. Киизбаевой было много студентов, но каждому она уделяла внимание, по-матерински обогревала, поддерживала. Наши дела и заботы, огорчения и радости были смыслом её жизни. Уже работая в театре, я часто приходила к ней в институт и домой, мы звонили друг другу. Всё время я ощущала её заботу. Будучи в 1980-е годы в Москве на стажировке в Большом театре, постоянно переписывалась с любимым педагогом…

В 1993 году с открытием Кыргызской национальной консерватории кафедра сольного пения по инициативе ректора народного артиста КР Муратбека Бегалиева была преемственно открыта в этом профессиональном вузе. Здесь работали и работают народные артисты СССР Токтоналы Сейталиев, Кайыргуль Сартбаева, народные артисты КР Владимир Муковников, Мустафа Ахунбаев, Сайра Чоткараева, Эсенбїбї Нурманбетова и другие ведущие специалисты. Выпускники кафедры сегодня составляют гордость музыкальной культуры и известны далеко за пределами страны. Но самой Сайры Киизбаевны к этому времени, к сожалению, уже не было…

В жизни она была предельно честной, объективной и прямолинейной. Ей были чужды такие черты характера, как высокомерие и чванливость. Люди старшего поколения, хорошо знавшие певицу, отмечают её человечность, трудолюбие, доброту, готовность всегда прийти на помощь. Сайра Киизбаевна умела ценить дружбу, у неё всегда много было друзей, а гостеприимный дом известной певицы никогда не пустовал. Её связывали сердечные отношения со многими известными певцами и музыкантами — И. Архиповой, М. Биешу, Б. Тулегеновой, В. Власовым, М. Ашрафи, А. Неждановой, М. Максаковой, О. Лемешевым, И. Козловским и др. Её авторитет был очень высок. Об этом свидетельствует такой красноречивый факт, как неизменное включение С. Киизбаевой в состав жюри крупнейшего певческого смотра — Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки.

Певица находила время и для общественной работы. Её трижды избирали депутатом Верховного Совета, она награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Имя Сайры Киизбаевой было исключительно популярно… Её заслуга не только в том, что она заложила основы профессионального вокального искусства в республике, но и в том, что своей многолетней деятельностью приобщила тысячи слушателей к восприятию высокой оперной классики, стала полпредом национальной культуры далеко за пределами Кыргызстана.

Калый МОЛДОБАСАНОВ, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР, профессор:

Сайра Киизбаева во всех отношениях была первой. Первой профессиональной вокалисткой, в репертуаре которой были значительные оперные вокально-сценические роли Айчурек, Каныкей, Наташи, мадам Баттерфляй… Она первая исполнила пушкинскую Татьяну на кыргызском языке в известном спектакле на музыку П. Чайковского 19 апреля 1942 года. Она не только первая женщина-директор национального театра, но и организатор кафедры сольного пения, а затем и кафедры оперной подготовки.

Нынешнее поколение, к сожалению, не застало Сайру Киизбаевну на оперной сцене, хотя есть ещё многие, кому повезло слышать её партии. Эта женщина была не просто оперной певицей. Она стала огромным художественным явлением в кыргызском искусстве, художником-новатором. Она открыла путь в искусство целым поколениям слушателей и артистов. Словом, она была первой…

Екатерина ЛУЗАНОВА,
заслуженный деятель культуры КР, профессор.

От редакции: 15 ноября в Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева состоится вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня рождения народной артистки СССР профессора Сайры Киизбаевой.






Добавить комментарий