Main Menu

Вместо чабана пастух. Электрический!

Пастбища деградируют. Что делать?

Упитанные разношерстные коровы не разбегались, как обычно, по всему предгорью, а находились в просторных загонах, не спеша жевали свежую зеленую растительность, кося своими большими глазами на непрошеных гостей — журналистов. Едва заметны были низкие проволочные заграждения, через которые коровы ни-ни: забор бьет током. У животных вырабатывается условный рефлекс. Электрический разряд хотя и слабый, но неприятный, буренки быстро схватывают отрицательную информацию и надолго ее запоминают, становятся дисциплинированными. Аккумулятор, дающий ток заграждениям, заряжается по-современному: от солнечных батарей.

— Подобная конструкция дешевле привычного деревянного загона, — делится со мной Байгазы. — К тому же она легко переносится, благодаря чему коровы имеют возможность каждый день поедать свежий корм, пока старое поле отдыхает. Таким образом весну и лето животные полноценно питаются, что положительно сказывается на удоях.

Фермер показывает свои расчеты, рассказывает о правильной заготовке сена на зиму, говорит, что пастбища требуют ухода и чистоты, иначе быстро зарастают сорной травой, вывести которую — проблема.

Вглядевшись в поле, подумала: «Какая нежно-зеленая трава, такая бывает только ранней весной». На дворе — конец лета, начало осени, а здесь, недалеко от села Корумду, пастбище сильно смахивало на высокогорное джайлоо: повсюду желтые одуванчики, красный и белый клевер, подорожник, тысячелистник. И навоз — необходимый естественный атрибут для удобрения почвы. Отчего такая метаморфоза?

Б. Оморов с удовольствием отвечает: чтобы совсем не лишиться плодородного слоя на наших пастбищах, нужно вспомнить, как наши предки следили за тем, чтобы первыми всегда выпасались жвачные животные, ведь они оставляют навоз, который удобряет почву. Коз и баранов выпускали пастись только после коров. Это наши национальные достижения, и не стоит от них отказываться. Веками чабаны умели рационально пасти скот, и нам предстоит не только возродить традиционное отгонное животноводство, но и приумножить его, повысить удои молока через севооборот, заготовку на зиму сена, в котором сохранены все питательные вещества. Тогда отступит деградация пастбищ. Только тогда можно будет говорить о развитии в нашей республике молочного животноводства как бизнеса.

Делюсь с фермером своими наблюдениями: в других регионах республики видела совсем иную картину: густая пыль от копыт овец, покидающих утром свои усадьбы, выбитые до самой земли присельные пастбища со скудной растительностью, на которые больно смотреть…

Байгазы Оморов с удовольствием поведал о том, как его хозяйство в прошлом году попало под смелый эксперимент: программу комплексного развития молочного сектора страны (IFC), в частности внедрение «электрического пастуха». Учитывая благоприятное географическое расположение Иссык-Кульской долины, наличие в Тюпском районе перерабатывающего молкомбината «Сут-Булак», продукция которого имеет репутацию вкусного натурального продукта, правительство обратилось к донорам (одному из подразделений ВБ) с просьбой помочь отправлять на экспорт в страны Евразийского экономического союза экологически чистые молочные деликатесы.

Для этого надо было решить вопрос с финансированием, а также с соответствием стандартам, принятым в ЕАЭС. Приехавший в наш горный край швейцарский специалист по управлению пастбищами Флориан Лайбер сообщил, что его страна несколько десятков лет назад тоже оказалась в подобном незавидном положении с пастбищными угодьями, разъяснил кыргызским фермерам, почему важно восстановить плодородие пастбищ.

— Планета Земля на две трети состоит из пастбищ и степей, какое будущее ждет людей, если эти огромные площади выйдут из оборота? Чтобы не истощился плодородный слой пашни, необходим симбиоз усилий властей, МСУ, фермеров. Надо сохранить растительный мир, а он в Кыргызстане просто замечателен! Все зависит от правильного выпаса скота…

Специалист «разложил по полочкам» задачи фермеров: в Кыргызстане высококачественные пастбища, много злаковых трав, есть тысячелистник, очень полезный для желудка жвачного животного. Косить траву следует ранней весной, когда растительность пастбищ наиболее богата протеином, белками и углеводами, дающими буренкам энергию. Скашивать траву под сено надо в пору цветения злаковых растений, тогда за сезон можно снять до трех-четырех урожаев, сено не будет жестким, не превратится в солому.

Если придерживаться этих нехитрых правил, не нужно покупать зимой дорогостоящий комбикорм скоту. Главное — не пускать овечьи отары на пастбища прежде коров. У мелкого рогатого скота нижние зубы, как ножницы. Буквально под корень срезают злаковые растения, коровам трудно захватывать корм языком, им необходимо, чтобы длина травы была не меньше 7-8 сантиметров. При неграмотном выпасе плодородный слой пастбищ быстро истончается, ветер уносит его. А «электрический пастух» помогает рационально использовать пастбищную растительность, регулировать выпас при помощи перестановки заграждений. Таким образом у коров — всегда свежий рацион, круглый год они полноценно питаются.

