Main Menu

Экономия или вопиющая бесхозяйственность?

(На фото: вместо деревьев — пеньки.)

По статусу областной центр Прииссыккулья — город Каракол — является и центром курортной зоны. Увы, этот статус никоим образом не отразился на внешнем виде города, который даже самые ярые патриоты между собой обычно называют пренебрежительно: «деревня-деревней». Раньше многочисленные тополя создавали в нем неповторимый уют и уникальный микроклимат, который притягивал к себе туристов. Я помню город времен управления им Асылгуль Абдурехменовой. Дороги с хорошим асфальтовым покрытием, скверы, утопающие в зелени, цветочные клумбы-розарии, журчание воды в арыках, белки, живущие на бульварах и берущие орешки с рук… Просто идиллическая картина!

УВЫ, С ТЕХ ПОР КАРАКОЛУ сильно не везло с хозяевами, которые с каким-то маниакальным упорством вырубали серебристые тополя, являвшиеся своеобразным брендом курортной столицы. Некоторые делали это из соображений бизнеса — тополя тут же распиливали на строительную древесину и продавали даже в Казахстан. Другие оправдывали свое варварство тем, что будто деревья уже отжили свой век и угрожают падением. Действительно, у большинства насаждений в кроне были сухие ветви. Но даже не надо особых ботанических знаний, чтобы понять: если деревья не поливать, они начинают сохнуть с верхушки. Ведь городские арыки, имеющиеся в оросительной сети по-прежнему в изобилии, уже давным-давно пересохли. А некоторые, как, например, перед зданием Кыргызско-турецкого лицея по улице Тыныстанова (бывшая Первомайская), и вовсе засыпаны и заасфальтированы. А раньше по ним протекала вода, питающая растительность здешнего бульвара. Уже видно, как желтеет летом хвоя елей, растущих здесь около полувека. Горожане боятся, как бы это не стало причиной уничтожения и этого бульвара. Тем более что с нечетной стороны улицы в этом году вырубили около 20 тополей. Я специально осмотрела на пеньки — молоденькие, без следов гниения, то есть эти деревья могли простоять еще полвека без риска внезапного обрушения. Теперь здесь посадили саженцы — тоненькие прутики, которые без надлежащего ухода не примутся ни под каким видом.

Вообще, посадка деревьев тут считается давней традицией. Ежегодно по весне высаживаются тысячи корней, вернее, корешков. Однако хорошо, если за последние 20 лет из всех этих насаждений выросло хотя бы два десятка деревьев. Если смотреть на эту «традицию» с позиций экономики, то ежегодно в городскую землю в виде саженцев закапываются десятки тысяч сомов. А здоровые взрослые деревья безбожно уничтожаются. Сегодня целые улицы стоят «голыми»: летом горожанам негде укрыться в спасительной тени, зимой — от студеного ветра. Кстати, старожилы заметили, что нынче ветра в городе дуют такие же, как в Балыкчи. А чего ждали — чем меньше деревьев, тем свободнее разгул стихии.

В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА очень много внимания уделяется ремонту городских дорог. Тенденция положительная — никто не спорит. Но и тут возникают проблемы, которые сильно осложняют жизнь горожан и практически не влияют на создание положительного имиджа курортного центра. Улицы, которые уже прошли реконструкцию, у автовладельцев нареканий не вызывают — ездить по ним сплошное удовольствие. А вот по обочинам этих улиц, где, собственно, живут люди — потенциальные пассажиры, проблемы. Далеко не весь строительный мусор, в том числе и старое покрытие дорог, убран. Жители уже сами кое-как разровняли все эти «остатки», создав примитивные и очень несимпатичные «скосы» шоссе и подъезды к собственным домам.

Проблемы и для пассажиров городского транспорта — полотно дорог значительно поднялось, а поскольку о тротуарах городские власти и дорожники как-то не думают, то сейчас подняться на ступеньки маршруток детям и старикам с обочин чрезвычайно сложно. Точно так же, как и идти пешком вдоль свежезаасфальтированной дороги, — те же строительный мусор, пыль, грязь. А по весне эти самые тротуары превращаются местами в арыки — дренажная система по дорогам не предусмотрена, и все стекает на так называемые тротуары (они повсеместно находятся в совершенно разбитом состоянии).

КОГДА НАЧИНАЛИ ремонт улицы Токтогула в районе южного выезда из Каракола, горожане очень рассчитывали, что все вышеперечисленные проблемы учтут и устранят. Но то, что произошло в действительности, вызвало новую волну возмущения и сомнения в наличии здравого смысла у городских властей.

Правда, история эта началась два года назад, когда немецкая компания «Людвиг Пфайфер» выиграла тендер на реконструкцию в этом районе (пересечение улиц Токтогула и Элебаева и ниже по Токтогула) канализационной сети. Непосредственными исполнителями работ стали тогда представители корейской фирмы «Дохва», а технический надзор осуществляли сербы. Эта поистине интернациональная команда вполне успешно выполнила работы, касающиеся центральной сети. Подключение частного сектора планировалось с поступлением нового инвестиционного транша. Правда, конкретные сроки и тогда не назывались, и до сих пор не известно, когда данная часть проекта реконструкции городской канализационной сети завершится — денег пока нет.

Поскольку работы велись в районе так называемого тротуара (хотя его как такового никогда здесь не существовало, а люди ходили практически по тропинкам, протоптанным поколениями горожан), то тогдашние городские власти, по сути, обманули подрядчиков и силовым нажимом заставили их сделать тротуар. И вот тут обнаружилась существенная разница между мышлением иностранных рабочих и наших руководителей. Иностранцы, прикинув, что рано или поздно, а траншеи к домам для подключения к центральной канализации рыть все равно придется (им трудно представить, как можно существовать без этой важной составляющей жилищного комфорта!), решили, что рациональнее всего использовать не традиционное для нас асфальтовое покрытие, а современную, удобную и красивую тротуарную плитку-брусчатку.

Как сообщил мне участник тех работ инженер Телек Шакитов, для укладки тротуарного покрытия специально из Бишкека привозили бригаду лучших укладчиков. В результате здесь появился 800-метровый тротуар, равного которому в областном центре никогда не было и нет. Отрезок улицы Токтогула (от Элебаева до Кравцова) стал буквально местом паломничества горожан: сюда приходили мамы с колясками, молодежь здесь назначала свидания. Владельцы частных домов, проживающие на этом отрезке, заботились о тротуаре, как о части собственного двора, — подметали, подправляли при необходимости. И понимали, что, когда наступит час Х и коммунальщики придут подключать их дома к общей канализационной системе, достаточно будет разобрать тротуарную плитку в пределах метра, а после подключения — собрать все заново. Как говорится, дешево и сердито!

Два года в этом районе Каракола царили довольство и удобство. Но вот весной нынешнего власти начали ремонтировать дорогу и… решили уничтожить тротуар, приносивший людям столько счастья. Как обычно, работы начали без учета перекоса дорожного полотна, и правая его часть оказалась гораздо выше левой. На фото очень хорошо видно, что теперь уровень тротуара по отношению к дорожному полотну ниже чуть ли не на метр.

Этот тротуар практически уничтожен

Выход из ситуации нашли. Причем, как утверждают непосредственные ремонтники дороги, не специалисты-дорожники, а городские власти: сравнять уровни дороги и тротуара, для чего — демонтировать плитку-брусчатку. То, что такое решение существенно удорожает проект, никто во внимание не берет. Ведь наращивание полотна тротуара вровень с дорогой потребует и наращивания люков канализации, установленных здесь же два года назад. Не бесплатно пройдет и демонтаж тротуарной плитки. Но кто в нашей, погрязшей в долгах стране считает деньги? Во всяком случае, не руководство Каракола.

То, что в результате этих манипуляций частные дома окажутся в настоящей яме и подъезд к ним автомашин будет практически невозможен, никого вообще не колышет. Похоже, для того чтобы люди могли войти в калитки собственных домов, тут понадобится лестницы строить. Ну а о том факте, что город потеряет единственный тротуар из приличного покрытия, я уже молчу — вопросами красоты местные власти уже давно не заморачиваются.

Жалобы жителей этого района в мэрию и другие инстанции успехом не увенчались. Когда их заявление с 43 подписями, адресованное нашей редакции, попало ко мне, в районе улицы Кравцова уже начали разбор плитки. То есть аргументы населения в очередной раз городские власти в расчет не приняли. Решение не изменено: демонтаж плитки, выравнивание дорожного полотна с тротуаром, асфальтировка его, потому что асфальт, как считают городские власти, гораздо экологичнее тротуарной плитки (?). Откуда такие, мягко говоря, странные познания?

Также заявлено, если вдруг (в чем я лично теперь сильно сомневаюсь) появится возможность врезать каждое домостроение в центральную систему канализации, «асфальт будем копать». Ну в общем, как всегда. Это вообще любимая «игра» каракольских властей: сначала класть асфальт, а потом прокладывать водопровод, канализацию, строить прочие «блага цивилизации».

А вот как решать проблему въезда-выезда людям, живущим здесь, — никто обсуждать не собирается. И в этом лично для меня нет ничего удивительного — интересы горожан каракольские власти в последнее время мало учитывают. Как, впрочем, и областные. Ведь и дорожники, работающие на этом участке, и люди, поднявшие волну по данному поводу, утверждают, что окончательное распоряжение (устное) на уничтожение тротуара дал новый полпред правительства в Прииссыккулье. Лично переговорить с новым главой области мне не удалось. Но оставшиеся еще знакомые в администрации подтвердили данный факт, строго-настрого запретив ссылаться на их имена. Ситуация тоже знакомая и даже привычная.

Что мы имеет, как говорится, в сухом остатке? Уничтожение работы, которая в общей сложности оценивается в пределах двух миллионов сомов. Удорожание первоначального проекта ремонта улицы Токтогула. Ну и лишение людей привычных удобств и надежд на здравый смысл местный властей. Мы еще вернемся к этой теме, когда «проект» городской мэрии воплотится в жизнь. Думаем тоже будет немало неожиданностей.

Одна из улиц Керчи

А ЧТО ЖЕ С САМОЙ плиткой-брусчаткой? Вот тут начинается самое интересное. Оказывается, всю эту бывшую в употреблении плитку руководство решило использовать на ремонте дорожек центрального сквера. Она уже завозится сюда по мере извлечения из земли. Я ее видела и могу говорить с полной ответственностью, что при демонтаже не менее 30 процентов брусков поломалось. Какая-то часть неизбежно придет в негодность во время очистки ее от материала, которым она скреплялась в первый раз. Во всяком случае, так это выглядит в кучах. Не менее важно, что бэушной брусчатки на сквер явно не хватит. К тому же, как уже сообщили следящие за этим захватывающим хозяйственным процессом горожане, кучи плитки в сквере никем не охраняются и потому заметно уменьшаются день ото дня…

Быть предсказателем — занятие неблагодарное, но все же рискну: ситуация складывается так, что сквер так и останется без этой брусчатки. А когда-нибудь кто-нибудь увидит ее на личном подворье какого-нибудь чиновника из администрации. Да и вообще факт использования тротуарной плитки повторно вызывает какое-то брезгливое чувство: мы, конечно, бедные, но неужели настолько?

Тут нельзя обойти молчанием еще одну историю про ремонт центрального сквера. Работники мэрии рассказали, что не так давно на рассмотрение руководства города поступало предложение от французских бизнесменов, предлагавших такой вариант: 3,5 гектара центрального сквера они берут в аренду на 15 лет и проводят на этой территории полную реконструкцию, в том числе с изменением ландшафтного дизайна. То есть нам предлагался практически уменьшенный вариант Марсовых полей. И миллион долларов — в городскую казну. Однако руководство областного центра вместе с депутатами местного кенеша думало-думало… пока французским инвесторам не надоело ждать и они не убрались восвояси вместе со своими весьма соблазнительными предложениями. И на моей памяти это далеко не первый вояж зарубежных толстосумов, завершившийся ничем. Поговаривают, что так же закончились и «переговоры» с китайцами, намеревавшимися построить в Караколе международный аэропорт, способный обслуживать запросы «горного кластера», с широким ассортиментом услуг зимнего горно-лыжного отдыха. Остается только констатировать, что при всей нашей бедности чиновники отличаются спесивым высокомерием и неоправданной гордыней. Впрочем, можно подозревать и другие, менее возвышенные мотивы «привлечения» инвесторов.

А МЕЖДУ ТЕМ статус Каракола не изменился, он, как и прежде, — центр курортной зоны и «горного кластера» (который пока еще только в мечтах). Уже давно в мечтах. Лет, эдак, двадцать! И за это время практически ничего не сделано, чтобы привлечь туристов. Единственная надежда пока на «экзотический» туризм. По существу, тут куда ни ступи, везде сплошная экзотика, городские клумбы, например, находятся много лет в запустении, зато недавно напротив областной администрации водрузили железные конструкции с горшками петуний. Народ сразу сообразил — власть внутри этого большого дома поменялась. А вот на общем виде города это новшество не сказалось. Потому что у людей, облеченных властью (а у нас они на всех уровнях меняются сейчас захватывающе часто), нет не только чувства прекрасного, но и здравого смысла, способствующего формированию ответственности хозяина. Временщики какие-то попадаются, не умеющие беречь наработки предшественников. Потому и вырубать деревья, и ломать тротуары, и лишать людей необходимых удобств им нетрудно. Они вообще об этом не думают. Во всяком случае, создается такое впечатление.

Татьяна ПОПОВА.

P. S. 1. Между прочим, в курортных городах Крыма, Абхазии, Грузии, Египта (я не беру в пример самые известные туристические места Европы и Азии!) при строительстве зданий и ремонте дорог в настоящее время широко используют тротуарную плитку. Вот только одна улица Керчи — залюбуешься. И никто не утверждает там, что асфальт — это несравнимо лучше. Посмотришь вот на всю эту красоту и подумаешь, почему же мы живем в таком убожестве да еще ломаем и уничтожаем то, что хоть как-то украшает наш общий дом, а еще настолько неуважительно относимся к инвесторам, готовым помочь нам выбраться из имиджа нищих, хотя бы в масштабах города. Впрочем, если посмотреть на домостроения некоторых работников той же мэрии или депутатов кенеша, понимаешь, если они и лишены чувства прекрасного, то желанием жить богато их природа не обидела.

P. S. 2. И какой после этого ответ можно дать на вопрос, вынесенный в заголовок? Он, кажется, очевиден. Впереди выборы президента, и те 43 человека, стучавшиеся в кабинеты местной власти и столкнувшиеся с полным пренебрежением их чаяний и надежд, голосовать за партию, которую эти чиновники (а правильнее сказать — чинуши) представляют, точно не будут. К ним неизбежно присоединятся и каракольцы, столкнувшиеся с непониманием по другим поводам. А их, этих поводов, немало. Но самое ужасное во всем этом, что данный факт тех самых чиновников очень мало волнует…






Добавить комментарий