Main Menu

Нам не нужны великие раздоры, нам нужны были честные выборы

Штрихи к политическому портрету А. Атамбаева

«Аска, аска, аска тоо, аягы барып чот болот, атадан алтоо туулса, сыйлашпаса жат болот», — говорят кыргызы («Высокие горы в низовьях разветвляются. Разногласие шестерых детей от единого отца раздором кончается»). Сказано точно, не правда ли?

Находясь в течение шести лет на должности главы государства, Президент Алмазбек Атамбаев не допустил «раздора шестерых детей» — благодаря его усилиям страна живет в межнациональном согласии. Его оппоненты же постоянно противопоставляют север и юг — эта опасная игра нужна им исключительно в конъюнктурных целях. Но этим людям нужно помнить, что разлом внутри государства на руку внешним силам. Надо помнить, что глобальная человеческая империя располагает всем необходимым для того, чтобы затмить развивающиеся страны. Её идея о глобализме — лишь ловкий прием большой финансовой игры, где страны, города и люди — безликие биржевые ценности, брошенные в тотальную войну.

Единство кыргызов — проблема историческая, ей характерен примат родоплеменной идеи, в жертву которой, как правило, легко приносилась идея единой государственности. И сегодня неосторожные и легкомысленные высказывания некоторых политиков способны подорвать межнациональное согласие и единство страны. Надо бороться против сил, которые заинтересованы столкнуть нас в пропасть смуты и ради этого разжигают огонь недовольства, подстрекают народ к противоправным действиям.

«Алакандай Кыргызстан — ынтымактуу бололу», — одинаково говорят кыргызы юга и севера, нарынские и таласские фермеры, торгующие овощами в Чуйской долине и в Бишкеке. Этот призыв позволяет понять и увидеть, что кыргызский народ тоскует о своем единстве так же, как и многие другие народы, сохранившие свою этническую самобытность, несмотря на исторические катаклизмы. И никто не сможет возразить, что именно Алмазбеком Атамбаевым сделано в этом направлении очень много. Русские тоже считают, что «дружба да братство дороже любого богатства», и укрепляют наши отношения заботой и подмогой.

«Сделай врага другом, но не делай друга врагом», — говорят осетины, часть которых волею судьбы приобрела наше гражданство. «Дружба и саке чем старше, тем лучше», — поучают японцы и протягивают руку Президенту Алмазбеку Атамбаеву. «Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе», — часто повторяют татары. «Для друзей — мы друзья», — утверждают турки, строя на нашей земле гостиницы, мельницы, колледжи и университеты. Мы начинаем чувствовать свою значимость как народ, уважаемый в международном сообществе.

Именно слияние идей, мыслей и дел сделало Алмазбека Атамбаева популярным среди рождённых на развалинах СССР президентов. Его призыв к единению и сплочённости кыргызов, народов Кыргызстана вызван желанием вывести наш народ в ряд признанных мудрыми. Не будем забывать, что 87% населения республики признали его работу позитивной и отдали ему свои симпатии.

Самое счастливое общество — это общество не боящихся друг друга людей, оставляющих двери своего дома настежь открытыми, готовых прийти на помощь тому, кого постигла беда. Нас объединяют одна земля и одна эпоха. Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе — сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, уже дом готов.

(Окончание.

Начало на стр. 5)

 

В единении народа заключены его сила, высочайшая нравственность и человеческое величие. Общество — это солнце, которое всегда сияет ярким светом, не позволяя человеку укрыться от лучей. Мы хотим испытывать к своему обществу любовь и увидеть воплотившиеся в жизнь идеи и мечты нашего Президента, в реальной жизни ощутить плоды демократии, торжество ценностей гуманизма и справедливости, заложенных в статьях действующей Конституции.

Общность действий всех людей, населяющих государство, — единственное условие его расцвета. История знает, история учит: развал формаций, религий, армий, семей происходит там, где сеется и пожинается раздор.

Из уроков истории известно, что, когда народ был един, он всегда был непобедим. А когда происходили конфликты — удача покидала народ, рушились устои национальной государственности. И в наши дни назидание Калыгула звучит актуально: «Конец света наступает тогда, когда совесть народ покидает. У кыргызов один главный враг, а звать того врага — разлад».

Вспомним 1293 год. Год окончательной гибели кыргызской государственности на Енисее, которая возродилась только почти через 700 лет в иных исторических условиях и на иной территории. Это тот исторический факт, из которого мы, граждане суверенной Кыргызской Республики, должны извлечь урок: необходимо всеми силами оберегать нашу вновь обретённую, но еще хрупкую государственность.

Реваншисты и провокаторы в окружении беглого президента Курманбека Бакиева спровоцировали межэтнические конфликты в июне 2010 года, вследствие чего погибли 426 человек, свыше двух тысяч пострадали. Эти события стали трагическими страницами в нашей истории. Кыргызские джигиты 7 апреля 2010 года в течение восьми часов шли против шквала огней и снайперских пуль. Погибли самые лучшие сыновья народа. Они боролись за справедливость и законность. Мы просто обязаны извлечь уроки из прошлого.

Наступило новое время, когда мы можем обо всём говорить во весь голос и правдиво. Надо этим позитивно пользоваться. Необходимо восстанавливать историю, объективно оценивать тот или иной период споров об участках государственной границы, особенно с соседними государствами — Узбекистаном и Казахстаном. Мы, к сожалению, отвыкли от дискуссий и диалога, а они необходимы. Должна наступить эра дискуссий творческих с тщательным взвешиванием всех аргументов и фактов. Всё надо изучать, во всем докапываться до истины. История мертва, если традиции и нравственные устои народа не служат уроком будущему, и история оживает, когда становится состоянием и потребностью современной жизни.

К сожалению, уровень нашей политической культуры вовсе не соответствует мировым стандартам. Вспомним только что завершившуюся предвыборную кампанию. Судя по поведению и выступлению некоторых кандидатов в президенты, создавалось впечатление, что их права будто бы безграничны, что они могут рассказывать всё, что захотят, и не несут никакой ответственности за свои слова. Более того, один пытался навязать обществу ничем не подтверждённые социологические данные о якобы готовности 65,5% населения голосовать за него. Грубое и искажённое использование таких ценностей, как демократия, свобода слова и печати, может привести к трагическим событиям.

Наши предки сберегли для нас лучшие земли Азии: голубой Иссык-Куль, сказочно прекрасные долины Чу и Таласа, богатую предгорную Фергану, суровые Ала-Тоо и Алай с их величественными вершинами, украшениями которых всегда был божественный Хан-Тенгри. Но всё это мы можем потерять из-за мелкой выгоды, гипертрофированных амбиций, региональных, а не государственных интересов. Сколько сотен лет будем ждать нового возрождения государственности? Дождёмся ли?

Дело вовсе не в том, чтобы запомнить все исторические даты. История учит прежде всего историчности мышления, даёт идею развития, идею движения, помогает человеку лучше определить перспективу развития своей страны. История — идейная, нравственная сила, связывающая времена и поколения, утверждающая в сознании человека исторический оптимизм, неизбежность победы нового над старым.

Мы, граждане суверенного и независимого Кыргызстана, обладающие достаточным умом, проницательностью и сообразительностью, не должны позволить затянуть себя в трясину противостояния в угоду чьим-то политическим амбициям. Национальная стратегия —

2040 четвёртым президентом начертана, нами одобрена, у нас сохранены мир, межэтническое согласие, мы не разучились пока понимать друг друга. Основные признаки демократии живы, они работают, приносят осязаемые плоды. Наконец власть с нами, рядовыми гражданами, стала говорить человеческим языком, лозунг Атамбаева «Кыргызстан — наш светлый и устойчивый дом» из идеи перерастает в реальность.

Молодому Кыргызстану непременно следует выкорчёвывать идеи национальных и региональных распрей, где бы они не проявлялись.

Дестабилизации не хочет никто, кроме ничтожного меньшинства. И все же те, для которых она источник обогащения, упорно разжигают огонь. Они даже не утруждают свою фантазию, чтобы придумать сколь-нибудь правдоподобное оправдание для бунта, они просто используют плохо информированных и одураченных обывателей. Сила и власть дестабилизаторов — в неорганизованности им противостоящих. Почему бы твёрдой рукой не схватить за узду коня дестабилизации? Почему многие чиновники придерживаются в это неспокойное время страусиной политики? Откуда у гордого народа такая покорность? Кто его уверил, что он на краю бездны и другого пути нет — лишь эта бездна под ногами? Неужели нужны прежние времена, чтобы снова пролилась кровь? Инициаторы раскола страны говорят о неизбежности ещё более тяжелых испытаний и толкают людей на захват власти, в «порядке надувательства» предоставляя слово уличным провокаторам, в том числе представителям организованных преступных группировок. О, как это подло, стыдно, непостижимо, унизительно!

…И счастливый, и несчастный в дни тревоги собираются у своего родного гнезда. Даже тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что нельзя спастись в одиночку. Когда гнездо наше — отечество — в опасности, тревога за него берёт верх над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг, наполняется новым смыслом. То, что раньше, быть может, мы не замечали, не ценили, теперь стало пронзительно дорого. Всё это наше, родное, и мы, живущие в это переходное лихолетье, хранители и стражи нашей Родины.

…Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что сильна, молода, добро и красоту несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее — устойчивое, чистое общество — таза коом.

Калыс ИШИМКАНОВ.






Добавить комментарий