Main Menu

Журналисты ЕАЭС — против «заболачивания» мозгов

В Бишкеке 22-23 августа прошел международный центрально-азиатский (евразийский) медиафорум с громким заголовком «Медиа в эпоху постправды: факты против мистификаций».

В столицу Кыргызстана для участия в мероприятии прибыли представители Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана — руководители ведущих СМИ, известные и молодые журналисты, политологи, эксперты в области медиаполитики.

Организаторами выступили: российский политологический центр «Север — Юг» по развитию информационных и научных связей со странами Кавказского региона и Центральной Азии; фонд «Евразийцы — новая волна» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Среди участников также российский пресс-клуб «Содружество» и кыргызстанский клуб региональных экспертов «Пикир».

Цель форума — в ходе дискуссий журналистско-экспертного сообщества определиться с сутью, необходимостью и способами формирования единого информационного пространства стран СНГ и ЕАЭС. Немаловажно, конечно, и укрепление профессиональных контактов масс-медиа государств Центральной Азии и России.

Программой был задан целый ряд актуальных вопросов. Это обсуждение концепции и векторов развития единого информационного пространства стран СНГ и ЕАЭС; методы влияния медиаглобализации на коллективное сознание; обсуждение значения идеологического компонента в информационных войнах XXI века; методы получения инсайдерской информации и приемы формирования политического имиджа.

Постправда — информация, базирующаяся на эмоциях

Итак, что же включает понятие «новой информационной реальности», именуемой «постправда»? Каковы потенциал, роль и место современных СМИ в формировании адекватной картины мира? Оксфордский словарь английского языка назвал термин post-truth (постправда или пост- истина) словом 2016 года. Постправда — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям. Иначе говоря, это информация, не всегда соответствующая истине, но с точки зрения человека, мозги которого промыты определенной пропагандой или идеологией, безусловно принимаемая на веру. В итоге можно определиться с термином: постправда — это информация, оперирующая не фактами, а эмоциями человека, ее читающего. Цель — манипулировать человеком, чьи мозги загрязнены определенной идеологией.

Глава общественного наблюдательного совета КТРК Жыпар Жекшеев, начиная мероприятие, подчеркнул: после развала СССР каждое СМИ проводит свою информационную политику. Но никак нельзя забывать о колоссальном воздействии масс-медиа на сознание людей. По его мнению, связь между странами СНГ и Евразийского экономического сообщества сохранена и будет еще очень долго, если не вечно, поэтому общее информационное пространство нам необходимо.

Молодые участники форума из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана выступили с само- презентациями — рассказали о себе, профессиональных интересах, об ожиданиях от медиафорума. (Лично меня из пред- ставленной информации поразил ряд цифр: в Узбекистане выходят 690 газет, свыше 300 журналов, работают 96 радио- и ТВ-каналов, 332 веб-сайта. Оказывается, эта страна занимает 37-ю строку в рейтинге стран мира по уровню проникновения Интернета. — Е. М.)

ЕИП и экономика тесно связаны

Казахстанец Эдуард Полетаев, глава ОФ «Мир Евразии», размышлял на тему «Единое информпространство Центральной Азии как фактор формирования региональной идентичности». По его словам, в эпоху постиндустриального общества, в которой мы сейчас существуем, появляются и исчезают новые медиатренды. Эксперт считает, что к 2020-25 годам объем потребляемой медиаинформации на традиционных бумажных носителях резко уменьшится. Уже появились роботы-журналисты, способные анализировать информацию по конкретному запросу, совершенствуется система автоматического перевода речи и текста на разных языках, лет через десять автопереводчики появятся повсеместно. Он употребил новый термин — «центры оффшорной журналистики», подразумевая под ними наличие определенных регионов с дешевой рабочей силой. По словам Полетаева, нынешнему молодому поколению ZET непонятно, как вообще раньше люди обходились без сотовой связи и Интернета. «Речь идет о необходимости создания единого информпространства Центральной Азии как фактора углубления интеграционных процессов, как составной части и элемента политики, способной гармонизировать и сбалансировать экономическое развитие. Такого объединения информационных технологий на поле, объединяющем пространство нескольких стран, еще нет. Даже если не брать в учет, что не все страны ЦА могут (или хотят) участвовать в таком информационном поле». Резюмируя, эксперт справедливо отмечает: «Без единого информпространства (ЕИП) эффективного экономического механизма не построить. Но для этого нужно выработать единую информационную политику стран-участниц — с началом периода суверенитета это стало очевидным. За эти годы наиболее успешный медиапроект — ТРК «Мир» с аудиторией свыше 60 миллионов человек».

Кроме того, Э. Полетаев отметил ряд особенностей региональной журналистики, среди которых — появление целого ряда независимых и оппозиционных СМИ, сокращение масштабов газетного вещания при росте интернет-медиа при часто ужасающе низком качестве последних, влияние внешних сил на политику «независимых» СМИ.

Случился и конфуз

На мой взгляд, вызвало недоумение не только на выступление одного из участников — Дмитрия Куликова, заявленного как политолог, публицист и телерадиоведущий. Во-первых, он вообще подверг сомнению основную идею медиафорума, заявив, что единое информпространство — это возврат к прошлому, к ТАСС (кто не помнит — это Телеграфное агентство Советского Союза, центральное СМИ громадной страны). При этом российский эксперт безапелляционно отверг доводы за ЕИП, выставляя против них свои «притянутые за уши» контрдоводы. Во-вторых, размышляя об идеологическом компоненте в информационных войнах XXI века в своей презентации, он явно допустил множество ляпов. Показалось, что эксперт, весьма априори уверенный в собственном авторитете и профессионализме, не посчитал необходимым серьезно подготовить и обосновать свое выступление на данном форуме, видимо, будучи убежденным в том, что аудитория в Центральной Азии без сомнений «проглотит» (да и не посмеет сомневаться!) все, что он скажет. Часть его короткого выступления вообще показалась фрагментом лекции для студентов младших курсов гуманитарных факультетов по теме идеологии. А в ответ на вопросы он стал давить на оппонентов.

Этому эксперту серьезно возразили участники с кыргызстанской стороны — Ж. Жекшеев, профессор экономики Жумакадыр Акенеев, журналист Мария Озмитель.

С. Масаулов: «В ближайшие 6-12 лет — только мужчины!»

Зато Сергей Масаулов, руководитель Центра перспективных исследований, в своей презентации «Механизмы политического пиара и приемы формирования политического имиджа» показал мастер-класс. Он сообщил об участии (по его словам, успешном) уже в 13 избирательных кампаниях в ряде стран (как постсоветских, так и более отдаленных). Главное в избирательном процессе для кандидатов — увлечь электорат своими идеями, и пиар-кампания именно это ставит главной целью. Эксперт напомнил, что «идеология — это комплекс идей, программирующих жизнь человека». И от того, во что верит человек, и начинается пиар. Он с сожалением отметил также, что «в Кыргызстане рынка для пиар-деятельности просто нет». Рассказав о применяемых технологиях в выборных процессах, С. Масаулов, в частности, полушутя-полусерьезно констатировал: «К выборам отношусь отрицательно, считаю, что, к примеру, из 14 кандидатов лучший выбор может быть сделан методом жребия».

По мнению эксперта, отметившего огромную роль пресс-служб в любой работе, «в Кыргызстане нет ни одной организации или партии с грамотной, высокопрофессиональной пресс-службой». Он также напомнил, что возглавляемый им центр еще в 2002 году подготовил для тогдашнего президента Акаева аналитическую записку — прогноз, в котором кризисными годами для страны назывались 2005, 2010 и 2016-й годы. Оказывается, анализируя гендерную ситуацию, рассматривали тогда и вероятность прихода женщины к верховной власти в Кыргызстане. Эта возможность прогнозировалась в 2016 году. Сейчас же, спрогнозировал Масаулов, в ближайшие 6-12 лет в стране президентами будут (с большой долей вероятности) мужчины, а вот далее появятся и женщины, яркие лидеры.

