Main Menu

Артисты — это особая когорта людей

Они отличаются высокой духовностью, интеллигентностью, демократичностью. Причем к ним я отношу всех, кто занят в театре, будь то композитор, танцовщик, певец или комузист. Все они представители творческих профессий. Люди, одаренные талантом. А это не всем дано. Я не встречал среди них нечестных, непорядочных. Они красивы душой, тонко чувствуют юмор, легкоранимы. Общение с артистами — одно удовольствие. В разные годы мне посчастливилось иметь встречи с выдающимися представителями творческой интеллигенции Кыргызстана. Не могу не поделиться своими впечатлениями об отдельных из них.

Асанкан Джумакматов

Поистине корифей кыргызского музыкального искусства. Выдающийся композитор, дирижер, народный артист СССР был другом детства моего дяди Эсенкула Аксамаева. Они вместе воспитывались в детдоме в далекой Херсонщине и занимались в музыкальном кружке. Туда их выслали с родителями в 1929 году, во время раскулачивания. Можно сказать, были детьми кыргызской аристократии — манапов. По признанию самого Асанкана-агая, лучшим в кружке исполнителем на пианино и мандолине был Эсенкул-агай. Но он выбрал другой путь — стал комсомольским и профсоюзным вожаком. А Асанкан Джумакматов — профессиональным музыкантом. Да еще каким! Следует отметить, что оба школьных друга прошли всю Великую Отечественную войну, имели множество боевых наград. Впоследствии, как только позволяла возможность, они тесно общались, дружили семьями. Мне приходилось участвовать на посиделках детдомовских друзей.

Необычная встреча с выдающимся композитором состоялась, когда артистическая группа, выступавшая на XXVI съезде КПСС, возвращалась на самолете из Москвы во Фрунзе. Оказывается, когда стюардесса объявляет о наборе самолетом высоты десять тысяч метров, артисты это дело по-своему отмечают. С нами летели народный артист СССР Булат Минжилкиев, заслуженный артист республики Чалагыз Исабаев. И вот Чаке, как мы уважительно называли Чалагыза Исабаева, попросил меня, как самого младшего, сделать одно доброе дело — угостить артистическими сто граммами нашего маэстро. А в это время Асанкан Джумакматович сидел в противоположном ряду рядом с супругой — оперной певицей Гулкан Сатаевой и вроде бы крепко спал. Говорили, что она строго следит за тем, чтобы маэстро не пил. Даже запрещает. Но в тот момент она тоже спала. Я засомневался в удаче нашей затеи, но меня успокоили и, снабдив водочным провиантом и двумя конфетками закуски, отправили в конец салона самолета, где туалет. Велели ждать. Ждать пришлось недолго. Привычной ему быстрой походкой Асанкан-агай был тут как тут. «Наливай», — сказал он. Мы коротко и воровито поговорили. И он таким же быстрым шагом возвратился к жене, сел рядом и сделал невозмутимый вид спящего. Я с чувством исполненного долга возвратился к моим аксакалам, и наш маленький банкет в небе на высоте десять тысяч метров продолжился. До сих пор для меня остался неразгаданным сигнал оповещения, который был подан маэстро, причем незаметно для супруги.

Последняя моя встреча с Асанканом Джумакматовичем состоялась в приемной КГБ рес-публики. Он рассказал, что пришел знакомиться с материалами своих родителей, высланных чекистами на Украину. Как стало известно впоследствии, маэстро все-таки добился компенсации за конфискованное у родителей имущество.

Выдающийся композитор и дирижер Асанкан Джумакматов заставил звучать сочинения корифеев кыргызского музыкального творчества в исполнении симфонического оркестра. Представьте себе мелодию, воспроизведенную только на одном инструменте — комузе. И эту же мелодию, исполненную целым академическим симфоническим оркестром. Сегодня мелодии Атая Огонбаева и Карамолдо Орозова являются классикой, вершиной национального музыкального искусства. И не только они являются плодами творческого гения великого маэстро. Его аристократическая стать и величественный взмах дирижерской палочкой, присущий только ему, навечно сохранятся в памяти народа.

Туганбай Абдиев

Кыргызское народное творчество трудно представить без сказаний акынов-импровизаторов. Они были украшением всех праздников и торжеств нашего народа во все века. Для народа, не имевшего письменности и нотных грамот, это являлось поистине великой возможностью выражения своих мыслей и творческих способностей. Исключительность сказаний акынов, в особенности во время их соревнований — айтыш, состоит в том, что они сочиняются моментально, по сути эксклюзивные. Поэтому искусство акына-импровизатора требует большого таланта, разносторонних знаний, владения навыками ораторского искусства, артистизма, способности мгновенно реагировать на высказывания коллеги-оппонента по айтышу.

Мне, как и большинству современников, приходилось быть свидетелем песенных состязаний — айтыш выдающихся кыргызских акынов-импровизаторов Эстебеса Турсуналиева и Токтосуна Тыныбекова. Они, конечно, уникальные мастера импровизации.

Но как-то близко, по-человечески, лично приходилось общаться только с таким тєкмє-акыном, как Туганбай Абдиев. Его творчество выделяется среди всех акынов-современников своей интеллектуальной наполненностью, философскими размышлениями. Песни его чрезвычайно гармоничны, имеют воспитательный заряд. Для его песен характерно то, что они никогда не имели политической подоплеки. Туганбай Абдиев избегал политизации и заигрывания с властями и был сугубо гражданским, народным акыном. Послушайте современных акынов. Многие из них грешат восхвалением властей: сегодня этих, завтра других. Отдельные из них в стремлении показаться грамотными манипулируют искаженными сведениями по истории и политике. Думаю, молодым акынам-импровизаторам есть чему поучиться в наследии народного артиста республики Туганбая Абдиева.

Сам он сделал немало для возрождения искусства акынов-импровизаторов в Кыргызстане, основал свою школу, оставил учеников. Человек высокой культуры, личного обаяния, он вписал свое имя золотыми буквами в историю отечественного искусства.

Юлия Руцкая

Редко хожу на концерты. Но сольный концерт кыргызской певицы Юлии Руцкой не смог пропустить. В это время она была самой популярной нашей исполнительницей. По просьбе радиослушателей в день по 2-3 раза передавали песню «Аппак сїйїї» в ее исполнении. Не было ни одной маршрутки, где бы не звучала песня Юлии. А концертное платье певицы с кыргызскими узорами в видеоклипе мгновенно стало модным и распространенным в стране. Девушки подражали ей.

Зал филармонии был заполнен до отказа поклонниками Юлии Руцкой. «Полнейший аншлаг», — говорят в таком случае.

Но вот он замер и с умилением впал в объятья плавно несущейся мелодии «Аппак сїйїї» в ее исполнении. Три раза в течение одного концерта прозвучала полюбившаяся народу песня. Благодарные любители песенного творчества Юлии снова и снова вызывали ее на бис. Зал стоя долго аплодировал очаровательной певице. Не зная, кто исполняет эту песню, все бы сказали, что это поет кыргызка. А как же? На чистейшем кыргызском, без акцента! Только по голосу, задевающему самую глубину души, все кыргызстанцы знали, что эту кыргызскую песню Нурака Абдрахманова поет Юлия Руцкая. Славянка чистейших кровей. Чарующий тембр и ее притягательная славянская пластика движений придавали особый колорит исполнению.

Бурную овацию вызвала в исполнении Юлии и популярная кыргызская песня Тїгєлбая Казакова «Жамгыр тєктї». Как известно, она давно стала народной. Замечено также, что все, кто исполняет эту песню, непременно добиваются успехов на конкурсах и у любителей музыки.

Поддержать сольный концерт Юлии Руцкой пришла и одна из самых популярных кыргызских певиц красавица Дильшат Кангельдиева.

…Мы долго аплодировали. Радости и удовлетворения от полученных эмоций не было предела. Можно было понять и отца Юлии, бывшего министра легкой промышленности Кыргызстана, приехавшего специально из Минска. Он в волнении не раз вытирал глаза от слез радости. В завершение концерта многие подходили к нему и жали руки: «Спасибо от всех кыргызстанцев за такую дочь, как Юлия. Она теперь наша дочь — дочь всех кыргызстанцев!»

Счастья тебе, дорогая Юлечка, наша Юлия!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий