Main Menu

Ислам — это целый мир. Важно выстроить диалог

Президент Алмазбек Атамбаев принял участие в международной конференции «Ислам в современном светском государстве», открывшейся вчера в Бишкеке в Госрезиденции «Ала-Арча». Глава государства выступил на ней с речью.

“Уважаемые участники конференции! Дорогие гости! Я рад приветствовать вас на кыргызской земле!

От имени народа Кыргызской Республики и от себя лично разрешите выразить признательность всем вам за участие в конференции и пожелать плодотворной работы.

Сегодня здесь собрались представители 19 стран и ряда международных организаций, известные ученые-эксперты, исламоведы, чтобы обсудить актуальные вопросы, обменяться опытом и практиками взаимодействия национальных государств и религии.

Современный мир в условиях глобализации с каждым днем становится более унифицированным. Этот процесс, помимо прочего, способствует распространению выработанных и проверенных временем ценностей и подходов. В числе таких ценностей можно назвать светскую модель государства.

Преимущество светского государства состоит в его способности создавать и сохранять баланс интересов представителей разных религиозных общин, верующих и неверующих.

В то же время в мире идет процесс переосмысления роли и места религии. Под воздействием современных вызовов возникают новые формы взаимодействия государства и религии.

Становятся привычными понятия «десекуляризация», «пост-секуляризм», появляются и распространяются новые религиозные идеологии.

А значит, религия в целом и ислам в особенности является сегодня предметом самых острых дискуссий.

Уважаемые участники конференции!

Говоря об исламе, необходимо отметить некоторые его особенности.

Являясь относительно молодым пассионарным вероучением, он распространился по Ближнему и Среднему Востоку, по нашему региону — Центральной Азии, а затем и в Южной и Юго-Восточной Азии.

Ценности ислама в современных условиях дают возможность гармоничного развития религии в светских государствах, не противопоставляя религиозные каноны законодательству стран.

Ислам — это целый мир, он включает и доктрину, и поведение человека, его влияние на общество огромно. В некоторых странах ислам — это больше чем религия, это образ жизни со своими особенностями, спецификой. И есть случаи, когда некоторые миссионеры и организации, осуществляя свою деятельность в государствах с другим историко-культурным контекстом, целенаправленно навязывают свой образ жизни, элементы своей культуры под видом «чистого» ислама.

Нередко это приводит к росту напряженности, порождает недоверие, раскол и страх в обществе, а иногда становится причиной роста радикализма.

В европейских странах это становится главным препятствием к полной интеграции мигрантов в общество.

Ислам един как религиозная доктрина, но в то же время он многообразен. Мы видим, что более полутора миллиарда мусульман, проживающих сегодня в независимых национальных государствах, со своей историей, культурными особенностями не могут быть одинаковыми. Исторически все религии развивались, адаптируясь к конкретной среде и культуре, впитывая в себя местные обычаи и традиции.

Так, в нашем регионе, Центральной Азии, испокон веков живут представители народов, сочетающих в своем мировоззрении традиционные верования с зороастризмом, буддизмом, христианством и исламом.

Сложившаяся здесь исламская правовая школа — ханафитский мазхаб, суфийские учения, не противопоставляют доктринальный ислам местной традиции. Выходцы из этого региона — Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари и другие, помимо развития науки и философии, заложили основы рациональной школы ислама. Свободомыслие и расцвет науки в IX-XII веках создали основу «Восточного ренессанса», вернув в оборот знаменитое выражение «Свет идет с Востока» (лат.: «Ex oriente lux»).

Показательно, что в Каирской библиотеке, существовавшей с Х века, было 100 тысяч наименований книг, а в Багдаде в середине XIII века существовали 36 общественных библиотек. Потому что по исламским канонам каждый верующий должен стремиться к знаниям. В этот период в исламском мире и Центральной Азии развиваются города, строятся мечети, медресе и библиотеки.

К сожалению, постепенное усиление догматической составляющей в исламе не позволило сохранить достижения «Восточного ренессанса». Наглядным символом этого является история убийства догматиками от ислама выдающегося государственного деятеля, ученого-энциклопедиста Улугбека и разрушение его обсерватории.

Об этом важно напомнить сегодня, когда догматизм приводит некоторых политиков, религиозных деятелей к осуждению светской модели государства. Начинается это с отказа от собственных национальных традиций, языка, культуры.

Наши предки в свое время приняли ислам еще и потому, что он не противоречил местным обычаям и традициям, мировоззрению кочевников. Сегодня он стал неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.

При этом и после принятия ислама на территории современного Кыргызстана и Центральной Азии свободно проживали представители других конфессий, развивались традиции и культурные ценности всех народов региона.

Диалектическое сочетание доктрины и исторической, этнокультурной специфики каждого народа — один из важных предметов для обсуждения на нашей конференции.

К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с проявлениями нетерпимости, когда адепты различных течений и вероисповеданий не уважают веру другого, не умеют цивилизованно обсуждать мировоззренческие вопросы.

Это опасный путь. Воспитание людей в веротерпимости должно стать основной задачей нынешних государств и человеческого общества в целом.

Только на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи мы можем сохранить многообразие и сделать наш мир более совершенным. Многообразие — это идея самого Создателя.

Нынешняя волна экстремизма и терроризма, прикрывающаяся религиозными лозунгами, может быть преодолена через укрепление национальных государств, сохранение ими собственной культуры, языка и самобытности. Ведь ислам не обязывает никого использовать религиозную атрибутику, не навязывает свои идеи и веру, не приводит к единой догме вопросы поклонения. Об этом сказано в суре «Бакара», 256 аяте Священного Корана: «Нет принуждения в религии».

Тем более не должны навязываться под видом ислама образ жизни, обычаи, одежда и культура мусульман других стран.

Такие попытки могут привести к расколу в обществе, повышению напряженности и конфликтам.

Уважаемые участники конференции!

В современном мире имеют место толкования исламских канонов, не учитывающие исторический контекст времени, когда они были ниспосланы. Тем более они не учитывают реалии современного мира.

Эти идейные разногласия используются радикальными и экстремистскими группами, которые, прикрываясь религиозной риторикой, сеют смуту, совершают террористические акты, провоцируют конфликты, в том числе вооруженные.

Ни одна страна мира не застрахована от подобной деструктивной деятельности.

Некоторые страны — участницы сегодняшней международной конференции на собственном опыте испытали, что такое экстремистская деятельность и акты терроризма. Кыргызстан тоже не исключение.

Увы, нет четкого понимания причин этого явления. Привычным стало использование ошибочного термина «радикализация ислама». Его рассмотрение в исторической перспективе поможет понять, что радикалы существовали во все времена. Они всегда прикрывались для достижения своих целей разными идеями. Так появились крестовые походы, инквизиция, нацизм, движения анархистов, левых марксистов и другие радикальные движения.

Радикализация имеет благодатную почву прежде всего там, где нет прозрачных механизмов смены элит и власти, где многие годы правят коррупционные и авторитарные режимы.

Истинный ислам содержит большой потенциал строительства мира и согласия в обществе, объединяя людей на основе общечеловеческих ценностей, проповедуя терпимость. Однако исламофобия, демонизация ислама некоторыми средствами массовой информации искажают его истинную суть, показывают его в свете угрозы. Не ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих странах мира, а геополитические игры, социальная несправедливость и экстремисты всех мастей, часто прикрывающиеся именем ислама.

Мы открыто признаем, что среди мусульман есть различные дискуссии, которые могут привести к конфронтации. Коран, тафсиры, хадисы трактуются по-разному.

Поэтому очень важно выстраивать диалог, демократическое, открытое обсуждение не только практических вопросов, но и богословских основ ислама.

Сегодня, в ХХI веке, возникла необходимость преодоления догматического и поверхностного отношения к исламу, использования рационального ислама для развития науки, культуры и гуманизации общества.

Нужно показать миру, и в первую очередь самим мусульманам, истинный облик ислама, который зиждется на таких постулатах Священного Корана как:

Нет принуждения в религии (сура «Бакара», аят 256);

Тот, кто убьёт живую душу, тот как бы всех людей погубит (сура «Аль-Маида», аят 32);

И Он (Всевышний) один Своим желанием решит, кто будет Им прощен, а кто наказан (сура «Семейство Имран», аят 129).

Надо напомнить всем мусульманам слова нашего пророка Мухаммада о том, что «час занятий наукой заменяет ночь молитв, а день занятий наукой лучше, чем трехмесячный пост».

Сегодня особенно велика роль образования, знания устройства Вселенной, и, как никогда, важны толерантность, терпимость к иному мнению.

Наша задача — избегать крайностей. Надо быть готовыми давать отпор провокаторам, спекулирующим на исламе. Но при этом необходимо искать мягкие, «умные» и эффективные методы. Надо избегать соблазна идти путем запретов и подавления инакомыслия. Этот соблазн часто возникает и у государственных чиновников, и у религиозных деятелей.

Стремление навязать людям какую-то одну систему верований, взглядов, образа жизни может закончиться трагедией для всей человеческой цивилизации.

Уважаемые участники конференции!

Мы строим демократическое, правовое и светское государство, стремимся к сохранению и развитию культурной самобытности народа Кыргызстана. Для нас очень важно наладить взаимодействие государства и представителей религиозных общин.

Поэтому Кыргызстан, учитывая накопленный нами опыт, выступил с инициативой создания постоянно действующей международной площадки для диалога.

По итогам нашей конференции мы предлагаем принять соответствующую декларацию и создать постоянно действующую международную площадку в Бишкеке для продолжения нашего диалога, обмена опытом и обсуждения вопросов взаимодействия государства и религии, противодействия радикализму и экстремизму.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем участникам сегодняшнего мероприятия за принятие нашего приглашения. Благодарю также всех наших международных партнеров, внесших свой вклад в подготовку и проведение сегодняшней конференции.

Желаю вам успехов, эффективной и плодотворной работы!

Спасибо за внимание!”






Добавить комментарий