Эксперт рассказал и визуально очень наглядно продемонстрировал, как важны этапы формирования политического имиджа политика, в качестве примера взяв историю конкретного персонажа, женщины-премьера из одной крупной постсоветской страны.

«А через пять лет обгоним Казахстан!»

Известный экономист, профессор, академик Евразийской экономической академии наук Ж. Акенеев размышлял о плюсах и минусах интеграции. Он проанализировал, как Кыргызстан шел по пути приобщения к таможенному объединению, какие шаги делали правительства стран региона, как развивались процессы в экономике и миграционной политике. Он отметил, что, по данным только официальной статистики, в России трудится свыше 616 тысяч трудовых мигрантов из нашей страны, и многие из них укоренились в странах приема, а их дети уже не мыслят возвращаться сюда, кроме как в гости к бабушкам и дедушкам. Также спикер привел в пример возрождение южного Баткенского региона, ранее одного из наиболее отстающих, жители которого преобладали в списке трудовой миграции в Россию и Казахстан.

Профессор отметил много плюсов от экономической интеграции, среди которых, вне сомнения, сокращение объемов китайского реэкспорта, доля которого ранее достигала 80 процентов, а сейчас, по словам Ж. Акенеева, «санкции против России двинули и нашу, кыргызскую экономику вперед. Сейчас до 80 процентов в структуре экономики — наше, собственное производство». Он также подчеркнул, что кыргызский легпром явно потеснил на рынках ближайших стран-партнеров и Китай, и Турцию, нередко недобросовестные импортеры из этих стран выдают качественный, в соответствии с ГОСТами, товар «сделано в Кыргызстане» за свой, переклеивая этикетки. Сейчас благодаря установленному в начале 2016 года преференциальному режиму ВСП+ Кыргызстан может поставлять до 6 тысяч наименований продукции и в Европейский регион. Есть существенные сдвиги и в развитии агропромышленной отрасли — кыргызские фермеры во многом развиваются быстрее соседей, а политика властей в сфере сельского хозяйства опережает аналогичные шаги в Казахстане — к примеру, по электронной системе идентификации крупного и мелкого рогатого скота. Экономист напомнил, что именно в сферах легпрома и сельского хозяйства государство выступает в роли лишь наблюдателя.

«Мы не закрылись ни от кого. Надо сделать так, чтобы граждане не хотели уезжать из страны. Считаю, что по уровню жизни мы в Центральной Азии занимаем второе место после Казахстана, а через лет пять, если все будет стабильно, мы догоним и перегоним соседа», — уверен Ж. Акенеев. Его выступление вызвало хороший резонанс и переросло в активную дискуссию — журналисты из стран региона задали ему много вопросов.

Ж. Акенеев поддержал ранее прозвучавшее предложение одного из спикеров медиафорума: надо заинтересовывать различные фонды в сотрудничестве со СМИ для финансирования репортажей в стиле «испытано на себе». Он уверен, что надо выделять средства, к примеру, для поездок репортеров по автомаршруту Кыргызстан — Казахстан — Россия, и снимать на видео- и фотокамеры все разрешенные и незаконные остановки автомашин и грузов, фиксировать требования властей (и выступающих от их имени) по платежам и поборам на дорогах стран ЕАЭС.

Избегать ангажированности в расследованиях

Известный журналист Игорь Шестаков, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» и главный редактор информационного портала «Регион.kg», говорил о необходимости проведения журналистских расследований — забываемого жанра в нынешнее время неглубокой чаще всего интернет-журналистики. Такие расследования, считает он, — закономерное продолжение экономических исследований в рамках ЕАЭС. «Сегодня отечественная журналистика в основном освещает действия властей, официальную информацию в ущерб аналитической и расследовательской сферам профессии. Но материалы репортерских расследований должны помогать и властям, и бизнесу, выявляя болевые точки, подсказывая, в каких направлениях двигаться».

