Main Menu

Эпоха четвертого Президента. Какое наследие оставляет Алмазбек Атамбаев своему преемнику?

В современном обществе не принято говорить о наследии действующих руководителей страны. Но мы сделаем исключение, и вот почему. В последние годы в Кыргызстане участились нападки оппозиции на Президента Алмазбека Атамбаева. Благо демократические устои общества и действующие принципы свободы слова, поддерживаемые, кстати, им самим, позволяют открыто выражать свои мысли каждому гражданину. Давайте кратко проанализируем некоторые аспекты деятельности Алмазбека Атамбаева в качестве главы государства.


Визитная карточка. Капарбек Касымбекович Чалбаев с отличием окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище (1961 г.), Московский торгово-экономический институт (1970 г.), аспирантуру Института экономики Академии наук СССР. Служил в составе группы войск стран Варшавского договора в Венгрии, Германии, преподавал в Москве, во Фрунзенском политехническом институте, работал завотделом-замдиректора Агропрома КР. Автор около десятка монографий и сотни статей на тему рыночной экономики. В 1989 году совместно с Институтом мировой экономики организовал во Фрунзе первую на постсоветском пространстве конференцию, посвященную рыночной экономике, с участием ученых 17 западных стран и США. Д. э. н., мастер спорта по стрельбе.


Чем запомнились нашим соотечественникам годы правления экс-президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева? Многочисленными митингами, перекрытиями дорог и другими массовыми акциями населения, возмущенного установившимися семейно-клановыми режимами. Повсеместно процветали коррупция, местничество, кумовство, а неугодных попросту физически уничтожали. Социальное расслоение общества происходило невиданными темпами. Кыргызстан превращался в вотчину воров и преступников, иностранные кредиты ложились бременем на долги государства, а вместо поднятия экономики попросту проедались близким окружением экс-президентов. Итоги их правления окончились кровопролитием протестующих в Аксы и на площади Ала-Тоо, сменой власти. Активных процессов обновления, решительных мер по подъему экономики, борьбы с коррупцией не наблюдалось и в годы президентства Розы Отунбаевой. Эпоха Алмазбека Атамбаева не подлежит сравнению с деятельностью его предшественников. Он позитивен во многом. Как руководителю государства, Алмазбеку Атамбаеву удалось избежать проявления таких типичных для большинства кыргызов черт, как семейственность, местничество, клановость. Как человек, он настойчив, демократичен, прост и доступен. Присутствие в его характере некоторой несдержанности и эмоциональности — проявление прямолинейности, честных помыслов и искреннего желания добиться достижения поставленных целей. Целенаправленность и правильность избранной политики вкупе с твердым характером позволили стране добиться определенных успехов.

Во-первых, и это самое главное, достигнута общественно-политическая стабильность. Демократические институты государства получили реальную возможность для развития. Шло становление партий, объединений гражданского сектора. Впервые на центральноазиатском пространстве произошло реформирование системы власти. Кыргызстан стал парламентской республикой.

Во-вторых, произошли кардинальные изменения в экономике. Страна вошла в Таможенный союз, ЕАЭС, это даст огромный толчок развитию предпринимательства и соответственно подъему экономики. Мы получили энергетическую безопасность, построив стратегически важную линию ЛЭП-500 «Датка-Кемин». Активно строятся дороги, прежде всего альтернативная автомагистраль Бишкек — Ош. А ведь необходимость возведения указанных объектов назрела с первых дней независимости республики. Считаю, что дальновидные политические решения Президента Алмазбека Атамбаева позволяют сделать вывод о нем как о грамотном государственнике и патриоте своей страны.

Сейчас в кыргызском обществе активно муссируется вопрос о привлечении чешских инвесторов в строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС. И то верно. Ведь уроки заключения договора с канадцами по Кумтору нас многому научили. Непрозрачность принимаемых чиновниками решений привела страну к большим потерям. Теперь нам следует чрезвычайно скрупулезно подойти к оценке внешних инвесторов, вопросам финансирования проекта строительства Верхне-Нарынского каскада. Необходимо грамотно заключать договоры, преследуя экономическую выгоду, и взвешенно сделать выбор: нужно ли формировать с инвестором совместную деятельность на равных правах на постоянной основе или оформить вложенные инвестиции как возвратные кредитные средства на определенный срок с соответствующими процентами, после погашения которых страна будет владеть построенными сооружениями самостоятельно? На мой взгляд, второй вариант наиболее экономически выгоден, поскольку в будущем сформируется бюджетообразующий ресурс за счет реализации электроэнергии на внешний рынок, а на внутреннем рынке снизятся тарифы как для населения, так и для предприятий, что создаст дополнительные условия для развития бизнеса.

Главные богатства Кыргызстана — чистый воздух, обилие водных ресурсов и возобновляемые источники электроэнергии, за счет которых можно добиться регулярного и стабильного дохода для страны. Признаться, все возобновляемые источники при грамотном использовании дороже золота! За счет этих богатств наша страна сможет обеспечить достойное будущее и физическое здоровье граждан, решить многие социальные и экономические вопросы.

В-третьих, обстановка в мире чрезвычайно сложна. В этих условиях Алмазбек Атамбаев принимал активные меры по развитию и укреплению внешних связей Кыргызстана, в особенности в рамках Шанхайской организации сотрудничества и ОДКБ. В условиях ухудшения международной обстановки было абсолютно дальновидным и стратегически правильным решение Президента и Главнокомандующего Вооруженными силами расторгнуть договор о дальнейшем пребывании военной базы США в аэропорту «Манас», хотя из-за ее вывода с территории страны бюджет потерял значительные средства. Было абсолютно нелогичным существование военной базы Соединенных Штатов на территории гражданского аэропорта «Манас», а тем более дислокация двух иностранных военных баз — США и России, находящихся в несоюзнических отношениях, на территории одной республики, да еще и в непосредственной близости друг от друга.

Расположение военной базы ВВС России в Канте объясняется нашими союзническими отношениями и совместным членством в ОДКБ, то есть приняты упреждающие меры по ограждению нашего общества от проведения военных действий и проявлений радикализма и терроризма.

В-четвертых, А. Атамбаев объявил решительное наступление на коррупцию. Причем впервые в истории суверенного Кыргызстана оно коснулось крупных чиновников и бизнесменов. Борьба ведется, невзирая на чины, лица, депутатские титулы и т. д. Конечно, если бы Атамбаев начал эту работу сразу после избрания главой государства, то есть шесть лет назад, то результат был бы более внушительным. Остается надеяться, что начатый им курс успешно продолжит следующий президент.

В-пятых, все большее значение придается снижению уровня инфляции и поддержке частного предпринимательства, ограничен круг проверяющих органов, снижаются ссудные ставки. Известно, что после официального визита Президента А. Атамбаева в Москву работающие там кыргызские предприниматели получили льготную возможность трудиться таксистами по кыргызским водительским правам, а также право трудоустройства и социальный пакет на уровне российских граждан.

В-шестых, по инициативе Алмазбека Атамбаева в рамках объявленных им Года истории и Года культуры и нравственности проведен целый ряд мероприятий по духовному возрождению нации. Прежде всего это Всемирные игры кочевников и международная конференция, посвященная алтайской цивилизации. Они поднимают дух и национальную гордость нации, останутся в памяти народа, а также впишутся в учебники оте-чественной истории.

В-седьмых, за последние годы активизировалось выдвижение молодых кадров, идет обновление государственной элиты, при подборе специалистов приоритет отдают профессионализму, коммуникабельности и компьютерной грамотности. В то же время хотел бы отметить, что назначение кадров по партийным критериям не оправдывает себя, и этот метод следовало бы исключить, поскольку за ним скрыт элемент клановости.

В-восьмых, Президентом и правительством принимались определенные меры по сокращению госаппарата. Правда, эти усилия должны быть более последовательны и направлены не просто на существенное сокращение и оптимизацию чиновничьего аппарата, но и на проведение административно-территориальной реформы, о необходимости которой говорится уже много лет.

Кыргызстан — страна с огромным интеллектуальным и культурным потенциалом, у нас много высокообразованных и талантливых людей. Но этот потенциал не использован, потому что нет программы подготовки кадров, не обучается и не готовится резерв.

Вспомните акаевскую программу «Кадры XXI века»! Она была искажена и использована детьми высокопоставленных чиновников и их родственниками для поездок за границу. И где эти обученные профи? Кадровую политику необходимо кардинально менять и уделять ей серьезное внимание.

Сокращение числа депутатов Жогорку Кенеша республики также способствовало бы значительной экономии бюджетных средств. Это неоднократно и совершенно справедливо предлагал один из депутатов.

Я далек от приукрашивания деятельности Президента А. Атамбаева. Но ясно одно, что он искренне стремился улучшить экономику Кыргызстана, демок-ратические устои и благосостояние граждан. Другое дело, что не все успел и не смог разрешить накопившиеся проблемы. Жаль, что за некоторые остро назревшие вопросы в жизни государства он принялся несколько запоздало, что не позволило завершить все преобразования. В частности, довести до конца судебную реформу, обновить состав судейского корпуса, восстановить институт народных заседателей, провести гуманизацию системы исполнения наказаний.

Жаль также, что Президент А. Атамбаев не уделял достаточного внимания и формированию своей команды. Во всяком случае, такое сложилось впечатление. По существу, у него не было устоявшейся команды единомышленников, а отдельные его выдвиженцы вызывали в народе неприятие из-за отсутствия соответствующего опыта государственной и профессиональной деятельности и подрывали его авторитет.

Конституция Кыргызской Республики не позволяет занимать должность президента более одного раза. Учитывая положительные тенденции в развитии страны, заложенные А. Атамбаевым, накопленный им опыт и имеющийся потенциал, конечно, можно было бы согласиться с бытующим в народе мнением о возможности продолжения его деятельности на посту главы государства. Но закон превыше всего!

До конца срока президентских полномочий у Алмазбека Шаршеновича есть еще время для реализации некоторых незавершенных идей и планов. В первую очередь в борьбе с коррупцией, в идеологическом обустройстве, преодолении негативных явлений в научных и образовательных учреждениях, окончательном решении вопроса строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Уверен, что он, как глава государства, достойно выполнит и свою последнюю миссию, обеспечив четкое проведение предстоящих выборов преемника.

Желаю кыргызскому народу выбрать такого президента, который продолжит начатые преобразования, курс на обеспечение мирного неба над головой и рост благосостояния страны.

Капарбек ЧАЛБАЕВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий