Main Menu

Соединил в гармонию Восток и Запад

Выставка современного японского дизайна вызвала небывалый интерес у кыргызстанцев. Она была организована посольством Японии в Кыргызстане и Японским фондом при содействии Национального музея изоискусства имени Г. Айтиева. Как рассказала нам одна из ее кураторов сотрудница посольства Японии в КР Нурсулу Табылдиева, экспозиция называется «Современный японский дизайн» — ТОП-100. Она передвижная и посетила многие государства. В ее экспозиции содержится 100 экспонатов.

Это не первая выставка Японского фонда, который занимается распространением культуры Японии и их организует. В данном сотрудничестве Национальный музей изоискусства имени Г. Айтиева проводит уже четвертую выставку. Сначала были японские традиционные куклы, потом выставляли декоративно-прикладное искусство Страны восходящего солнца, за ним последовала экспозиция японской фотографии. И вот на этот раз выставка дизайна, которая представляет одежду и бытовую технику, мебель, посуду, панели автомобильных марок и мотоциклов и наглядно знакомит кыргызстанцев с предметами повседневности разных эпох, отражающими стиль жизни японцев.

Экспозиция позволяет неспешно рассмотреть и поразмышлять о сути и предназначении японского дизайна, сложившегося за последние десятилетия. Ключевыми словами, которые раскрывают смысл выставки, являются: «позади», «внутри» и «прежде». Именно они, по мнению куратора от посольства Н. Табылдиевой, определяют японский дизайн таким, каким его знают в мире, — уникальным и отличающимся от западного не только формой, но и самой философией создания. Выставочный интерьер отражает черты, которые так ценятся почитателями японского дизайна в мире. Минималистичный белый цвет экспонатов разбавлен оттенками немногих других цветов, придающими залу необходимый объем и выразительность. Посетителей захватывают многообразие форм, японская эстетика и стиль многослойного содержания, традиции и новейшие тенденции.

Корнями японской эстетики, выраженной в представленной в Бишкеке экспозиции, являются любовь к природе, свет и тени, понятия пространства и пустоты, жизнерадостность, смешивание цветов. В японском дизайне, как сообщила куратор, гармонично сочетаются дух Востока и Запада, историческое прошлое и завтрашний день. Ему свойственны живость и легкость итальянского и французского постмодерна, немецкая точность, гибкость классического скандинавского стиля и бравурность американского. С одной стороны, японский дизайн эклетичен, а с другой, если принимать во внимание конечный результат, — оригинален. В нем, как пояснила Н. Табылдиева, естественно переплетаются традиционные ремесла с бережным отношением к натуральным материалам и высокотехнологичное производство: «В бишкекской экспозиции были представлены и традиционные вещи, и электронно-бытовая техника, в общем, новая экспозиция показывает, как развивался дизайн Японии. Страна почти два века была изолирована, и после Второй мировой войны там начали изучать привычки, стиль жизни других народов и развивать собственный дизайн. И вот эти направления, которые они приняли от народов мира. В экспозиции рассказывается, как они дальше получили развитие в Японии. И на основе традиционных ремесленных техник разработаны многие экспозиции. Надеемся, что они найдут место в сердцах кыргызстанцев».

Представлены здесь и текстильные изделия очень популярного японского дизайнера Иссея Мияке, известного модельера женской одежды. Он является представителем концептуальной моды и приверженцем инновационного и одновременно функционального дизайна с применением новых технологий. Одна из наиболее известных в мире его работ — плиссированная туника с распечаткой знаменитой картины классика французского нео- классицизма Жана-Огюста Энгра «Источник». Создавая практичные вещи для реальной жизни, Мияке утверждает, что одежда все же относится к сфере визуальной культуры, а не утилитарных вещей и должна стимулировать человеческое воображение. Он стремится делать такую одежду, в которой японцы чувствовали бы себя свободно, естественно и раскрепощенно.

В экспозиции представлено и немало иных любопытных экспонатов. Вот ящик для хранения риса, он весьма давно используется в Японии, потому что выполнен из дерева и хорошо хранит продукт. Привлекает взор и посуда для хранения макаронных изделий, и изящный набор для чайной церемонии. Особенно чугунный чайник, который изумительно сохраняет свойства воды. Интересны и ручные термометры, ровно через 10 секунд показывающие температуру, и знаменитые японские фотоаппараты. В экспозиции представлены известные марки фототехники и их временная эволюция. Присутствуют в ней и планетарий, и домашний алтарь — буцудин, и традиционный японский очаг — хибачи, и каллиграфические свитки.

Украшает выставку уникальный робот-костюм для инвалидов. Многие обратили внимание на протез для ног, предназначенный для атлетов-инвалидов, которые могут заниматься спортом, несмотря на недуг.

Выставка эта экспонировалась уже более десяти лет (до 2017 года) в различных странах мира. До Кыргызстана, к примеру, она побывала в США, Монголии, Китае. Мы ее получили из Словакии, затем она поедет в Казахстан, после ее маршрут проляжет в Италию и Испанию, а дальше она вернется в Японию. Возможно, после реконструкции экспозиция опять, как планируют ее инициаторы, станет путешествовать по планете.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий