Main Menu

«Северэлектро» без секретов

Год назад Президентом был издан Указ, нацеленный на то, чтобы сделать систему энергетики прозрачной для народа. Министерство энергетики с участием Наблюдательного совета разработало Программу по внедрению инициативы прозрачности топливно-энергетического комплекса (Программа ИПТЭК).
Как она выполняется?

При разработке программы использовали практику внедрения Инициативы прозрачности в добывающей отрасли нашей страны, а также индийский опыт. В течение рабочей поездки в Индию (ноябрь 2010 г.) члены Наблюдательного совета ознакомились с работой концерна Tata Power (г. Момбаи), который производит и распределяет электрическую энергию на основе четко проработанной политики рассмотрения обращений и жалоб потребителей, в том числе обжалования результатов принятых решений. Поэтому в Программу ИПТЭК включены мероприятия, частично перенимающие опыт Индии. А именно: прозрачное установление тарифов и нормы прибыли компаний; подотчетность энергетических компаний перед обществом в части предоставления детальной информации об их расходах и доходах (заработной плате, премиях, затратах на топливо, ремонт, обслуживание оборудования, налоги), собранных средствах; представление годовых отчетов, в том числе на веб-сайте; создание форумов потребителей.
Программа предусматривает 63 мероприятия, которые надлежит выполнить органам управления энергетического сектора. В том числе Министерству энергетики, Госдепартаменту по регулированию топливно-энергетического комплекса, энергетическим компаниям («Электрические станции», «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро», «Жалалабатэлектро», «Бишкектеплосеть», «Кыргызгаз»).
Сегодня реализуются 25 мероприятий из этого списка. 18 из них уже показывают позитивные результаты. Например, участие членов Наблюдательного совета, а также представителей общественных организаций в обсуждении проектов развития энергосистемы Кыргызстана способствовало тому, что первоначально согласованную и объявленную стоимость их реализации уменьшили в целом более чем на 200 млн. долларов. В частности, по проектам: CASAREM (CASA 1000) — с 206 млн. долларов до 196 млн.; Датка-Юг — с 256,5 млн. долларов до 208 млн.; строительство ЛЭП Датка-Кемин» — с 500 млн. долларов до 342 млн.
Сегодня Наблюдательный совет проводит мониторинг обоснования содержания и стоимости проекта «Создание автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии», финансировать который будет Азиатский банк развития, а также образования потерь электрической энергии и дебиторской задолженности компании «Северэлектро» за первое полугодие 2011 года.
Кроме этого, Наблюдательный совет потребовал от совета директоров и генеральной дирекции «Северэлектро» принять меры по возвращению в активы компании необоснованно списанной в 2010 году дебиторской задолженности на сумму более 73 млн. сомов.
Программа предусматривает также инвентаризацию и переучет основных средств компаний, формирование актуальной базы данных потребителей электроэнергии с привязкой к линейному оборудованию распредкомпании, создание надежных систем учета поступления и реализации электрической энергии, выявления и пресечения каналов ее хищения. Однако тут дело почти не сдвинулось с места. В том числе и по той причине, что руководство энергетических компаний не желает прозрачности.
Как показали последние события, произошедшие на собраниях работников в АО «Северэлектро», руководство этого предприятия не стремится реализовать ИПТЭК. Другие же компании заняли выжидательную позицию.
Проблема еще и в том, что члены Наблюдательного совета от государственных органов и энергетических компаний не проявляют активности во внедрении принципов добросовестного управления на местах. И это вызывает справедливую критику рядовых работников: мол, центральная власть в стране сменилась, но ничего не изменилось в энергетических компаниях. Слабо работают аппараты Министерства энергетики и Государственной инспекции по энергетике и газу: фальсификация данных о регламентных работах на энергетическом оборудовании компаний — это их просчет.
Наблюдательный совет ИПТЭК как эффективно действующий орган еще не состоялся, пока в нем активно работают только четверо из восьми представителей общественных организаций да сам министр энергетики — сопредседатель совета. Однако процесс становления этого органа продолжается, и рекомендации, которые он вырабатывает и предлагает, принимаются и учитываются энергосектором.
Трудности  в  реализации ИПТЭК были предсказуемы, потому что в энергетике за последние 20 лет сложилась многоуровневая и устойчивая система получения экономической выгоды отдельными группами людей в ущерб общественным интересам. Это подтверждено результатами аудита управленческой деятельности энергетических компаний, проведенной фирмой Tetra Tech.
Разрушать эту систему нужно шаг за шагом, последовательно и настойчиво.

Соб. инф.






Добавить комментарий