Даже если при первом укосе случится засуха, всегда выручит второй или третий. Конечно, все это требует дополнительных усилий в летний период, зато вложения вернутся сполна зимой повышением удоев молока. По словам Флориана Лайбера, подобная методология, применение ротационного выпаса скота помогли швейцарским фермерам сохранить плодородие пастбищ. Наш гость признался, что климат в Кыргызстане мягче, чем на его родине, можно не только возродить молочное животноводство, но и хорошо на нем заработать.

Вот и Байгазы считает, что самые лучшие инвестиции — в повышение знаний животноводов. Ведь в 1990-е годы при разгосударствлении земельные наделы, кошары, сеялки, плуги и т. д. раздавали всем сельчанам. Учителя, врачи, административные служащие становились фермерами. Но для этого нужны специальные знания. Их у земляков Оморова не было.

Мой собеседник скуп на слова, но некоторые подробности своей богатой биографии все же сообщил. По специальности он ветврач, окончил сельхозтехникум во времена Советского Союза. В 1990-х годах, в период массовой приватизации, после развала совхоза «Талды-Суу», в котором долгое время работал, организовал крестьянское хозяйство «Нур». Выращивал коров знаменитой алатауской породы, каждый год сеял ячмень, пшеницу, выращивал картофель, овощи. У Байгазы шестеро детей. Пять дочек получили образование, вышли замуж и разъехались кто куда.

С отцом остался младший сын, он помогает отцу вместе с супругой — сегодня в их хозяйстве 16 дойных коров, в день они дают по 100 литров молока 3,8% жирности. Эксперты из ЗАО «Сут-Булак» (местный завод по переработке молока) говорят, что это хороший показатель качества продукта. С ними вместе работают наемные скотники и косари. Сдают молоко по 14 сомов за литр, «электрический пастух» вдвое увеличил удои молока, а расходы снизились на 20%.

Но один в поле, говорят, не воин. Опытный хозяйственник и просто умный предприимчивый человек Байгазы Оморов скоро понял, что надо расширять производство, укрупнять его. Он помнил, как в эпоху развала совхозного производства под нож пошли государственные семхозы. Если в советской Киргизии их было около 50, владеющих тысячами га земли, то сегодня стало не более двух сотен, имеющих в среднем 2-3 гектара пашни. На таких крошечных полях как проводить селекционную работу? Поэтому и родился семеноводческий кооператив «Нур-Кайнап». У предприятия свыше 200 гектаров земельных угодий, 10 га занимают пастбища.

Хозяйство у Байгазы многопрофильное, разбил сад, показывает спелые, налитые соком груши, яблоки, черешню. Есть у него и земляника, и малина, фермер знает: заниматься сельхозпроизводством в республике — дело рискованное, никогда не преду-смотришь, какие испытания приготовит тебе погода. Не пойдет бизнес с буренками, выручит сад или огород, однозначно в накладе не останется.

Б. Оморов знал, что в основе богатого урожая — качественные семена. Кропотливо их выхаживал, сортировал, приспосабливал к местным климатическим условиям, затем продавал своим землякам. Те довольны: и цены доступны, и не купишь «кота в мешке», как бывало раньше, когда использовали привозные. Какие овощи из них вырастут, трудно было предвидеть. И проверить нельзя: испытательные лаборатории далеко, где-то там, в центре. К тому же заморские семена приносили лишь одноразовый урожай, местные жители вынуждены были каждый год покупать дорогой импортный посевной материал. Все это дополнительные траты, которые влияют на стоимость продукции, делают ее менее конкурентной.

Что касается молока, то фермер сдает его акционерному обществу закрытого типа «Сут-Булак». Завод ежедневно перерабатывает 60 тонн. Отсюда, из Тюпского района, молочная продукция — сливочное масло, сметана, йогурты, кефир, сыр, кроме сухого молока, — отправляется российским и казахским покупателям; «Сут-Булак» снабжает ею и Бишкек.

Сегодня все силы направлены на увеличение объема экспортируемой в страны ЕАЭС молочной продукции, ее качества. По словам специалистов, она должна выйти на мировой уровень. Если эксперимент в Иссык-Кульской долине окажется удачным, «электронный пастух» скоро появится в других регионах страны. В текущем году успешный опыт подхватили уже 75 фермерских хозяйств…

У Байгазы Оморова есть последователи: Сатар Тынаев, Алтынбек Бозгунов и другие. Все они соблюдают очередность выпасов животных, предотвращают засоренность пастбищ, улучшают питательную ценность травяной растительности, используют раннее скашивание (в июле) лугового сена в нижней части пастбищ.

Спрашиваю, при каком строе лучше жилось: при советской власти или в пору таких непростых рыночных отношений? Фермеры не сговариваясь отвечают почти в один голос: кто не ленился, много трудился, тот всегда жил хорошо и при плановой экономике, и при рыночной. Байгазы указывает на молодежь, хвалит тюпских ребят: молодцы! Не только быстро овладевают новыми IT-технологиями, но и организовали в селе Корумду частную сервисную службу. Можно арендовать трактор или сеялку, очень удобно. Достойная растет смена!

Галина ЛУНЕВА.
Фото IFC.






Добавить комментарий