По его мнению, основные медиатренды (а проще говоря, наиболее повторяемые темы публикаций) негосударственных СМИ, освещающих участие Кыргызстана в ЕАЭС, это: частый повтор фразы о роли «младшего брата» в экономическом сотрудничестве; рефрен о весьма слабом потенциале страны; подчеркивание зависимости от внешнего финансирования при формировании полноценной инфраструктуры; наличие барьеров на пути движения товаров в страны союза; отсутствие скорых положительных результатов от вхождения в ЕАЭС; создание преференций для кыргызских трудовых мигрантов в России. А среди негативных трендов — долгий отзвук на репутации трудовых мигрантов после теракта в Санкт-Петербурге с участием кыргызстанцев.

И. Шестаков, безусловно, прав — нужны разноплановые публикации, надо избегать ангажированности, очернительства, но, уверен он, если журналисты не будут писать о проблемах — их не решить. В частности, вот вопросы дискуссионные: почему кыргызстанцы — трудовые мигранты, заработав часто весьма немалые деньги в странах трудоустройства, не очень стремятся вкладывать эти деньги в экономику родины? Почему торговые площадки в городах России, открываемые с большим шумом, чаще всего через полгода-год перестают работать? А если говорить о создании единого информационного пространства, следует задуматься о создании холдинга журналистов стран СНГ.

Люди с качественным советским образованием заканчиваются

Россиянин Андрей Сорокин, публицист, главный редактор портала «История.РФ», в своем докладе затронул тему медиаглобализации и формирования коллективного сознания в контексте важнейших событий современности. В качестве эпиграфа он привел известное ироничное выражение: «Миром правит не тайная ложа, а явная лажа».

По мнению эксперта, медиаглобализация привела не к объединению информационного поля, а к его дроблению на мельчайшие составляющие, исчезновению крупных элементов. В частности, он справедливо отметил: «Люди с советским, системным образованием заканчиваются, снижается общий интеллектуальный уровень общества! Падает и качество профессиональных СМИ — надо смотреть правде в глаза. Целевая аудитория сокращается, дробится на отдельные части, вплоть до индивидуальностей, ничем не связанных. Это называется «кризис профессии», но по большому счету это кризис медийной отрасли».

По мнению А. Сорокина, уже пора говорить о смене профессионального инструментария — журналисты обучены навыкам обращения к большим аудиториям (деловой, специализированой, молодежной, спортивной и т. д.), а они раздробились на осколки, не связанные между собой. Также публицист говорил о том, что новое поколение 25-летних имеет другие привычки и навыки усвоения информации, которая стала для них развлечением: «Всемирная сеть забита всем, кроме систематизированной информации, подаваемой в лучшем случае в «желтом» ключе. В результате у них потребность в осмыслении картины мира объективно есть, но субъективно не реализуется. А СМИ продают именно картинку мира, а не информацию».

Затронул А. Сорокин и красную тему — 100-летие Октябрьской революции. По его субъективному, как подчеркнул эксперт, мнению, в истории русской цивилизации было всего три события — это принятие христианства в Х веке, революция в октябре 1917 года и победа в 1945-м. Все прочие многочисленные события — лишь приложение к перечисленным. «1917 год — это событие такого масштаба, который мы еще не в состоянии оценить. Советская эпоха была связующим, победным, триумфальным звеном в нашей цивилизации. XX век закончился, но в XXI нужно использовать идеологемы прежнего развития, двигаясь вперед. Сегодня историю пишем мы, отталкиваясь от удачного и отторгая неудачный опыт».

Одним из наиболее актуальных для журналистов Кыргызстана в текущем году (в стране в середине октября запланированы выборы главы государства) является вопрос о влиянии масс-медиа на итоги выборных кампаний. В рамках медиафорума местные журналисты ожидали заявленной в программе дискуссии за круглым столом на тему «СМИ в электоральных кампаниях: международный опыт медийного влияния на ход и итоги выборных кампаний». К сожалению, именно ее организаторы решили сократить, ограничившись презентацией известного в регионе пиар-специалиста из Кыргызстана С. Масаулова о механизмах политического пиара и приемах формирования политического же имиджа.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий