Они умеют улыбаться и грустить…

…и совершенно не бояться фотокамеры. Они искренни, эмоциональны и не требуют к себе ни внимания, ни жалости, потому что хорошо знают — гости приедут и уедут, а они останутся в этих привычных и по-своему родных стенах, наедине со своими проблемами и, как всегда, со своими воспитателями, педагогами, нянечками и медсестрами. Они — это особые дети, кто живет с бедой в сердце с самого рождения.
Приютившие их пенаты называются длинно и официально — Беловодское детское психоневрологическое социальное стационарное учреждение. Существует оно еще с советских времен — с 1935 года. Так что опыт лечения и воспитания детей с различными умственными отклонениями накоплен немалый. И сегодня костяк коллектива составляют люди, которые опекают такую сложную детвору уже по несколько десятков лет. Как рассказала нам директор учреждения Светлана Бейшеналиевна Такырбашова, сейчас здесь воспитывается 226 детей.
Особенность работы в том, что все дети, которые тут находятся, имеют психоневрологические заболевания.
Детки очень тяжелые, из 226 человек — 80 лежачие с ДЦП, 42 ребенка — ползающие, 39 детей — с глубокой умственной отсталостью, остальные могут самостоятельно себя обслуживать. Однако все они имеют тяжелую, легкую или умеренную умственную отсталость. Поэтому на всех взрослых, кто заботится и лечит детвору, возложена серьезная ответственность. Словом, каждодневный труд всего персонала весьма нелегкий, поэтому случайные люди долго не задерживаются,
— подчеркнула руководитель.
В коллективе трудится 197 человек, из которых семь педагогов, 14 воспитателей, два инструктора по трудовому обучению, 14 медработников, из них три врача и девять медсестер. Все они имеют большой стаж практической работы. Сама директор возглавляет коллектив восьмой год, по образованию она педагог-предметник, более 15 лет трудилась в системе профессионального образования и более 20 лет в данной системе здравоохранения. Дети тут воспитываются с четырех до 18 лет и находятся на полном гособеспечении, но выделяемых бюджетных средств, как правило, не хватает.
Когда воспитанники достигают восемнадцатилетнего возраста, они переводятся во взрослые педагогические учреждения. Интернат тесно работает с социальными деревнями КР, в которых наблюдаются дети с более сохраненным интеллектом. Воспитанников обучают несложным трудовым навыкам шитья, работы с войлоком, тканями. Редко, правда, как пояснила директор, детей забирают в семьи.
Сюда особую детвору привозят, в основном, сами родители, по решениям медико-социальной экспертной комиссии, которая выносит диагноз и направляет к нам, а еще они поступают из Токмокского специализированного дома ребенка. Такое профильное учреждение, как наше, есть еще в Джалал-Абаде. Поэтому у нас воспитываются дети из всех регионов республики. По документам больше 90% детворы имеют родителей, но фактически их не найти. Привозят, показывают необходимые бумаги, оставляют, а потом отказываются. Начинаем проверять — адреса ложные, телефоны тоже, словом, все родные как сквозь землю проваливаются, нигде их не найти,
— продолжает свой рассказ Светлана Бейшеналиевна.
Мы неспешно прошлись по кабинетам, палатам, побывали на всей территории. Поразила чистота и ухоженность. Никакого больничного и кухонного запаха, светло, опрятно и даже нарядно. Стенды и стены украшают поделки, рисунки, красочные панно со сказочными сюжетами и героями популярных мультиков. Интересуемся, мол, спонсоры помогли? Ответ неожиданный: нет, нашлись художники и оформители в самом коллективе. Есть нянечки, которые прекрасно рисуют, да и собственные дизайнеры отыскались среди рабочего персонала, их руками, смекалкой и фантазией смогли украсить двор и прилегающую территорию цветниками и комфортными беседками.
«Люди за дело болеют, переживают за детей, а потому каждый старается что-то полезное для их радости сделать. Все усилия коллектива направлены на то, чтобы создать воспитанникам условия, приближенные к домашним, разумеется, насколько это возможно. Вообще учреждение полностью финансируется за счет республиканского бюджета. Эти средства уходят на зарплату сотрудников, питание, медобслуживание и содержание здания. На все прочие расходы остается мизерная сумма, поэтому руководству приходится работать со спонсорами и благотворительными организациями. Есть у нас постоянные помощники, их немного, но они есть. Это частные лица, предприниматели. Хорошо помогают Генпрокуратура, УВД Бишкека. Есть и такие, кто вносит разовую лепту, но мы благодарны всем, кто не равнодушен к нашей детворе и помогает нам хозтоварами, приобретением одежды, обуви для воспитанников, в ремонте здания. Спасибо им за щедрость, душевность и понимание наших проблем, заботу о наших особых детях», — с благодарностью говорит С. Такырбашова.
Покидая учреждение, мы заметили, что детишки помахали нам вслед, они улыбались, словно дарили нам свою, увы, не частую, как хотелось бы, но неповторимую улыбку ребенка. И вместе с ними улыбались и веселые цветные человечки, изображенные на воротах. Это, наверное, невольное напоминание всем, кто прибывает сюда, входить с радостью, потому что здесь живут дети, которые очень любят улыбку.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
Related News

В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More