О героях былых времен, или Дело было в контрразведке

О нашем соотечественнике Алексее Петровиче Варавине, ветеране Великой Отечественной войны и органов государственной безопасности, уже немало сказано и написано. Сегодня есть повод, чтобы еще раз напомнить кыргызстанцам, особенно молодому поколению, об этом удивительном человеке, перешагнувшем 95-летний жизненный рубеж, его судьбе в годы военного лихолетья и в мирное время.
Родом наш герой из села Кировка Таласской области. За три дня до начала войны военкомат направил 17-летнего Алексея в Ферганское авиационное училище. Но стать пилотом таласскому парнишке не довелось: внезапно инструкторы, обучавшие курсантов, вылетели на фронт. Несостоявшихся летчиков отправили на учебу в другие города Союза. Алексей попал в Ташкент и в 1942 году после ускоренных курсов училища химической защиты в составе Чебаркульского пушечно-артиллерийского полка оказался на передовой.
Боевое крещение младший лейтенант А. Варавин получил на левом берегу Дона, южнее Воронежа, где его ранило. Из истории Великой Отечественной войны известно, что в это время ситуация на всех без исключения фронтах была критической. Немцы контрнаступали по всем основным стратегическим направлениям. В жестоких боях под напором превосходящих сил противника наши войска вынужденно отступали, в результате вновь оставили Харьков. После госпиталя Алексей вернулся в свою часть, стоявшую под Белгородом. А потом была Курская битва, по сути, переломившая весь ход войны. В историческом танковом сражении под деревней Прохоровка советские войска нанесли фашистам сокрушительный удар и, перехватив инициативу, перешли в контрнаступление. За более семь десятилетий ветеран так и не смог забыть, как стальные машины шли на таран и чуть ли не в упор расстреливали друг друга, а поле боя было усеяно тысячами трупов, сожженным и искореженным железом. Автору этих строк довелось сопровождать Алексея Петровича в Москву для участия в параде Победы в 2014 году. Обычно скупой на эмоции, старый солдат не смог сдержать слез у панорамы «Курская битва» на Поклонной горе…
Второе тяжелое ранение А. Варавин получил при форсировании Днестра. Родной полк догнал уже в Молдавии, с ним дошел до Бреслау, где и встретил Победу. Демобилизовался не сразу: его назначили военным комендантом небольшого городка Бриг, где засели недобитые эсэсовцы.
Вернувшись домой в декабре 1946 года и поработав какое-то время вторым секретарем РК ВЛКСМ, бывший фронтовик поступает на исторический факультет Харьковского университета. В 1951 году судьба круто меняет жизнь Алексея Варавина: по партийной путевке его направляют на работу в органы государственной безопасности Украинской ССР. Об этом периоде своей службы он рассказывает предельно коротко, наверное, по причине того, что бывших чекистов не бывает. Тогда советские спецслужбы продемонстрировали в борьбе с украинскими националистами, больше известными в народе как бандеровцы, такой уровень профессионализма и стойкости, который по праву может быть примером для современных чекистов. Враг был хитер, изворотлив и патологически жесток, основной костяк так называемой украинской повстанческой армии ОУН НПА составляли легионеры разгромленной в 1944 году дивизии «СС Галичина». Обезвреживание ячеек националистического подполья, контрразведывательные мероприятия, создание агентурной сети, оперативные разработки, спецоперации и, наконец, розыск по всему миру предателей, фашистских пособников — лишь маленькая толика работы Алексея Варавина и его коллег по чекистскому корпусу на освобожденной украинской земле.
В 1963 году, приехав в отпуск на родину, Алексей Варавин добился перевода в КГБ Киргизии. Возглавлял Тюпское районное управление комитета госбезопасности. Время было неспокойное. Ухудшение отношений между СССР и КНР, трагические события в 1969 году на Даманском полуострове — все это заставляло работать на пределе своих возможностей. По словам ветерана, приходилось практически ежедневно организовывать фильтрационные лагеря для большого количества беженцев из Китая, выявлять агентуру и обеспечивать безопасность стратегических объектов в этом регионе страны. В оперативное обслуживание А. Варавина входила территория от Пржевальска до Барскауна, включая Сары-Жаз на советско-китайской границе. «Мы обеспечивали безопасность большой и великой страны, — говорит он, — в бескомпромиссной борьбе с вражеской разведкой и агентурой тон задавали чекисты, прошедшие дорогами Великой Отечественной войны и вместе с советским народом завоевавшие Победу».
Сегодня в памяти Алексея Петровича его напряженная, наполненная событиями жизнь проносится как мгновенье. Случались в ней и печали, и радости, и все ветеран пережил с достоинством. Свой парадный пиджак он одевает только 9 Мая: тяжело 96-летнему фронтовику носить такой достойный иконостас: ордена Красной Звезды, «Великой Отечественной войны» I степени и «За освобождение Украины», медаль Жукова, другие знаки ратного отличия. Недавно еще одна награда нашла нашего героя. По случаю 100-летия со дня образования органов государственной безопасности России ему вручена медаль «За отличие в контрразведке». О личных заслугах Алексея Варавина на этом одном из важнейших участков чекистской работы в представлении для награждения по понятным причинам не говорится.
Сергей СИДОРОВ.
Фото автора.
Related News

Подготовка к юбилею
Мероприятия в рамках празднования 30-летия независимости республики должны пройти с учётом эпидемиологических требований. Об этомRead More
Коммунистической партии Китая — 100 лет
Президент Садыр Жапаров поздравил Председателя Китайской Народной Республики, Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая СиRead More