Main Menu

Драки добром не кончаются

В очередной раз встревожило видео, снятое на мобильный телефон и выставленное в Интернет. Место действия по кадрам определить сложно. Но, судя по «героям» сюжета — школьникам, причем разновозрастным, возникает предположение: все происходит где-то на задворках неизвестной школы или неподалёку от неё.

Подростки стоят шеренгами одна напротив другой. Расстояние между ними — не более метра. Жертве, по-иному и не назвать беднягу, надо пробежать через созданный «коридор». А задача стоящих в шеренгах с обеих сторон — наносить в это время ему как можно больше ударов ногами и руками, не заботясь о том, на какую часть тела они приходятся. За несколько минут съёмки один из ребят выходит из «коридора», согнувшись явно от боли и держа руки в области живота. Другой падает на землю от удара в голову…

…В селе Ак-Суу Московского района Чуйской области шестиклассница после избиения одноклассницами была госпитализирована с гематомой на голове. Била группа девочек, человек 15. А трое стояли и просто наблюдали за происходящим, не вмешиваясь и не возмущаясь.

Оказывается, школьницы тоже играли. Их игра называется «Космостон салам» (Привет из космоса). Согласно правилам, жертва не имеет права жаловаться или плакать. Она должна, претерпев все издевательства и побои, молча уходить домой. Поскольку пострадавшая девочка сидела за партой и две одноклассницы держали ее за руки, возможности как-то защититься или уберечься от ударов у неё не было. В конце экзекуции кто-то и передал ей «привет» по голове чем-то тяжелым. А дальше — больница.

И это называется играми?!

В одной из столичных школ пятеро восьмиклассниц, которые учились на «хорошо» и «отлично», а фотография одной из них даже красовалась на стенде тех, кем гордится школа, прямо за воротами учебного заведения избили новенькую. Сняли драку на видео и выставили в Интернет. За что? Да за то, «чтобы не распускала волосы». Нечего, дескать, завлекать и отбивать их мальчиков в классе.

Согласитесь, что драки и сквернословие между девочками — нечто совершенно неприемлемое для традиционной модели социальноролевого поведения женщины, особенно в столь юном возрасте. Но иного способа завладеть вниманием возлюбленных и уничтожить потенциальную соперницу бишкекские джульетты не знают.

В селе Григорьевка Иссык-Кульской области в мае после торжественной церемонии «последнего звонка» произошла драка между школьницами. Что стало предметом раздора? Тот самый школьный колокольчик. С ним прошла по площадке десятиклассница, тогда как одиннадцатиклассницы считали, что это должна была сделать одна из них. Как выяснилось позже, избитые девчонки из десятого накануне сбросились, чтобы «накрыть поляну» покидающим школу, а тем предстояло назначить новую смотрящую по школе. Но после приема горячительного все пошло не по задуманному сценарию. Из-за колокольчика.

Обиженные обратились за «справедливостью» к прошлогодним выпускницам. И одиннадцатиклассницам тоже досталось. Разборка добром, конечно, не закончилась: у одной разошлись после операции аппендицита швы, травмы различной степени тяжести у других. Интересно, знал ли педколлектив данной школы о том, что в вверенном им государстве под названием Школа «живут по понятиям»? Или происходящее воспринималось невинной игрой?!

Социологи бьют тревогу — уровень детской агрессии в мире повышается с каждым днём. В США и других странах несовершеннолетние берутся за оружие. В российской Туле четвероклассник (представляете?!) терроризирует целый класс. В связи с чем родители его одноклассников вынуждены были обратиться с групповым заявлением о переводе их детей на домашнее обучение.

Не стоит обольщаться, что у нас в республике ситуация не столь тревожная. Вспомним разборки учащихся Республиканского училища олимпийского резерва и столичной школы №38. Год назад сотрудники правоохранительных органов успели предотвратить драку, которая могла иметь неприятные последствия. У шести задержанных подростков тогда изъяли два травматических пистолета, которые принадлежали родителям. В урочное время в подвале школы имени С. Турусбекова в селе Кок-Ой Джумгальского района Нарынской области активист, ученик 11-го класса избил девятиклассника. От удара в сердце последний скончался. В апреле в дежурную часть ОВД Панфиловского района поступило сообщение, что на одной из улиц Каинды собрались 15-16 несовершеннолетних и идет драка. Оказалось, выяснение отношений началось вскоре после проходившего в тот день тестирования в каиндинской школе №1. Жертвами стычки стали пятеро доставленных в территориальную больницу. Двое были оставлены на стационарное лечение. Дракой между учащимися школы № 77 и лицеистами завершился день открытых дверей…

Все чаще в руках подростков во время разборок оказывается нож, и это страшный сигнал. Так, в селе Кочкорка Нарынской области шестнадцатилетний юноша во время драки нанес ножевое ранение в ногу подростка. Девятиклассник скончался от потери крови.

Что происходит с нашими детьми? Каковы причины их необузданной агрессии и ненависти к окружающим? Не кривя душой, скажу, что не могу припомнить ни одного случая драки среди девочек в мои школьные годы. Мальчишки порой выясняли личные отношения кулаками, но обязательно под присмотром секундантов до первой крови или падения одного из соперников. До серьезного увечья не доходило. Хотя было такое явление, когда одна школа шла «войной» на другую, что очень быстро пресекалось правоохранительными органами. Но даже если и некоторые из моих сверстников все-таки дрались, то были совсем иные стычки, и они имели несколько иной характер, чем драки современных детей. Сегодня многие из взрослых даже не рискнут противостоять группе незнакомых подростков, опасаясь нападения. Хотя подобный страх был бы непонятен их ровесникам пару-тройку поколений назад.

Школы без насилия не бывает, заявила однажды директор одной из пригородных школ то ли от бессилия противостоять злу, то ли прикрывая нежелание вообще что-то предпринимать в данном направлении. К сожалению, на современном этапе приходится признать правоту её слов. Невзирая на то что дети ходят в школу с целью получения знаний и быть под присмотром опытных педагогов, избежать столкновений с разными видами агрессии им очень сложно. И сколько ни охай, ни возмущайся, ни хватайся за сердце в особо трагических случаях, проблему вряд ли удастся решить, если не докопаться до корней: откуда берутся на цветниках (дети же — цветы нашей жизни) семена чертополоха? Как бороться с опасными проявлениями детской и подростковой нетерпимости и жестокости?

Есть среди психологов мнение, что самые жестокие по отношению к окружающим — дети. Они четко знают грань, за которую нельзя переходить, но все равно делают это. В особенности по отношению к тем, кто младше их, слабее или с какими-либо дефектами здоровья или речи. Подростки уверены, что решение любой проблемы — драка: быстро, удобно и, главное, круто выяснять отношения кулаками и ногами. С их помощью они показывают, кто сильнее и кто главный среди всех остальных.

Школьные драки далеко не новость сегодня. Стычки детей и подростков происходят практически везде: на детских площадках, во дворах школ и жилых домов, на переменках в классе — показало анонимное анкетирование, проведенное мной в 6, 8, 9 и 10-м классах разных столичных школ. Ребят, никогда не принимавших участия в драках, оказалось немного. Большинство участвовало. И чаще всего не по СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ. Драку они не воспринимают как нечто уголовно наказуемое. Для них она, скорее, приключение, просто некая нестандартная ситуация. Об опасности для собственного здоровья и о вреде, причиненном противнику, они в это время не думают.

Толчком к кулачному бою становятся личностные оскорбления, защита собственного достоинства, самооборона или помощь другу, который слабее, желание не оставаться в стороне, «когда наших бьют», и даже сформировавшееся пристрастие к хулиганским действиям. Шокировало признание девочек-подростков, не уступающих в агрессивности мальчикам. Здесь причиной разборок часто становится ревность к молодому человеку. И тут в зону риска попадает любая девочка, которая взглянула на него, поговорила с ним или просто прошла мимо обожаемого объекта. Этого достаточно, чтобы девочки устроили драку. Поводом могут быть и обидные слова о внешности, социальном статусе родителей, прикиде, прическе и т. д.

Откровением стали чувства, испытываемые участниками после драк. Тот, кого били, страдает не столько от причиненной физической боли, сколько от страшного унижения. Конечно же, в нем вызревает желание мести обидчикам. Не менее сильны и эмоции тех, кто бил. Здесь целый букет собственного превосходства, силы и упоительной «победы». И самое горькое — безнаказанности, усвоенной, но не озвученной в признаниях ребят, которая позовет в «бой» еще не раз.

Про каждое поколение принято говорить, что оно совсем другое. А теперь еще и научно подтверждено: люди, родившиеся с 1995-го по 2012 год, действительно значительно отличаются от других поколений. Они меньше общаются в реальном мире благодаря массовому появлению смартфонов. Позже взрослеют и хуже себя чувствуют, потому что меньше стали спать. Большая часть их реальной жизни происходит в смартфонах, играх, подогревающих жестокость и агрессивное поведение. А также в просмотре различных аналогичных видеороликов на YouTube, где их сверстники группой «учат» неугодных одноклассников и даже учителей, круто расправляются с бомжами, «очищая город», издеваются над животными и т. д. Даже очень скромное проведенное анкетирование позволяет сделать вывод: нынче в среде детей и подростков в моде культ силы.

«Не упускайте своих детей», — советуют авторы одноименной книги Г. Ньюфелд и Г. Матэ, адресованной родителям агрессивных детей. Но экономическая ситуация в республике вынуждает многих родителей отправляться на заработки в чужие страны, оставляя детей под присмотром пожилых дедушек и бабушек, а то и дальних родственников. Да и те, что остаются в стране, тоже от зари до темна трудятся, чтобы накормить, обуть, одеть отпрысков. Нет времени поговорить с ребенком, сходить лишний раз в школу, узнать, с кем дружит, не конфликтует ли с одноклассниками. Спохватываемся лишь тогда, когда беда сама приходит в семью. Может, поэтому в среде подростков ориентированность на ровесников больше, чем на взрослых — родителей и учителей. Отсюда грубость в ответ на замечания родителей и хамство в адрес педагогов, оскорбления и унижение младших членов семьи.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения этому своему качеству, он способен ненавидеть, проявлять агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли», — считал немецкий социолог, философ, социальный психолог и психоаналитик Эрих Фромм. Значит, первостепенная задача родителей, воспитателей в детских садах и педагогов в школах — помочь развитию в маленьком человеке именно чувства любви и уважения к окружающим, чтобы заглушить возможные ростки ненависти и жестокости.

Задача, прямо скажем, наисложнейшая, требующая много сил, внимания, знаний и нашей собственной любви. А также большей степени заботы правительства о семье и школе. «Нельзя экономить на образовании и учителях! Образование — это такая сфера, о проблемах которой можно говорить часами. Образование и школы — близкая моему сердцу тема», — признает важность обозначенной теМы и выбранный страной новый Президент Сооронбай Жээнбеков.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото из Интернета.

P.S. Если вас интересует проблема воспитания и борьбы с агрессивным поведением детей, следите за выпусками газеты. На следующей неделе планируется публикация интервью с психологом.






Добавить комментарий