Main Menu

О манкуртах — лжепророках истории

«Октябрьская революция 1917 года сыграла положительную роль в судьбе кыргызского народа, создала предпосылки для становления и развития нашей государственности. В годы советской власти мы наряду с другими получили возможность для развития экономики, социальной инфраструктуры. Отсталая, безграмотная, аграрная страна превратилась в республику с развитой промышленностью и образованным населением. Бесплатное медицинское обслуживание, доступное образование, новые рабочие места, а также равенство в правах мужчин и женщин являются главными достижениями советской эпохи».
Президент Алмазбек Атамбаев.


Нельзя не согласиться с этими словами Президента. Так считают сотни тысяч кыргызстанцев старшего поколения, прожившие основную часть жизни в советскую эпоху. Между тем за четверть века выросло новое поколение, которое в большинстве своём не знает о советском периоде истории, который по существу был эпохой возрождения, становления на путь цивилизованного развития. Именно на фундаменте, заложенном советским строем, стало возможным получение Кыргызстаном суверенитета и открылись пути- дороги для последующего национального развития.

Власти Кыргызстана, осознавая важность истории и исторических знаний для формирования национального самосознания народа и привития ему патриотических чувств, объявляли даже Год истории. Между тем, к сожалению, он прошёл под флагом пропаганды древней и средневековой истории. Тогда как советскому периоду не уделялось достойного внимания, как бы его не было в истории вообще или его вспоминали преимущественно с целью очернения. Этот внушительный по хронологии и насыщенности отрезок отечественной истории упоминался антисоветски и националистически настроенными историками только для того, чтобы обвинить Советы в тоталитаризме и насаждении некой советской колониальной системы. Эти «учёные» известны среди сообщества историков, но они из-за обычного равнодушия и «кыргызчылыка» — нежелания портить отношения — не получают отпора коллег. Пользуясь этим, те и беснуются, навязывая молодёжи далёкие от правды истории антисоветские и националистические идеи. Власти же молчат. Им не только недосуг, но и, прямо скажем, там наверху попросту не видать грамотных идеологов, могущих разобраться в хитросплетениях существующих идеологических противоборств.

На днях мне пришлось беседовать с учителем истории одной из столичных школ, выпускником истфака КНУ им. Жусупа Баласагына этого года. Новоиспечённый специалист рассказывал о том, как вопреки «преградам коммунистов центра и русских» кыргызскому руководителю Ишеналы Айдарбекову удалось добиться предоставления Кыргызстану самостоятельной автономии. Вот, оказывается, каких героических усилий стоило нам, кыргызам, получение своей государственности? Между тем этому «историку» невдомёк, что именно большевики позаботились о вопросах национального размежевания в Средней Азии, а затем в 1936 году вождь большевиков И. Сталин выступил с аргументацией о наделении нашей республики статусом союзной в составе СССР. Теперь представьте, что этот учитель насаждает свои «знания» сотням учеников ежегодно. А сколько же получится за все годы учительской биографии?

А вот выдержки из ответов выпускников, составленные профессором Ишенгуль Болджуровой, сделанные во время госэкзаменов:

«Ормон-хан переселился на Орто-Токойское водохранилище», а еще, оказывается, «он стал руководителем Чуйской области»;

«Барс-бек был научным исследователем. Он первым открыл географическую карту Земли»;

«Бекмурат Боронбай уулу родился в Иссык-Кульской области. Занимался деятельностью — возглавлял колхоз»;

«Абдыкерим Сыдыков родился в 1720 году, умер в 1938 году».

Досталось много раз и Исхаку Раззакову. По мнению современных недорослей, он якобы был и «первым государственным секретарём Киргизской ССР», и «председателем Компартии ЦК КПСС».

Айтматов будто бы «написал поэму «Ажар», а «Шопоков бросился на пулемёт».

А есть ещё такие удивительные ответы. Насчет истории гражданской войны в Кыргызстане молодой человек рассуждает: «Ленин собирал с населения лишь лишнее, чтобы прокормить армию. В Нарыне революционеры, пытаясь вернуть царский режим, убили главу местной администрации. Затем революционеры направились в Пишпек и Токмок.

Но Ленин принял меры, и революционеры были убиты. Затем Ленин создал Туркестанскую область. Во главе поставил нашего соотечественника — Фрунзе». Кстати, эти записи сделал бывший министр образования республики.

Пробелы в исторических знаниях говорят не только о том, что студенты не изучают историю, но и о качестве преподавания этой учебной дисциплины в вузах, да и об уровне самих преподавателей. Не секрет, что отдельные из них по своим знаниям и взглядам не только не дают правдивых сведений, но и калечат души студентов, порождая у них кривотолки исторических событий и процессов. Таким образом, незнание порождает незнание, прогрессируя геометрически. В особенности это касается трактовки советского периода отечественной истории. Молодёжь лишена возможности получать объективные знания по советской истории. Между тем именно в это время кыргызский народ сделал колоссальный рывок в своём развитии. В государственном, экономическом, культурном, духовном отношении. Кыргызстан получил автономию, статус союзной республики. Из отсталой аграрной окраины царской России превратился в индустриально-аграрную республику, жители которой построили сотни промышленных предприятий, экспортировавших свою продукцию в десятки стран мира. Чего стоит возведение одного только такого гиганта, как Токтогульская ГЭС! Не инопланетяне же построили нам эту мощнейшую гидроэлектростанцию? Или она построена на сокровища караханидских ханов? Почему мы не говорим об этом подрастающему поколению. Знают ли молодые кыргызстанцы, что современные города нашей страны, в том числе её столица Бишкек с разветвлённой инфраструктурой, ТЭЦ, множеством заводов и фабрик, вузов, театров и школ, построены именно в советский период истории советскими людьми?

Почему мы должны забывать о том, что письменность кыргызскому народу дала советская власть? Поголовная грамотность, современные балет и опера, «кыргызское чудо» в кино, Чингиз Айтматов и Алыкул Осмонов, изучение и издание массовым тиражом эпоса «Манас», других шедевров народного фольклора, нотная запись произведений кыргызских народных мелодий — всё это стало возможным благодаря заботе советской власти.

Казалось бы, для подавляющего большинства старшего поколения это банальные истины. Но ведь последующие поколения кыргызстанцев об этом как-то и не задумываются. Более того, в их сознание зачастую внедряются идеи о том, что советская эпоха стала периодом чуть ли не «советского колониализма». Что кыргызов преследовали, угнетали, не давали жить в городах, что они кормили мясом Москву и Ленинград. К сожалению, чем дальше от нас по времени советская история, тем отвратительнее сведения об этой поистине судьбоносной для кыргызов эпохе, которая по существу поставила нас на ноги, ввела в ряд цивилизованных стран мира.

Так, будучи советской республикой в 70-80-е годы ХХ века, Кыргызстан далеко опережал Турцию и многие другие зарубежные страны по своим экономическим и образовательным показателям. Знает ли об этом молодёжь, для которой современная Турция — это предел мечтаний? Куда мы скатились и что ждет нас? Что можем сделать, чтобы повторить достижения советской эпохи? Например, построить ГЭС, равную Токтогульской? Или возродить 12-миллионное поголовье овец, построить камвольно-суконный комбинат, кожевенные заводы, гиганты швейной индустрии? Можно ещё долго перечислять множество того, что мы получили от советского строя и что безвозвратно растеряли. И не дай Бог теперь потерять и свою память об этом созидательном периоде отечественной истории!

Признавая исключительность советского периода истории в судьбе кыргызского народа, необходимость доведения до сознания подрастающего поколения объективных сведений по данному периоду, считаю, что во всех вузах следует открыть кафедры советской истории, а в школьных программах предусмотреть более глубокое изучение данного периода.

Слава Богу, День Великой Октябрьской социалистической революции в Кыргызстане является пока красной датой. В центре столицы стоит памятник её вождю Владимиру Ильичу Ленину. Кое-где ещё есть улицы Ленина и школа его имени. Отмечая 100-летие Великой революции, хочется ещё раз провозгласить: «Да здравствует Великий Октябрь, давший моему народу дорогу в светлое будущее!»

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий