Main Menu

Прекрасный, необузданный и уязвимый —

это все о нем, тянь-шаньском снежном барсе, или илбирсе, ирбисе, снежном леопарде

«…В народе его называют «жаабарс» (барс-стрела), еще «кар кечкен ильбирс», что переводится «по грудь идущий в снегу»…
Чингиз Айтматов. «Когда падают горы»

В Бишкеке 24-25 августа 2017 года состоялось заметное в мировом масштабе событие — Международный форум по сохранению снежного барса и его экосистем. Он стал продолжением идеи первого Всемирного форума по сохранению снежного барса, который прошел в Кыргызстане в октябре 2013 года по инициативе Президента Алмазбека Атамбаева. Для участия в нынешнем мероприятии прибыли гости из 22 стран и 32 международных организаций, чтобы подвести итоги половинного срока, установленного принятой четыре года назад комплексной Глобальной программой по сохранению снежного барса и экосистем его обитания (GSLEP) на семь лет — до 2020 года.

Но среди главных целей форума — также и закономерный вопрос: деньги членами сообщества, заинтересованного в сохранении популяции барсов, выделяются немалые. Как они уже использованы, куда будут конкретно направляться странами и международными структурами в ближайшие годы, как послужат реализации главной темы и выполнению мер по программе GSLEP. Немаловажно и привлечение «зеленых» инвестиций в горные районы Кыргызстана и всех стран ареала проживания снежного барса, чтобы не только реализовывать шаги в этом направлении, но и мобилизовать ресурсы для экологических проектов, укрепляющих экономику и улучшающих уровень жизни местных горных сообществ.

Участники форума-2017 с огромным уважением и благодарностью за инициативу встретили в доме приемов «Энесай» Госрезиденции «Ала-Арча» близ Бишкека Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева, который обратился с речью к собравшимся.

Глава государства сказал: «Снежный барс является священным животным для нашего народа и ярким символом горной экосистемы республики. Сегодня сохранение и увеличение популяции снежного барса — основная задача для всех нас. Отрадно, что мировая общественность разделяет нашу тревогу в связи с угрозой исчезновения этого редкого животного. Форум 2013 года заложил основу эффективного взаимодействия между странами ареала его обитания, международными организациями и финансовыми институтами».

Он перечислил достигнутые за четыре года значимые результаты по реализации Бишкекской декларации — 2013. Во-первых, это определение в 12 странах мира, где отмечено существование барса, 23 ландшафтов, критически важных для выживания редкого животного. Качественную охрану этих ландшафтов (пастбищ, ущелий, заповедных территорий) следует обеспечить до 2020 года. В Бишкеке учрежден секретариат Глобальной программы, который взаимодействует с ведомствами, охраняющими природу заинтересованных стран. Ежегодно подводятся итоги постоянного мониторинга популяции снежных барсов в каждой стране. А. Атамбаев поблагодарил Глобальный экологический фонд, Зеленый климатический фонд, Адаптационный фонд, Инвестиционный климатический фонд за налаживание работы с секретариатом в Кыргызстане.

23 октября стало Международным днем снежного барса в странах ареала его обитания.

Глава государства рассказал о мерах расширения сети и улучшения деятельности особо охраняемых природных парков для защиты барсов: «Это три особо охраняемые природные территории — «Хан-Тенири», «Алатай» и «Кан-Ачуу». «В результате нам удалось остановить снижение популяции снежного барса. Известно, что 15 лет назад этот вид находился на грани вымирания в Сарычат-Эрташском государственном природном заповеднике, одном из главных мест проживания барса в стране. Сегодня этот участок вновь является местом стабильной популяции этого удивительного животного. Мы создаем мир, где люди и снежные барсы, как и другие виды редких животных, могут гармонично сосуществовать», — отметил Президент. Также он напомнил, что в 2015-м страны мира приняли обязательства по Целям устойчивого развития ООН через интеграцию трех компонентов — экономического, социального и экологического развития. Потому все более актуален вопрос перехода к «зеленой» экономике и привлечения соответствующих инвестиций в данный сектор.

