Main Menu

О женщине сквозь века и эпохи

В Бишкеке вышла в свет книга известной писательницы, политолога, кандидата исторических наук Кулбубу Бектургановой «Кыргызская женщина: история и современность». Это издание продолжает серию «Женщины земли кыргызской».

Как менялась роль женщины в обществе за прошедшее столетие, как сами представительницы прекрасной половины человечества изменяли представление о себе, о своих возможностях, вносили вклад в развитие страны, об этом пишет и размышляет на жизненных примерах своих героинь К. Бектурганова. Свое повествование она начинает с того, какое положение женщины занимали в мифах, преданиях и легендах кыргызов.

В этническом сознании предков символом святости является женщина — божественное создание. Каждая женщина — тайна, и в каждой женщине отзвук Вселенной. И женщина-мать — вечный источник жизни. Самой природой в ней заложены святость и вечность, мудрость и доброта. Поэтому кыргызы боготворят женщину-мать, называя ее умай эне, землю — жер эне, а родной язык — эне тил — язык матери,

— пишет автор. И все же обычаи и нравы традиционного кочевого общества оказались не столь поэтичны, когда дело касалось практических вопросов. Как отмечает Бектурганова: «Женщина-кыргызка являлась едва ли не основной рабочей силой в семье, в хозяйстве. Ее труд применялся в кочевом хозяйстве шире, чем мужской. Порой девушки шли в счет выкупа, манапы и баи дарили друг другу девушек и женщин, ставили их иногда как приз на лошадиных скачках. Брак рассматривался как выгодная сделка при купле и продаже. Сватовство или сговор о калыме совершались во всяком возрасте девочки, даже когда она еще была в колыбели. Кыргызское право устанавливало, что возраст жениха и невесты при заключении брака должен быть не меньше семи лет. И порой можно было видеть мальчика девяти лет и семилетнюю девочку, уже состоявших в браке. Это делалось потому, что родители мальчика, уплатив калым, спешили заключить брачный союз из опасения, чтобы какая-нибудь случайность не расторгнула договор. Все имущественные и наследственные права в семье находились у мужа. По кыргызскому древнему обычаю любой наследник мог взять в жены вдову родственника, а она должна была переходить по наследству со всем своим имуществом. При этом согласия женщины не спрашивали. Отказ вызывал общественное порицание. Если же по смерти мужа женщина решала сама устроить свою жизнь, то не имела права брать с собой имущество и даже детей».

Исходя из таких условий и того положения, в котором находились представительницы слабого пола в ХIХ веке, особо ценна и удивительна судьба Курманджан датки.

Она оказалась единственной женщиной-правительницей не только в Центральной Азии, но и во всем мусульманском мире,

— отмечает автор. Ее ум, сила воли, умение вести дипломатические переговоры создали ей авторитет как среди правителей Кокандского ханства, так и в царской администрации. В переломный исторический момент она смогла добиться мира для своего народа. И ради этого ей пришлось поступиться личными чувствами.

Именно с судьбы Курманджан датки и начинает рассказ о наших соотечественницах К. Бектурганова. Октябрьская революция стала переломным моментом для многих народов рухнувшей Российской империи, открыла новые перспективы для развития во всех сферах жизни уже в новом политическом объединении, каким стал Советский Союз. Основными направлениями государственной политики новой страны в отношении женщин были: обеспечение юридического равенства с мужчинами и широкое привлечение к общественному производственному труду.

Заметную роль в вовлечении женщин в общественную жизнь, в производство играли русские и еврейские женщины-коммунистки,

— пишет К. Бектурганова. Например, уроженка нашей республики Екатерина Забрудская командовала взводом санчасти, возглавляла конную разведку полка. Активное участие в установлении советской власти принимали и кыргызки, узбечки. Зейнаб Касымова собирала сведения о басмачах, ходила в разведку, вела большевистскую агитацию в стане врагов. Мери Ходжаева сражалась с басмачеством в составе особого добровольческого отряда в Джалал-Абадской области. И таких примеров в книге приводится немало.

С установлением мирной жизни немалую роль в борьбе с многоженством и выплатой калыма играли женские отделы. Чтобы несовершеннолетние девочки не выдавались родственниками замуж, они организовывали школы труда и ликвидации безграмотности. И за каждой из активисток, горячо ратовавших за новые порядки, стояла непростая личная история. Например, Турсун Бечелова с детства была сиротой, родственники продали ее замуж в 12 лет за пожилого человека. Не выдержав побоев, Турсун убежала к родным, и те снова продали ее престарелому мужу. Но свободолюбивая девушка свершила новый побег, добралась до Пишпека, где узнала о том, что установилась советская власть. Дальнейшая ее жизнь сложилась удачно, она освоила швейную профессию, участвовала в партийных и комсомольских съездах, позже ей была назначена персональная пенсия.

Женщины Кыргызстана все больше становились независимыми, получали высшее образование в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Казани. Одной из первых кыргызок, окончившей вуз в Москве, стала Сабира Тельтаева. Читая истории героинь, приведенные в книги, порой странно осознавать: то, что сегодня мы воспринимаем, как само собой разумеющееся в вопросах гендерного равенства, достигнуто большим трудом, человеческими жертвами. Это касается и образования для девушек, и возможности выбирать по своему желанию супруга, профессию или даже носить одежду, которая нравится. В 1927 году в Ошской области зверски убили Курбанджан Задунбаеву, которая вела агитацию за то, чтобы женщины снимали паранджу. В 1934 году погибла Уркуя Салиева, возглавлявшая Наукатский кишлачный совет, вместе с ней истребили и ее семью.

Около ста лет минуло с тех пор. Время отдалило от нашего понимания особенности быта, психологию поступков людей тех лет, забывается важность произошедших свершений, то, что было, кажется безвозвратно ушедшим прошлым. Но ушедшим ли? Все больше женщин и мужчин нашей страны вводят в обиход ношение одежд, не характерных для исторических традиций народа, возникают случаи религиозной нетерпимости к иному мнению, правозащитники заявляют о возрождающемся обычае умыкания девушек. Поэтому так важно сохранить прежние достижения. И книга ценна напоминанием о нашем недавнем прошлом, рассказами реальных человеческих историй, чтобы не утерялась связь поколений.

Новым переломным моментом для всей страны стал развал Союза и переход к рыночной экономике. На хрупкие плечи наших соотечественниц выпало немало испытаний. Повальная безработица, ощущение ненужности остро переживались мужской частью населения, и как результат — алкоголизм, высокая смертность. И жены «челночили», кормили семьи, поднимали детей. За годы суверенитета в Кыргызстане появились и бизнесвумен, и женщины-политики, правозащитницы.

О них всех, таких разных, но одинаково прекрасных, талантливых и целеустремленных рассказывает Кулбюбю Касымбековна. Среди множества ее героинь Нагима Айтматова, Кулуйпа Кондучалова, Таттыбюбю Турсунбаева, Рейна Чокоева, Светлана Суслова, Валентина Воропаева, Айсулуу Тыныбекова, Валентина Шевченко.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий