Main Menu

Открыть свою Антарктиду

Познакомились мы на иссык-кульском семинаре. Мой сосед по номеру, не расставаясь со смартфоном, каждую свободную минуту рассматривал на нем контрастные и красочные пейзажи. Заинтересовавшись такой истовой любовью к фотографии и зная возможности Интернета, я осторожно спросил, а где это он переснял. Последовала пауза, а потом и ответ: «Я снял сам. Это — Антарктида». Талгат Субаналиев — пиар-консультант немецкой организации, реализующей в Кыргызстане молодежные программы.
Он недавний выпускник АУЦА по направлению «журналистика и массовые коммуникации». Окончил среднюю школу №1 в Токтогуле, был в ней президентом школьной республики, проявил недюжинные способности к языкам: кроме родного кыргызского, прекрасно знает русский, английский и настойчиво овладевает французским. Фотографией увлекся, когда ему подарили смартфон и профессиональную камеру. С тех пор снимает каждый день. Это увлечение и помогло ему увидеть самый загадочный материк планеты. А подробности мы выяснили в беседе с ним.


— Как пришла идея такого путешествия, когда серьезно заинтересовался Антарктидой?

— Помог его величество случай. Я учился в университете, когда был объявлен фотоконкурс. Один из членов попечительского совета вуза — известный в мире фотохудожник, профессор Хэрш Чада — сам давно вынашивал идею посетить и снять Антарктиду, но по состоянию здоровья не смог осуществить эту мечту. Он сам этнический индус, окончил Гарвард и там немного преподавал, сейчас живет в Дубае. Много путешествовал по миру, снимал и выпускал книги и планировал посетить Антарктиду, но здоровье подвело, и он не смог туда поехать. Тогда он объявил фотоконкурс, чтобы подарить эту возможность студенту, начинающему фотографу, дабы тот смог показать Антарктиду через свое мироощущение. Я подал заявку на этот творческий тур, представил свои работы. Сначала отобрали 10 участников, а потом среди них выявили победителя. По условиям состязания надо было снять отдаленные места, сделать пейзажные фотографии, а еще написать сочинение на тему: что ты хочешь от поездки в Антарктиду, и как ты эту возможность используешь в дальнейшем.

Для меня самое сложное было написать сочинение, потому что я мало знал об этом материке и не ведал, что я могу получить от этой поездки. Но написал, и оно помогло мне выиграть конкурс. Жюри в Дубае прочло сочинения, рекомендательные письма фотографов-практиков, которые меня знали и оценили десять снятых мной пейзажей, и приняло решение. Я представил цветные фотографии родных мне токтогульских мест. Летом ездил домой и просто снимал пейзажи и потом их подал на конкурс. Дома у меня мама, отец и брат с сестрой, родители — обычные сельчане, занимаются животноводством и живут на берегу знаменитого Токтогульского водохранилища.

— На борту лайнера ты был единственный кыргызстанец?

— Да. Я не знал даже, были ли мои земляки в Антарктиде вообще. Сейчас, разумеется, знаю, что первым был доктор медицины, академик НАН и член-корреспондент РАН, президент МУКа Асылбек Айдаралиев. Он участвовал еще в советских антарктических экспедициях, работал на станциях «Беллинсгаузен», «Молодежной», «Мирный» и «Восток». Мне сильно повезло, когда получил известие о победе, стал готовиться к получению визы в Аргентину, откуда должен был отправляться теплоход в Антарктиду. Маршрут моего путешествия был такой: Бишкек — Дубай — Рио-де-Жанейро — Буэнос-Айрес и завершался в самом южном аргентинском порту, близком к материку, — Ушуайя. Это административный центр провинции Огненная Земля, ее еще называют «краем света». Полет до него занял 21 час, я сделал три пересадки на всем пути. И все время фотографировал через иллюминатор места, где мы пролетали. В Буэнос-Айресе и Ушуайя меня выручал смартфон, поскольку люди не говорили по-английски, и пришлось пользоваться онлайн-переводчиком.

