Main Menu

Духовой оркестр — тоже классика…

В последнее время благородная классика, как известно, с трудом прокладывает себе дорогу среди культурного ширпотреба, заполнившего звуковое пространство. Большую роль в сохранении классических традиций играют в Кыргызстане известные творческие коллективы, среди них духовой оркестр мэрии Бишкека и Кыргызской национальной консерватории, главным дирижером которого является заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, лауреат международных конкурсов, профессор консерватории Элис ШАРШЕНБАЕВ, творческая биография которого полна неожиданных поворотов и достойных побед.

Солнечное искусство

…Один из лучших выпускников музыкального училища им. М. Куренкеева, молодой кларнетист был направлен в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Сдал все экзамены, но перевёлся поближе к дому — в Алма-Ату. В годы учёбы он оказался у истоков известного эстрадного ансамбля «Гульдер», которому рукоплескали в Великобритании, Бельгии, Германии, Индии, Малайзии, Швеции, Франции, Японии. Ансамбль стал настолько популярным, что был принят в штат областной филармонии. Позже солисткой ансамбля стала известная певица Роза Рымбаева.

Окончив Алма-Атинскую консерваторию им. Курмангазы, Шаршенбаев преподавал в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, возглавил студенческий духовой оркестр вуза. Параллельно играл в симфоническом оркестре театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, гастролировал в городах Советского Союза, завершил заочное обучение в аспирантуре Московской консерватории им. П. Чайковского. Именно в это время молодого педагога и дирижёра заметил легендарный директор Фрунзенского цирка Абубакир Изибаев…

В 1976 году во Фрунзе произошло событие, знаковое для любителей циркового искусства. Главный дирижёр эстрадного оркестра Э. Шаршенбаев участвовал в открытии нового здания цирка. Слава о профессиональном во всех отношениях коллективе разнеслась по всему Советскому Союзу. Надо сказать, что цирк в то время был делом государственной важности. Все цирковые программы, в том числе репертуар оркестров, тщательно разрабатывались и согласовывались в Москве. Элису Шаршенбаевичу было доверено дирижировать оркестром Киевского цирка — второго по значимости после Московского, а также Архангельского, Краснодарского… В итоге он был назначен штатным дирижёром Всесоюзной организации «Союзгосцирк», и его часто приглашали на гастроли по городам СССР и в страны, как теперь говорят, соцлагеря.

Впервые среди кыргызских дирижёров Шаршенбаев выступал в Берлине, где, как оказалось, циркового оркестра в то время вообще не было, и наш маэстро организовал коллектив из музыкантов Германии, Чехословакии и Польши, с которым выступал в течение полугода, было это в далёком 1981 году. Через несколько лет то же самое произошло в Бухаресте, основой циркового оркестра здесь стал коллектив Румынского радио и телевидения.

В 1981 году в нашем цирке родилась новая яркая программа на музыку наших классиков Калыя Молдобасанова и Насыра Давлесова. Премьеру опять же дирижировал Шаршенбаев. Бывало, приходилось с ходу включаться в новую программу. Когда заслуженная артистка России Марица Запашная отказалась работать с дирижёром Ташкентского цирка, Москва срочно вызвала в столицу Узбекистана Элиса Шаршенбаева. Сложнейшее представление с участием знаменитого аттракциона хищников под руководством Запашных под звуки эстрадного оркестра прошло «на ура».

По приглашению Абсамата Масалиева, бывшего в середине 1980-х руководителем республики, в Бишкек прибыл «солнечный клоун» Олег Попов, который высоко оценил творчество Элиса Шаршенбаевича. Таким образом, в 1970-1980-е годы маэстро высоко поднял планку советского и кыргызского циркового эстрадно-музыкального искусства в СССР и за рубежом.

От филармонии до джайлоо

С первых дней создания Кыргызской национальной консерватории в творческой биографии Э. Шаршенбаева наступил новый важный период, он был приглашён ректором известным композитором Муратбеком Бегалиевым на должность заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов, избран на должность декана факультета. Объективность и требовательность наставника сыграли свою роль в подготовке более 100 молодых профессиональных музыкальных кадров, которыми укомплектованы все симфонические, камерные, духовые и народные оркестры Кыргызстана и Казахстана.

В 1999 году по инициативе мэра Феликса Кулова, Муратбека Бегалиева и Элиса Шаршенбаева и при поддержке столичного кенеша был создан духовой оркестр, без которого с тех пор не обходится ни одно городское и республиканское культурное мероприятие, важную роль оркестр играет и в педагогической, концертной работе консерватории. Сейчас в составе оркестра под управлением художественного руководителя М. Бегалиева и главного дирижера Э. Шаршенбаева семь заслуженных артистов Кыргызской Республики и творческая молодежь, половина из которых — лауреаты и дипломанты республиканских и международных конкурсов. Дирижёры из Германии, Франции и России, выступавшие с оркестром, отмечали высокий уровень коллектива.

Оркестром подготовлено более 100 концертных программ, его солистами были народные артисты СССР Артык Мырзабаев и Токтоналы Сейталиев, народные артисты КР Эркин Касымов и Керим Орузбаев, заслуженный артист КР Бакыт Ыбыкеев и талантливая молодежь. Духовой оркестр мэрии Бишкека — участник международных фестивалей «Эл ичи, єнєр кенчи», «Джаз. Бишкек. Весна», «Звезды на Шёлковом пути», культурной программы I и II Всемирных игр кочевников. В июле этого года духовой оркестр был приглашён на международный фестиваль в Астану в рамках ЭКСПО-2017 и Дня города. В фестивале принимали участие оркестры из стран Европы, а также из России, Монголии, Узбекистана и др. Выступления духового оркестра из Кыргызстана были тепло приняты жителями столицы, коллегами-музыкантами из других городов и организаторами, в чём могли убедиться и наши соотечественники, включив свои телевизоры.

Где только не приходилось выступать — и в консерватории, и в филармонии, и на центральной площади столицы, и на джайлоо, и всюду звуки оркестра настраивают на позитивную волну. Собирая в профессиональную копилку шедевры музыки для духового оркестра, маэстро представляет слушателям произведения кыргызских и зарубежных композиторов, аранжировки народных мелодий. Таким образом, историко-культурная традиция духового оркестрового исполнительства приобрела в Кыргызстане глубокие и крепкие корни, что ещё раз доказывает: музыкальная классика во всём ее разнообразии — от симфонии до высокой эстрады и любимой песни — необъятна и прекрасна.

Екатерина ЛУЗАНОВА,
кандидат искусствоведения.



« (Previous News)



Добавить комментарий