Main Menu

Размышления по поводу. Политический террор по-кыргызски

Приближение выборов президента Кыргызстана вызывает сложные чувства и ожидания в обществе. Многие надеются, что с приходом нового руководства страны улучшатся экономика и благосостояние людей, продолжится решительная борьба против коррупции. Тревоги некоторых чиновников связаны с возможной потерей портфелей. Другие же надеются на победу своих кандидатов в президенты и связанные с этим положительные изменения в собственных биографии и материальном положении. Но с учетом трагических событий, сопровождавших переход президентской власти из одних рук в другие в годы кыргызского суверенитета, народ особо озабочен главным вопросом: а пройдут ли выборы президента мирно, без жертв?

Беспокойство людей на этот счет вполне понятно, если учесть достаточно богатую на политические противостояния в кыргызском обществе как новейшую, так и древнюю историю народа, а также весьма сложную в настоящее время политическую ситуацию. Ее сложность в том, что нет явного лидера нации, достойного единственного фаворита на должность президента. А есть немало лиц, претендующих на нее, многие из которых полны чрезмерных амбиций, имеют нешуточные богатства, а быть может, связи в криминальном мире, а также — скажем прямо — возможно, и своих боевиков. Так что тревоги людей вполне обоснованы. В этих условиях власти и прежде всего правоохранительные органы должны особо обратить внимание на сохранение мира и спокойствия в стране, недопущение возможных столкновений сторонников тех или иных кандидатов в президенты, массовых беспорядков, мародерств и, не дай бог, кровопролитий и актов политического террора.

Немного истории

Политический террор для кыргызов — явление не новое и имеет свою, к сожалению, многовековую историю. То ли из-за феодальной раздробленности народа на племена и роды, то ли из-за особенностей национального характера кыргызы всегда были втянуты в междоусобицы и дрязги. Нередко они оканчивались трагически, тяжелым бременем ложась на плечи простого народа. И все это — в угоду амбициям и прихотям того или иного бая, манапа, датки и так далее. Кыргыз буквально пожирал кыргыза.

Вспомните многолетнюю вражду племен бугу и сарыбагыш в XIX веке, апогеем которой стало коварное убийство племенного вождя Ормон-хана, одного из организаторов борьбы против захватнических устремлений казахского хана Кенесары. Это был, пожалуй, первый и самый крупный акт политического террора в истории кыргызов.

Порой для усмирения противоборствующего рода или племени отдельные кыргызские родоначальники обращались даже к помощи то соседних казахских племен, то к сарбазам кокандского хана. Как все это похоже на новейшую историю!

Убийства видных государственных и общественных деятелей происходили на почве борьбы за власть, интриг, зависти к авторитету объекта террора с целью устранения потенциального соперника, перспективного руководителя, избавления от неугодных свидетелей или изобличителей каких-либо преступных деяний со стороны организаторов террористических актов, а теперь и передела собственности.

Особенностью этих убийств является то, что в связи с тщательностью их подготовки они остаются практически нераскрытыми. Тем не менее, поскольку их мотивы зачастую известны некоторым членам общества, они обрастают слухами и версиями с намеком на возможных конкретных организаторов. Какими бы бездоказательными ни были эти обвинения, на них следует обращать серьезное внимание и учитывать их в выдвижении следственных версий.

Для кыргызской истории осталась загадкой смерть в конце сороковых годов в странной во многих отношениях автоаварии патриарха кыргызской поэзии Джоомарта Боконбаева. Гибель относительно молодого, талантливейшего поэта Кыргызстана долго будоражила общественность, которая не могла смириться с такой потерей. Да, сколько бы он мог создать неповторимых произведений, будь жив!

Погибли в автоавариях один из самых перспективных молодых секретарей ЦК Компартии Киргизии Бейше Мураталиев, выдающийся хирург Иса Ахунбаев, сбиты автомашинами весьма энергичный министр местной промышленности Марат Конурбаев, заместитель председателя Совмина, блистательный и принципиальный министр иностранных дел Сакен Бегматова.

Неожиданно и странно скончались в правительственной больнице замечательный руководитель, секретарь ЦК Компартии Киргизии Абдыкаир Казакбаев, отличавшийся независимыми взглядами лидер профсоюзов республики Ташыгул Балтагулов — наиболее крупный государственный деятель страны того периода из числа выходцев с юга. Умер загадочно от элементарной операции на фурункуле видный партийный и государственный деятель Кемель Садыбакасов.

Убийство председателя Совета министров Киргизской ССР Султана Ибраимова благодаря работе огромной оперативно-следственной группы, казалась бы, раскрыто. Но объяснение мотивов убийства, а самое главное — загадочное самоповешение подозреваемого убийцы оставили для общества много загадок и недомолвок. Общество не удовлетворилось слишком простым, почти наивным ответом на вопрос: кому же понадобилась смерть ярчайшей личности политического олимпа нашей республики?

А как сейчас?

Череда неожиданных и странных смертей государственных деятелей продолжилась и в период обретения Кыргызстаном независимости. Это прежде всего смерть в автоаварии председателя СНБ генерала Анарбека Бакаева. Симптоматично, что она последовала вслед за его выступлением по проблемам коррупции на заседании Совета безопасности страны. Гибель в автоаварии председателя Совмина Насирдина Исанова, неожиданная смерть председателя Гостелерадио Сатыбалды Жеенбекова, а также такой незаурядной и яркой личности, каким был Бекмамат Осмонов, вызвали в обществе неоднозначную реакцию.

Атмосфера дикого капитализма диктует свои условия кыргызскому обществу, имеющему к тому же благодатную почву в форме его ментальности, склонной к «выживанию» сородича. Видимо, этим и объясняется прокатившаяся волна убийств среди бизнесменов. Наиболее громким из них было убийство талантливого и яркого Юсупа Кольбаева. Следствие закончилось, преступление вроде бы раскрыто. Однако общественность, семья убитого вопрошают: до конца ли раскрыто?

К разряду странных смертей некоторые относят и гибель сына экс-премьер-министра страны Апаса Джумагулова, а также дочери бывшего председателя Конституционного суда Чолпон Баековой.

Политическую подоплеку носит и смерть в результате покушения кандидата в депутаты Рыспека Акматбаева, считают многие. Независимо от противоречивой личности покойного его приход в политику значительно повлиял бы на расстановку сил в обществе.

В Кыргызстане стало опасным быть не только честным, но и даже просто добросовестно выполняющим функции защитника правопорядка и законности. Иначе как объяснить гибель в результате покушений высокопоставленных офицеров МВД — трех полковников Алиевых? Особенность политических убийств в Кыргызстане в том, что они осуществляются в относительно маленькой стране, и смерть даже одного политика или общественного деятеля влечет за собой существенное изменение политической палитры общества, властных структур, смену политических элит и так далее. Ведь в одночасье может поменяться расклад политических сил в стране. Именно это, наверное, и является одной из целей организаторов подобных терактов.

В связи с этим можно с пониманием отнестись к мерам личной безопасности, принимаемым известными политиками, депутатами, бизнесменами. Так, после выхода из тюрьмы будущий тогда премьером Феликс Кулов уже ходил в сопровождении дюжины телохранителей. В свое время бизнесмен Алмазбек Атамбаев при выдвижении впервые своей кандидатуры на пост президента прямо заявлял, что он идет на выборы не для того, чтобы стать президентом, а в качестве дублера Ф. Кулова, то есть на случай покушения на жизнь последнего.

В ходе борьбы за власть отдельные политики готовы апеллировать к преступным сообществам России и Казахстана, что превращает страну в арену тотальных транснациональных разборок. Все это свидетельствует, что в Кыргызстане происходит некоторое сращивание чиновников с криминалитетом. Криминальный мир становится в некоторых случаях неотъемлемой частью политической картины и расклада сил.

Как пишут члены госкомиссии, в годы правления К. Бакиева в Кыргызстане имело место около 30 заказных убийств (только известных). При его режиме убиты немало политиков, депутатов, журналистов, бизнесменов и простых граждан, как, например, Жыргалбек Сурабалдиев, Баяман Эркинбаев, Тынычбек Акматбаев, Руслан Шабатоев, Медет Садыркулов, Санжарбек Кадыралиев, Алишер Саипов, Алмаз Ташиев, Геннадий Павлюк, каскадер Усен Кудайбергенов, известный мастер спорта, чемпион Азиатских игр Раатбек Санатбаев.

В ходе Апрельской революции 2010 года погибло 87 человек, свыше 1 500 получили ранения. Разве это не политический террор?

Что делать?

Почему же политический террор в Кыргызстане становится обыденным явлением, приживается и имеет, к сожалению, перспективу развития? Да потому, наверное, что портфель чиновника для кыргыза генетически важнее любой другой радости жизни. Власть в Кыргызстане — больше чем власть!

Безусловно, сложившаяся в стране криминогенная обстановка является следствием бездарного правления бывших президентов страны. В правоохранительных органах в условиях коррупционной системы их формирования, в особенности руководящего состава, происходит в некоторой степени деинтеллектуализация и депрофессионализация личного состава.

Анализ общественно-политической ситуации в стране, сложившейся на текущий момент, позволяет сделать вывод, что у нас постоянно существуют элементы угрозы как государственной безопасности и общему миропорядку, так и личной безопасности руководителей страны. Причем эта угроза, на мой взгляд, исходит не только непосредственно из криминальных структур, а также из чиновничьего аппарата и многочисленного отряда все новых борцов за власть. В эшелоны власти пробираются лица, ранее занимавшиеся преступным накоплением капиталов, представители коррупционной элиты. Они имеют прямые выходы на преступный мир, а возможно, и сами — соучастники и организаторы криминальных разборок.

Для достижения стабильности в обществе, сохранения законности и правопорядка нужны сильная воля, решительность, изменение в корне кадровой политики, отмежевание от круга элиты, имеющего выходы на преступные сообщества, опора на честных и порядочных лидеров народа — вот что нам необходимо сейчас.

Общественность, все честные люди Кыргызстана выражают надежду, что правоохранительными органами будут приняты решительные меры по обеспечению безопасности страны, защите жизни не только государственных деятелей, но и простых граждан.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий