Main Menu

Пути отцов, дороги сыновей

(Продолжение. Начало в № 51)


Доблесть трудовая
Прошло всего пять лет с момента организации колхоза «Кенеш», а уровень жизни уже заметно вырос, да и сами кенешцы, буквально воодушевленные своими трудовыми подвигами, были полны энтузиазма. В хозяйстве стало много упитанного скота, склады переполнены кормами и фуражом. Богатые урожаи колхозной пшеницы позволяли выплачивать труженикам по 3-4 тонны злаков за их труд. Люди перестали носить залатанную одежду и страдать от голода.
Помню, когда в колхозе вместо привычных бричек впервые появился автомобиль! Представляете, настоящий грузовик, о котором до этого многие даже и не слышали, а уж увидеть при жизни и не мечтали. До сих пор перед глазами картинка, как кенешцы заполнили кузов своего первого грузового авто. Сколько было радости и гордости! Ведь они сами, своим трудом смогли заработать такую чудо-технику…
В конце 30-х годов колхоз «Кенеш» стал миллионером. И. Кочкорбаева выдвигают в народные депутаты Союза ССР. В 1939 г. его забирают на работу первым заместителем Наркомземледелия, но он уже через год по собственному желанию попросился обратно, на свое место. За выдающие заслуги перед Великой Отечественной войной его выдвинули на получение звания Героя Социалистического Труда. Однако началась война, и стало не до наград. Уже после войны председателю колхоза «Кенеш» И. Кочкорбаеву была вручена другая, но тоже высокая государственная награда — орден Ленина.
В 1947 году колхоз «Кенеш» снова стал миллионером. Денежный доход его составил 1 млн. 735 тыс. рублей. Общий доход колхоза в 1953 г.  — 3 млн. 249 тыс. рублей, из них за счет животноводства — 2 млн. 319 тыс. рублей. А в 1957 году денежный доход колхоза увеличился до  8 млн. 020 тыс. рублей. На трудодень приходилось 10 руб. 20 коп. Колхоз стремительно рос в гору.
В 1957 году в связи с ухудшением здоровья отца я, как врач, посовещавшись с другими специалистами-врачами, настояла, чтобы он оставил работу, лег в больницу и ушел на пенсию. Исхак Раззаков, узнав о просьбе отца, попросил его повременить немного с уходом на отдых. Дело в том, что И. Раззаков считал, что И. Кочкорбаев был достойнейшим в республике человеком, который по случайному стечению обстоятельств все еще не был удостоен заслуженного им звания Героя Социалистического Труда. Буквально в том же году за высокие и устойчивые урожаи зерновых и технических культур Президиум Верховного Совета СССР удостоил Н. Кочкорбаева этого высокого звания, вручив ему орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».
Помню, тогда председатель колхоза им. Ленина Иссык-Атинского района Петр Кириллович Шереметьев в своей книге «Поле хозяина любит» писал: «Будучи инструктором, а затем секретарем райкома партии, я часто присутствовал на собраниях и заседаниях правлений, имел возможность наблюдать за работой этого опытного товарища Исака Кочкорбаева — председателя колхоза «Кенеш». Бывало, целый день проедешь по колхозу и не получишь ясного, полного представления о работе подразделений. А вечером послушаешь Исака Кочкорбаева, который ухитрялся держать в памяти все: где кто что делает и должен сделать, и вся картина сложного механизма колхозного производства видна как на ладони.

Не хлебом единым
Отец был грамотным, а главное — очень открытым для новых знаний, любознательным человеком. Он много читал и старался не пропускать ни одной газетной новинки. Помню, как он с мамой вместе учился по вечерам в школе-ликбезе (ликвидация безграмотности). Когда я же училась в школе, мы вечером вместе готовили домашние задания. Особенно отец любил историческую литературу, а кыргызское эпическое творчество хорошо знал и любил. Видимо, поэтому он всегда ясно и четко выражал свои мысли, был отличным оратором.
Довольно часто по работе бывая в Москве (он ведь был народным депутатом Союза ССР), участвовал в работе партийных съездов и сессий. Сын И. Кочкорбаева Раат, который учился в те времена в Высшей технической академии им. Баумана, вспоминал, что отец всегда посещал спектакли Большого, других театров, музеи.
Кстати, именно на 50-е годы пришелся и культурный рассвет колхоза «Кенеш». Тогда построили большой двухэтажный дом культуры, правление колхоза, баню, радиоузел, организовали свой ансамбль комузистов, спортивную команду по волейболу и баскетболу. В колхозе с выступлениями частенько бывали знаменитые артисты республики. Вообще, И. Кочкорбаев хорошо разбирался в вопросах не только экономики, сельского хозяйства, но и культуры, литературы.
Да и человеком он был добрым, отзывчивым, милосердным. Помнится, любого своего собеседника он непременно расспрашивал о его житье-бытье. Отец всегда был рад помочь всем, кто к нему обращался, а потому старался узнать все о человеке: чем дышит, в чем его проблемы. А главное, чем он, как председатель колхоза, мог бы еще ему помочь. Помочь ближнему,  видно по всему, для него было в радость, особенно ему нравилось помогать молодым, учащимся. Так, будучи в г. Москве, он разыскал сыновей-студентов своих колхозников Асана и Озубека. Он привез им презенты и оставил денег, как будто он им родной отец.
Направляясь к своей семье, которая отдыхала тогда в Иссык-Ате, он повернул своего верного коня Курон-жорго и заехал к своему прихворавшему приятелю Бакырчакову. Навестил его и забрал с собой на курорт отдохнуть.
Однако в быту И. Кочкорбаев был человеком совершенно непритязательным. Нашей маме Ширин стоило больших трудов уговорить его купить кровать, и случилось это уже перед самой пенсией отца. В 1958 г. перед уходом на заслуженный отдых отцу выделили от Совета министров автомашину «Волга» (автомобили тогда были в большом дефиците). Нам всем пришлось долго уговаривать отца приобрести машину. Накоплений-то у нас не было, пришлось залезать в долги, чтобы купить «Волгу». Осенью 1958 года отец ушел на персональную пенсию. До конца жизни он оставался почетным членом колхоза «Кенеш».
Его не стало 14 сентября 1965 г. после сердечного приступа. По предложению известного хирурга Исы Ахунбаева земляки единодушно проголосовали за переименование колхоза «Кенеш» в колхоз имени И. Кочкорбаева. В тот день, когда отец умер, на глазах его любимого скакуна Курон-жорго мы увидели слезы. Верный четвероногий друг нашего отца всё понимал и так сильно скорбел по своему хозяину, что даже не ел и не пил. Конь лишь немного пережил своего хозяина.

Что имеем, не храним…
Отец наш был категорически против проводимой в 50-60-е годы политики укрупнения хозяйств. Он очень переживал за будущее родного колхоза, когда после принудительной процедуры к «Кенешу»- миллионеру на протяжении более 30 лет — было приказано присоединить соседние слабые хозяйства «Буденовка» и «Социализм». Жизнь показала, что такая политика, проводимая тогда Н. С. Хрущевым, во многом стала причиной распада колхозов. Произошло безвозвратное объединение паев, которое стало началом отторжения крестьянина от земли.
Отец был убежден, что процесс кооперации на селе надо проводить крайне осторожно, с учетом интересов крестьян и ни в коем случае не принуждать их к объединению. Только после того, как частные крестьянские хозяйства и фермеры добровольно объединятся, создадут кооперативы, ассоциации кооперативов,  созреют условия для создания крупнейших агропромышленных предприятий.
Ошибки прошлого надо хорошо знать и помнить, чтобы не повторять их. Испарилось некогда богатейшее прославленное хозяйство колхоза им. Н. Кочкорбаева: десятки тысяч овец, свыше двух тысяч лошадей, в том числе весьма породистых, тысячи коров, кур, уток. Крестьяне не получили ничего от этого общего богатства. Все было распродано, разобрали по кирпичам огромные животноводческие комплексы.
Мы все не должны забывать, что даже в тяжелейших условиях, когда страна переживала голод, войну, лишения, труженики таких колхозов, как миллионер-«Кенеш» под руководством умелого хозяина И. Кочкорбаева, не просто кормили соотечественников, но и снабжали продовольствием фронт, поставляли теплую одежду и чистопородных верховых лошадей бойцам.
Сегодня в колхозе, носящем имя легендарного председателя, есть дом-музей. Экспозиция в музее под вывеской «Пути отцов — дороги сыновей» — это информационное, иллюстрированное подтверждение преемственности поколений, живой связи времен. Дом-музей, рассказывая людям о прошлом, настоящем, будет зажигать в сердцах людей огонек любви к родной земле, ее богатствам и красоте. Экспонаты его говорят о том, что природные условия горного Кыргызстана являются уникальными для выращивания выносливых и породистых скакунов. Исторические хроники многое поведают о том, как знатоки и саяпкеры тренировали скакунов, а коренные жители испытают чувство гордости за свою малую Родину, которую так любил и украшал своим трудом наш отец — Исак Кочкорбаев.

Сонунбубу ИСАКОВА.

 






Добавить комментарий