А. Атамбаев призвал лидеров и руководителей природоохранных ведомств стран ареала снежного леопарда обсудить не откладывая возможность запуска мультистранового (комплексного) проекта по сохранению снежного барса, его ландшафтных территорий и экосистем при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ). Этот проект может объединить все 12 стран ареала обитания барсов.

В конце речи глава государства обратился к парламенту и правительству Кыргызстана, подчеркнув, что разрабатывается Стратегия устойчивого развития до 2040-го и именно в этот год в стране отметят 1200-летие создания Великого кыргызского каганата, а его руководителя, первого кагана кыргызов, символично звали Барс-беком. По словам Президента, в Cтратегию-2040 логично включить программу по сохранению снежного барса и его экосистем: «Без кардинальных шагов по сохранению популяции барсов мы потеряем навсегда этот бесценный дар природы, как уже лишились тысяч других редчайших, изумительных видов животных и птиц. Мы не должны допустить, чтобы наши дети видели снежного барса только в музеях. Я благодарю собравшихся не только как Президент, но и как отец и дед, за то, что вы приехали к нам для решения такой важной проблемы».

На форуме присутствовали также партнеры из разных стран и организаций. Кроме упомянутых выше, это Совет глобальной тигровой инициативы, Союз охраны природы Германии, «Сноу леопард траст», ПРООН, ЮСАИД, Всемирный фонд дикой природы, Продовольственная программа ООН (ФАО), ОБСЕ, Всемирная продовольственная программа и другие.

Участники просмотрели видеообращение Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, он отметил, что сохранение биоразнообразия, в том числе популяции снежного леопарда, крайне важно для всей планеты. Одной из насущных проблем в ареалах обитания этого животного является преодоление экологического неравновесия регионов.

Затем на форуме выступила его помощник, директор регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ Джихан Султаноглу. Она напомнила об опасностях, подстерегающих снежных барсов в местах обитания, — это изменения климата, вызывающие дефицит питания для животных, обеднение пастбищ, миграцию мелкокопытных, нередкое браконьерство и торговля шкурами редких животных, да и общее загрязнение атмосферы, приводящее к таянию и исчезновению ледников. «Экосистему важно сохранить — вот роль правительства Кыргызстана. На днях обсуждали, как улучшить ситуацию в трансграничных регионах. Это непростые задачи, и без необходимости их решать мы бы не собрались здесь. Важна и роль прессы, гражданского общества. Только в совокупности действий мы сможем достичь результата», — отметила она.


Общая численность снежных барсов в мире на 2016 год составляла от 4 до 6 тысяч особей. Снежные барсы относятся к роду Panthera uncia семейства кошачьих (к которому относятся и тигры, кстати). Длина тела достигает 130 см, длина хвоста — от 80 до 100 см. Высота в холке — 60 см у взрослых самцов, у самок немного меньше. Вес — до 55 кг (самцы) и до 42 кг (самки). В среднем они живут 11 лет, но в неволе до 21 года. Срок беременности — от 90 до 105 дней, обычно рождаются 2-3 котенка. Едой для барсов служат мелкие и средние копытные животные, мелкие млекопитающие, иногда птицы. Обитают они в высокогорных степях и скалистых местностях, расположенных над лесами (на высоте от 600 до 5800 м над уровнем моря). За день охоты барс пробегает до 28 км, прыгает до 16 м в длину, на охоте может уложить зверя, в три раза превосходящего его по массе. В течение года взрослому барсу требуется 25-30 животных размером с барана. Барс имеет широкие лапы, которые служат ему снегоступами. У него сильные легкие и поэтому объемная грудная клетка для жизни в высокогорье. Шкура — густая, серо-бежевая. Каждому барсу свойственен индивидуальный рисунок пятен. Барсы — единственные крупные кошки, которые не рычат, как тигры, львы и ягуары, а мурлычут, как домашние кошки.


Лейтмотив всех выступлений на форуме — необходимость объединить усилия и финансовые ресурсы для получения конкретных результатов в деле сохранения ареала и популяции снежного барса.

По словам вице-президента Афганистана М. Сарвар Даниша, страны Центральной Азии должны также в рамках региональных союзов объединиться против распространения наркотиков и иных серьезных угроз. Он подчеркнул, что Афганистан готов к сотрудничеству, поскольку сохранение снежного леопарда — задача всеобщая, и предложил всем странам ареала его обитания ввести программы по защите дикой природы и в особенности этого уникального хищника, символа азиатского региона. «В моей стране есть высокогорный район — «крыша мира», где из-за войны снежные леопарды оказались на грани исчезновения, как и многие редкие животные, птицы, растения. После конференции в Пекине по охране природы в 2008 году мы определили четыре природных парка в нашей стране как приоритетные по ареалу обитания барсов, и уже многое сделано», — сообщил представитель Афганистана.

Депутат из Узбекистана Борий Алиханов напомнил: «По-узбекски снежный барс называется «ирбис», это один из самых редких, сакральных видов животных. Барсы обирают в горных регионах. Хочу отметить: горы Кыргызстана обладают редкой красотой! Хотя в Узбекистане популяция барсов пока мала, но надо стремиться к ее росту. Мы ратифицировали все основные концепции по сохранению снежных барсов, приняли более 30 законов и около 100 подзаконных норм. Принята программа развития сети природоохранных территорий до 2025 года. Кроме этого, мы участвуем в международных программах. Отмечу и необходимость повышения осведомленности населения по вопросам биологического разнообразия через СМИ».

Представители Непала, Бутана, Монголии, Пакистана также готовы участвовать в программах и мероприятиях по сохранению популяции барсов. Замминистра сельского хозяйства Казахстана Ерлан Насынбаев сообщил, что илбирс в стране является одним из госсимволов, с 1978 года включен в перечень редких и исчезающих видов животных и строго охраняется законом: «Методом фотоловушек (которых около 150) мы определили около 130 особей барсов, обитающих в Джумгарском Алатау и Северном Тань-Шане. За 12 последних лет создано 6 национальных парков и 11 особо охраняемых природных территорий. Великий ученый Эйнштейн сказал: «Когда исчезнет последняя пчела — возникнет угроза исчезновения человечества».

Представитель Непала Пракаш Матхема говорил о том, что в Катманду озабочены вопросом сохранения ареала обитания барсов, в стране создано 20 природных охраняемых территорий, план по сохранению барсов реализуется в первую очередь в Восточных Гималаях. Он подчеркнул необходимость поиска инновационных подходов, в том числе страхования скота для местного населения, поддержку иных сфер деятельности местных сообществ, туризма и др. В стране принимается закон против браконьеров. «Сохранение ареала снежного леопарда — дело как властей, так и частного сектора. Нужны научные исследования, надеемся привлечь ученых со всего мира для мониторинга снежных барсов. Сохранив горы, мы сохраним себя», — отметил чиновник.


В Узбекистане на площади около 10 тысяч кв. км в 2003 году насчитывалось примерно 50 особей барса. В Таджикистане на площади свыше 100 тысяч кв. км — приблизительно 180-220 особей; в Афганистане (на ту же дату) — 100-200; в Пакистане — 200-420; в Казахстане — до 120; в Индии в 1994-м — от 200 до 600; в России в 2012-м — 70-90; в Монголии на 2000 год — до 1 000; в Китае на площади свыше 1 млн. кв. км в 2003-м насчитывалось от 2 до 2,5 тысячи. В Непале в 2009-м — 300-500; в Бутане в 1994-м — от 100 до 200 особей. В Кыргызстане в 2001-м на площади обитания 105 тысяч кв. км насчитывалось от 150 до 500 особей снежной кошки.


Представитель Индии Сидханта Дас отметил, что проблема снежных барсов выливается в проблему глобального изменения климата в результате разрушения или ухудшения качества экосистем: «Снежный леопард живет среди снегов, ледников. А они тают, и если не остановить процесс, барс исчезнет вместе с ледниками! На планете ежегодно повышается средняя температура. Ожидается, что в ХХI веке она повысится на 4-5 градусов, а уже к 2050 году — на 2 градуса. В Индии не только барсы, но и слоны, тигры находятся под охраной государства. И для всех важно сохранить среду обитания неизменной».

Взаимосвязь трех важных аспектов подчеркнул исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Эрик Солхейм: «Снежный барс находится на вершине пирамиды экосистемы, которую мы все должны сохранить. Флора, фауна, природа — уникальные моменты для человечества. Следует выделить три блока: окружающая среда; изменение климата и вследствие этого изменение или сокращение (иногда и исчезновение) ареала редких видов; криминальная торговля ими и сопутствующим товаром».

На прошлой неделе в Танзании погиб человек — он пытался предотвратить убийство дикого слона. Крупные страны и объединения — Россия, Евросоюз, Китай — могут сделать многое. В Китае есть хороший пример — панда. Она также находилась несколько десятков лет назад на грани исчезновения, но реализация продуманных программ по сохранению дикой панды помогла восстановить популяцию. Инициатива России по сохранению амурского тигра также очень важна. А в Руанде смогли восстановить численность диких горилл, их популяция растет, и этот фактор стал стимулом для резкого роста числа туристов в эту страну, что хорошо отражается на экономике и повышении уровня жизни и занятости населения.

Один из важнейших вопросов — финансирование как программы по сохранению снежного барса, так и намеченных в скором будущем мероприятий. Так, ГЭФ уже выделил за последние годы более $40 млн. Всемирный банк также направляет огромные суммы на восстановление экосистем и программу по сохранению снежной кошки. Участники форума не раз делали акцент на том, что нужен координационный орган в Бишкеке, который делал бы мониторинг финансовых вливаний и их использования в странах, предотвращая дублирование средств на одни и те же цели. Была озвучена и цифра: $115 миллионов требуется для достижения целей по реализации всех мероприятий в отношении снежного барса. Председатель Совета глобальной тигровой инициативы Кешав Варма подчеркнул: надо провести анализ эффекта от вложения денег.

Киноактриса, посол доброй воли Фонда сохранения дикой природы, красавица Дия Мирза рассказала: «Сотни тысяч людей в более чем 50 странах мира подписали петицию по сохранению снежного барса. Это животное — символ, икона, которую мы обязаны сберечь! 20 ареалов обитания барса должны быть сохранены. Надо работать с гражданским сектором, с устойчивыми проектами, которые могут улучшить ситуацию!»

Как водится, участники форума-2017 приняли вторую бишкекскую декларацию «Забота о снежном барсе и горах — наше экологическое будущее», отметив приверженность целям первой декларации. В частности, там говорится: «Признаем горные экосистемы Азии как связующее звено культур, духовности и образа жизни народов наших стран, в которых снежный барс является индикатором здоровой и устойчивой экосистемы. Понимаем, что сохранение барса должно достигаться за счет вовлечения местного населения, обеспечения средств к существованию и возможностей сбалансированного развития для сообществ, проживающих в ареале обитания снежного леопарда. Постоянно растущие риски для снежного барса и его среды обитания вызывают серьезную обеспокоенность. Ключевые угрозы — экологические проблемы, связанные с изменением климата; деградация мест обитания; браконьерство и незаконный оборот исчезающих видов и сопутствующих товаров. Подтверждаем: к декабрю 2018 года будут разработаны планы управления ландшафтами и меры по их осуществлению в рамках Программы GSLEP».

А среди конкретных действий — шаги, направленные на усиление мониторинга ландшафтов снежного барса, сохранение их естественных коридоров; инициирование научных исследований по уточнению численности барсов в мире; создание национальных и региональных баз данных по нелегальной торговле, обмен информацией о мерах по ее выявлению и пресечению; призыв к международным финансовым институтам, партнерам и корпорациям поддержать создание региональных фондов, проектов и трастовых фондов по сохранению барсов уже к 2018 году.

Елена МЕШКОВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий