Main Menu

Открытость, прозрачность и эффективность

На этой неделе в Кыргызстане отмечают свой профессиональный праздник труженики автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Экономика страны развивается, улучшается благосостояние людей, увеличивается количество машин. На сотрудниках системы выдачи водительских удостоверений и регистрации автомашин лежат большая нагрузка и ответственность. За последние годы в данной сфере произошло много изменений. О новшествах — наш разговор с заместителем директора департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при ГРС при правительстве КР Усеином КАСМАЛИЕВЫМ.

— Согласно положению о департаменте, утвержденному постановлением правительства от 5.02.2010 года, №76, департамент осуществляет деятельность в области регистрации транспортных средств (автомобили, трактора, самоходные технологические машины, мототранспортные средства и др.), выдачи водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста и допуска водителей к управлению транспортными средствами. В территориальных отделах департамента проходят теоретические и практические экзамены на вождение и выдаются водительские удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста, — отметил У. Касмалиев.

По словам моего собеседника, в 2015 году Совет безопасности Кыргызстана проводил мониторинг деятельности департамента и выявил порядка восьми коррупционных зон, определил 45 коррупционных рисков. По результатам этого исследования разработан план мероприятий по демонтажу системной коррупции в департаменте, во исполнение которого проводится реформирование системы, чтобы сделать работу службы более прозрачной и облегченной для граждан. За это время разработана и внедрена автоматизированная информационная система учета транспортных средств и водительского состава. С советского времени она представляла собой картотечный учет и несовершенную компьютерную базу данных. На сегодня информация из всех территориальных подразделений департамента — а их по республике 27 — сводится в онлайн-режиме в единую электронную базу по защищенным каналам. Если раньше данные по регистрации транспортных средств обновлялись в течение месяца-полутора, то теперь они актуализируются практически ежеминутно. При этом имеется связь с автоматизированной информационной системой адресно-справочного бюро, паспортной службы и системой регистрации юридических лиц Государственной налоговой службы.

— Раньше при оформлении документов из-за человеческого фактора могли возникать ошибки в написании фамилий, имен, отчеств, описании определенных данных юридических лиц, транспортных средств, на сегодня подобные неточности практически невозможны, — рассказал У. Касмалиев. — Наши сотрудники уже не заполняют бланки вручную, нужно ввести только персональный идентификационный номер (ПИН) гражданина или ИНН юридического лица, и все его данные выводятся в системе. Это значительно облегчает прием и обработку заявлений, сокращает время и выдачу документов.

Помимо этого, Государственной регистрационной службой разработана авторизированная информационная система «Тестирование водительского состава». О нерадивых водителях в народе говорят: «Купил права и ездит». В нынешних условиях такое невозможно, уверен У. Касмалиев. Купить документы на вождение невозможно. Чтобы первично получить права, соискатель становится на учет в электронной системе департамента только через учебные заведения (автошколы), которые также зарегистрированы в системе. Проходит обязательное обучение в автошколе, которая имеет лицензию Министерства образования. И только после окончания учебы гражданин получает код доступа и может сдать тест через электронную систему. Она, кстати, находится в открытом доступе по адресу demoprava.srs.kg. Тест состоит из 500 вопросов, которые составляются в билеты методом автоматического перемешивания. Согласно программе обучения, тестовые вопросы состоят из Правил дорожного движения, посвящены оказанию первой медицинской помощи, а также устройству транспортного средства.

— Только после обучения, успешной сдачи теоретических и практических экзаменов выдаются права. Все эти процессы определяются электронной системой, у наших сотрудников нет возможности вмешиваться в сдачу тестирования, — отметил У. Касмалиев.

Кстати, система тестирования показывает статистику успешной сдачи теоретических экзаменов. Благодаря этому можно определять качество преподавания в каждой автошколе. Данные об успеваемости ежеквартально направляются департаментом в

Министерство образования, которое, как уже говорилось выше, выдает лицензии автошколам. На основании полученной информации Минобразованием проводится анализ и принимаются меры к тем учреждениям, где безответственно подходят к обучению будущих водителей. На данный момент ГРС готовится к тому, чтобы Мин-образования имело прямой доступ к статистике по результатам тестирования.

— В части взятия на учет транспортных средств мы тоже хотим внести усовершенствования, — рассказал мой собеседник. — Согласно существующим правилам, автомашины регистрируются по месту прописки владельца. Но в связи с внутренней миграцией норма устарела и доставляет неудобство. Мы пытаемся изменить эту систему. На авторынке в Бишкеке открыт межрегиональный отдел по постановке на учет транспортных средств. Покупатели машин на месте могут оформить документы, не выезжая для этого по месту прописки, если она находится в регионе. Подобная система внедрена с нынешнего года, мы ее тестируем, совершенствуем и предполагаем в будущем по республике дать возможность территориальным отделам департамента предоставлять такие услуги. Она ускорит и облегчит процесс регистрации транспортных средств для наших граждан.

Что касается выдачи номерных знаков, подобная функция входит в задачи департамента, то здесь также введены значительные изменения. До 2016 года их производили частные компании, сейчас этим занимается госпредприятие «Инфоком» при ГРС, и, соответственно, средства от реализации номерных знаков поступают в бюджет. Для избежания коррупционных рисков номерные знаки с особенным набором цифр, в народе называемые крутыми, отныне открыто реализуются через онлайн-аукцион. Он проводится на сайте nomer.srs.kg, и любой гражданин может выбрать для своего автомобиля понравившийся номер. На сайте есть также безаукционные номера с красивой комбинацией цифр, они реализуются по фиксированной цене.

Как видим, весь процесс деятельности департамента регистрации транспортных средств и водительского состава открыт и эффективен. Цель проводимых реформ — сделать услуги службы как можно доступнее для населения, при этом усилить контроль выдачи водительских прав и номерных знаков.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий