Main Menu

Кыргызстан и особенности демократии

Данная статья вышла в свет ещё в 1997 году в сборнике «Кыргызстан — наше отечество: история взаимосвязей и упрочения единства народов Кыргызстана в условиях становления независимого государства». С тех пор прошло ровно 20 лет, и мы представляем читателям «СК» её с некоторыми изменениями и новым дополнением автора Айсары Ботобековой.


В 1991 году рухнула советская система. К власти пришли те, кого называли демократами. Этот процесс не миновал и Кыргызстан. Провозглашение республики независимым, суверенным, демократическим государством и происходившие преобразования ставили перед обществом целый ряд сложных вопросов о путях дальнейшего развития.

Одна из наиболее актуальных проблем — особенности и основные направления модернизации, которая рассматривается прежде всего как возможность вхождения Кыргызстана в мировую экономику и связанные с этим аспекты: индустриальной стратегии, определяющей экономический потенциал страны; технологической модернизации, способной обеспечить конкурентоспособность кыргызской экономики; биотехнологии; финансовой стабилизации; ино-

странных инвестиций.

Другой комплекс вопросов связан с исследованием проблем государства: насколько оно открыто для демократизации, учитывается ли роль социальных параметров или оно видит свои функции только в ускорении модернизации.

Кыргызстан вступил на сложный и долгий путь перехода к демократическим формам правления. В этих условиях мы сталкиваемся с такими трудностями, как инфляция, бедность, низкие темпы развития, огромные долги, неравенство социальных групп, слабые государственные институты. Следовательно, нововведенное демократическое правление во всех областях общества представляется весьма слабым. Поэтому, как всякий процесс, оно проходит через множество обогащающих друг друга этапов.

Статистика свидетельствует, что с демократией ассоциируется не богатство как таковое, а современная экономика с высоким уровнем производства. В мире имеется восемь богатых нефтью стран (четыре с населением свыше 1 млн. и четыре — с населением до 1 млн. человек). Обычно их называют богатыми, однако богатство не связано с высокой производительностью труда их населения. Напротив, почти все из имеющихся в мире малых стран, ставших богатыми, не имея нефти или других основных природных ископаемых, являются демократическими. В будущем, я считаю, нашу страну отнесут к таким государствам.

Минуло 20 лет. В 1990-е годы Кыргызстан считали островком демократии, и сегодня мы укрепили эти позиции в Центральной Азии. Это доказали недавние выборы президента страны.

Демократия и свобода слова у нас останутся навсегда. Но за прошедшее время по части модернизации общества социальные и экономические проблемы решались медленно. Реформы задерживались, тормозились. Нерешённые трудности, накапливаясь, начали выплёскиваться наружу и создали неудобства правящей элите, прошли две революции. Эти события разбудили сознание правителей. Они начали думать, двигаться и понимать, что именно народ даёт им власть и возможности, потому что верит и надеется на лучшую жизнь! Те же проблемы, которые наблюдались 20 лет тому назад, я думаю, актуальны и сегодня, но уже в другом ракурсе. Происходящие в настоящее время преобразования ставят перед кыргызским обществом целый ряд сложных вопросов о путях его дальнейшего развития. Я считаю, да и не только я, что каждая ветвь власти должна исполнять свои прямые функциональные обязанности на местах в своё время и качественно. Больше нам ничего и не нужно! И тогда мы станем жить достойно! Я также уверена в том, что Кыргызстан сохранит за собой имидж демократической страны, и надеюсь, мировое сообщество нас оценит с положительной стороны. Мир и стабильность — это и есть основа нашего государства! В будущем, считаю, Кыргызстан станет демократической, процветающей и уникальной в своём развитии страной!

Айсара БОТОБЕКОВА.






Добавить комментарий