В порту нас ждал корабль с русским капитаном, с которым мы потом крепко подружились. Мы отплыли в Антарктиду, и на целых десять дней судно, по сути, стало нашим домом. Нас очень вкусно кормили, как в ресторане, судите сами, есть апельсины и арбузы в Антарктиде. Вставали мы в семь утра, потом всех ждал завтрак. Затем сажали всех в «зодиаки» (надувные лодки), и мы плыли к материку. На корабле нам читали лекции профессоры и студенты-магистры, состоявшие в экипаже судна. Их рассказ был о флоре и фауне Антарктиды, влиянии климатических изменений на материк. Перед тем как увидеть Антарктиду и замереть от ее величия, пришлось пережить неприятные моменты. Особенно когда мы проплывали пролив Дрейка между Южной Америкой и Антарктидой. Был шторм, и семиметровые волны раскачивали и кидали корабль в разные стороны. Всем пришлось пережить морскую болезнь, которая валила с ног. И к завтраку нас вышло всего 30 человек, остальных пассажиров болезнь уложила в койки. Я тоже не смог подняться.

Природная картина резко поменялась, когда приблизились к материку. Время было по-местному летнее, и в 4 часа утра мы увидели первые айсберги. Это целиком тебя забирает, и весь как бы погружаешься в ту неописуемую, невиданную прежде красоту, которая предстает перед твоим взволнованным взором. В середине дня мы были уже на самом материке. Встречали нас киты и косатки, которые выпускали фонтаны и уплывали от корабля. На айсбергах полеживали морские котики. В общем, поражающая взгляд фантастическая картина. Впервые высадились на аргентинской станции. Были здесь недолго, всего два часа. Корабль шел вокруг Антарктиды и делал остановки возле самых интересных мест. На лодках мы подплывали, чтобы осмотреть и сфотографировать.

Я думал, что мои коллеги по путешествию не очень-то знают о Кыргызстане, а потому закачал себе в смартфон карту республики на всякий случай, чтобы познакомить новых друзей с границами и соседями, традициями и культурой. Показывал и сделанные мной ранее фото о Кыргызстане. И многих красота нашей природы впечатляла. Но оказалось, что большинство коллег по поездке о республике неплохо знали.

Я много снимал. Главной целью было показать Антарктиду через призму своих фотографий. В Антарктиде мы были 10 дней, жили и питались на корабле, все время осматривали материк и снимали его. В день мы как минимум делали одну высадку на материк. Снимал я много, за поездку сделал 175 гигабайт снимков. Для выставки в университете я выбрал порядка 30 фотографий. Это были именно пейзажные фото. Все снимки, что я сделал, мною любимы, и каждый имеет свое значение и играет важную для меня роль. Они связаны с личными воспоминаниями об этой белой сказке, которая была в моей жизни.

— А самое яркое впечатление об Антарктиде…

— Необычная красота ее. Сочетание необыкновенной тишины, холода, чистоты и нетронутости, естественности природы. Это было самым впечатляющим зрелищем. Физически было сложно адаптироваться. Одна качка чего только стоила. Корабль раскачивало во все стороны. Он, кстати, назывался раньше «Марина Цветаева», но потом его выкупили датчане и назвали «Ортениус». Русскоговорящим был только помощник капитана. В основном — англоговорящие. Антарктида стала для меня именно тем местом, где прослеживается четкая линия между природой и человеком. Я приплыл из мира людей в мир потаенной природы. Здесь ты ясно представляешь, насколько человек маленькое создание в сравнении с природой. Сам континент настолько огромен, что человек кажется бессильным существом. У Антарктиды есть свой дух, и ты чувствуешь незримую связь между природой и человеком. Мне даже казалось, что вся поездка, и даже мои фото, — это только мой сказочный сон.

— Талгат, а что главное удалось вынести из этой далекой поездки?

— Кроме того что приобрел много друзей, я научился путешествовать и напрямую ощутил на себе, каково это на самом деле быть путешественником. Это была моя первая поездка за границу, и она началась с Антарктиды. Я научился получать удовольствие от поездки и подготовки к путешествию. В пути делал записи о том, что было интересного за день. Где мы были, куда и зачем ездили. Я планирую все заметки о путешествии опубликовать с фотографиями в виде маленького буклета, в журнальном варианте все выполнить. Надеюсь, что университет мне в этом поможет. Фотографии неожиданно для меня получились действительно очень красивыми.

Меня поразило, с какой любовью и как бережно люди относятся к материку, его первозданности. Здесь очень строгие правила пребывания и техника безопасности. Когда мы должны были высаживаться, нам выдавали специальные резиновые сапоги, которые чистили специальной жидкостью, а еще обрабатывали всю одежду, пылесосили ее, чтобы не занести туда ни пылинки. Нас тщательно осматривали и только потом сажали в лодки и предупреждали, что мы должны держаться от пингвинов на расстоянии 5 метров. И не должны к ним вообще подходить. Снимать их можно, а трогать нельзя. И даже камень на память с собой брать не разрешалось. Нам говорили, что мы — гости в этом мире и должны вести себя прилично, незаметно, ничем не нарушая этот вечный покой. А вот животные и даже птицы не были удивлены нашему присутствию на материке, они не боялись нас. Удивительно было видеть китов и разных птиц, которых если и видел раньше, то только на телеэкране.

Запомнилась старая арктическая база Великобритании, она теперь превратилась в музей, где продают сувениры. Мы также прошлись по айсбергам, и там я сделал первые фото с флагом Кыргызстана и университетским стягом. Каждое место, которое мы посещали, было весьма отличающимся от других. Мне удалось искупаться в полярных водах, это было жутко холодно, испытываешь такое ощущение, словно тысячи иголок вонзились в твое тело, а когда я вынырнул, то волосы мгновенно покрылись льдинками. Такое антарктическое моржевание, разумеется, запомнится на всю жизнь. Во время поездки в Антарктиде была постоянная плюсовая температура, однако сильный и холодный ветер делал материк чрезвычайно суровым. Там было лето, которое, увы, может сравниться с настоящей зимой в горах Кыргызстана. Во время последней стоянки мы сделали остановку в прекраснейшем уголке материка, где летали птицы и были пингвины, моржи и тюлени. Казалось, что море просто сомкнулось с облаками. Одна из лодок с пассажирами попала под фонтаны кита, он запустил его, и все взмокли. Путешественники на других лодках завидовали «счастливчикам», но, конечно же, сфотографировали такой «исторический» кадр. И мне было грустно от мысли, что путешествие в Антарктиду, к которому готовился целых полгода, уже завершается и надо будет прощаться со всеми.

— В будущем есть планы свои путешествия продолжить?

— Да, у меня зародилась мечта стать фотографом-путешественником. Сейчас я в соцсетях слежу за известными в мире фотографами-путешественниками, которые снимают нашу планету в необычном и нестандартном ракурсе. Это очень впечатляет и вдохновляет одновременно. Эти снимки просто нереально красивы. Мне в принципе не важно, какую часть света снимать, потому что у каждого региона и места есть свои замечательные картины и пейзажи. Наверное, первое, что я осуществлю, это поездку по Кыргызстану. Я еще мало где был, а у нас много мест, которые хотелось бы посмотреть и посетить. Сфера туризма у нас сейчас развивается, и есть немало безумно красивых мест, о которых нужно людям рассказать и показать. В голове этот проект есть, но у меня нет пока четкого маршрута. Но мне только 23 года, и я очень верю, что смогу реализовать задуманное.

Новая работа в немецкой компании связана с молодежными программами. Меня в нее пригласили еще во время учебы в университете. На момент поездки в Антарктиду я был неопытен и рядом не было человека, который бы руководил мной. Был ошеломлен самой победой в конкурсе и неожиданной возможностью увидеть Антарктиду и не знал, как с этим справляться. Разумеется, если появится возможность вернуться в Антарктиду, поеду обязательно. Это как первая любовь, которая не забывается. Поездка туда была для меня большим толчком, она дала возможность увидеть совершенно другие места и страны. Я останавливался в Аргентине, в ее столице. На Бразилию времени не осталось, надо было спешить на учебу. Потом я учился в летней школе в Германии. Поехал туда по интересной программе, посвященной изучению истории Второй мировой войны. Эта летняя школа была уроками миротворчества. Мы жили две недели в Берлине, семь человек из разных вузов КР, а затем две недели работали в бывшем концентрационном лагере Ноингана, он расположен близ Гамбурга. Сейчас он стал мемориалом. Мы там изучали историю и общались с жертвами Холокоста и их родными. Там я тоже снимал и потом сделал выставку в онлайн-формате.

Путешествие теперь станет моей мечтой. Мир, который нас окружает, огромный и разный. Он не ограничивается только высокими горами, среди которых я вырос, он на самом деле очень обширный и массивный, а потому чрезвычайно интересный и манящий к себе. Страны и люди разные, различные культуры, люди в них все вещи видят по-разному. И, наверное, жизни моей не хватит, чтобы все увидеть, объять и понять, но стремиться к этому надо, и я буду это делать.

Беседовал Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий