Main Menu

«Не жалею ни об одном принятом решении»

В Госрезиденции в Чолпон-Ате Президент страны Алмазбек Атамбаев провел встречу с журналистами, ответил на достаточно широкий круг вопросов, касающихся политики, экономических проектов, предстоящих выборов и его планов на будущее.

Помимо работников СМИ в мероприятии принимали участие политологи, эксперты. В течение четырех часов задали более 50 вопросов. А. Атамбаев пояснил: если выборы пройдут в два тура, то через 2,5 месяца кыргызстанцы изберут нового президента, поэтому это его последняя летняя пресс-конференция в качестве главы государства.

О выборах

— Я гарантирую мирную передачу власти, — заявил Президент, когда журналисты поинтересовались, есть ли обстоятельства, при которых он, как глава страны, откажется признавать результаты выборов, и гарантирует ли он мирную передачу власти в стране?

«Я считаю, что итоги выборов надо признавать, какие бы они ни были. Главное, мы гарантируем, что подсчет голосов будет честный. Другое дело, если кто-то начнет продавать свои голоса. Ну что тут поделать, если мы не до конца разбудили в людях ответственность, — сказал он. — А тех, кто постарается раскачать ситуацию, мы закроем, и надолго».

Поделился глава страны и мнением о попытке спикера Ч. Турсунбекова выдвинуть от партии СДПК свою кандидатуру на президентских выборах.

— Чыныбай Турсунбеков хорошо работал, был хорошим лидером во фракции, но ведь он человек и тоже может совершать ошибки, как и все, — заметил глава страны. — Когда встал вопрос о выборе кандидата от СДПК, я посоветовал провести соцопрос. Его проводили трижды и всегда лидировал Сооронбай Жээнбеков, вторым шел Сапар Исаков. Поэтому социал-демократы выбрали С. Жээнбекова. Должна соблюдаться демократия. Кто хочет стать кандидатом, должен иметь такую возможность. Но когда партия на съезде приняла решение, а ее член отказывается его выполнять, то по уставу его должны вывести из рядов. Я считаю, что это хороший показатель открытости в СДПК».

Что касается кандидатуры нынешнего премьер-министра, А. Атамбаев отметил, что верит С. Жээнбекову: «Это чистый, порядочный человек. На мой взгляд, он будет хорошим президентом». По словам Президента, он уже переговорил с премьер-министром и посоветовал оставить пост главы правительства после регистрации его в качестве кандидата: «Сооронбай Жээнбеков меня поддержал. Он тоже считает, что это правильно, чтобы исключить лишние слухи и сплетни». При этом А. Атамбаев подчеркнул, что никогда не готовил преемника на свое место. Если бы он хотел оставить такового, политический расклад в стране складывался бы совсем по-другому.

В целом же глава страны отметил, что неплохо было бы ввести некоторые изменения в требования к кандидатам в президенты. Среди них — представление справки о психическом здоровье, увеличение денежного залога, а также отсутствие судимостей.

«Наблюдается абсурдная ситуация, когда люди разного плана пытаются хотя бы на 2,5 месяца получить свободу, зарегистрировавшись кандидатом в президенты. Хочу откровенно сказать, я разбирался с юристами по этому поводу. В принципе есть закон, где написано, что граждане, находящиеся в местах лишения свободы, обладают активным избирательным правом, а пассивным — нет. У нас не было в принципе такого прецедента. Я попросил передать это в ЦИК, в конце концов у нас есть суды», — добавил А. Атамбаев.

Об экономике

Большой блок вопросов, прозвучавших на пресс-конференции, касался экономических проектов: насколько они жизнеспособны и продолжат ли исполняться после прихода нового президента.

Прежде всего А. Атамбаев прокомментировал ситуацию с чешской компанией, которая собирается строить две ГЭС Верхне-Нарынского каскада и десять малых ГЭС: «Я уже привык, что сразу целая свора начинает поливать Атамбаева, типа не надо было торопиться, нельзя разрывать соглашение с Россией и «РусГидро». Во-первых, мы абсолютно правильно сделали, что разорвали. Я сам убедился, и Президент России, российские компании не собирались строить Верхне-Нарынский каскад ГЭС и даже не собирались начинать Камбар-Атинскую ГЭС-1. Если кто-то берется за соглашение, утверждает в Госдуме и не выполняет… Мы не должны смотреть, США или Россия, надо думать только об интересах Кыргызстана. Эти проекты должны реализоваться. Просто некоторые товарищи, начиная от временщиков, не хотят, чтобы проект состоялся. Соглашение с чешской компанией составлено хорошо, оно удачно для Кыргызстана и намного лучше, чем с «РусГидро». После того как собрание акционеров энергохолдинга учредителей состоится, то, согласно документам, в течение месяца чехи должны будут заплатить долг. До сих пор все проекты, которые я начинал, слава Богу, заканчиваются удачно. И этот тоже реализуют. Говорят, что данная компания никогда не строила ГЭС, но для Кыргызстана важно, чтобы имелись деньги. Если чехи выплатят $37 млн., значит, у них серьезное предприятие, а если нет, то будем искать новых инвесторов».

Коснулся разговор и еще одной неоднозначной темы: будущего «Мегакома». «Совет безопасности поручил правительству продать компанию по принципу прямых торгов. И часть от вырученных средств направить на проект «Безопасный город». Здоровье граждан превыше всего. Мы уже начали принимать хорошие законы для обеспечения порядка на дорогах страны в целом, — сказал А. Атамбаев. — Например, от Бишкека до Боома установлены в центре дороги бетонные бордюры, потому что люди гибнут в основном из-за лобовых ударов».

Президент сказал, что в конце августа пройдет заседание Совета безопасности, где обсудят конкретные меры по безопасности движения. Он также высказал мнение о необходимости запретить перевозку людей в ночное время.

Поделился глава страны информацией о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. По данному проекту уже давно ведутся межгосударственные переговоры.

«Согласно маршруту прежнего плана, дорога должна проходить из Торугарта в Джалал-Абад, но там у нас нет земли для строительства станции. Это невыгодный для нас проект. Я выступил против. Если железнодорожная линия проходит по нашей территории, где-то должна находиться станция для остановки. По-нашему предложению дорога становится длиннее, заходить будет в Ат-Башинский район, оттуда через Казарман в Узбекистан. В последний раз я разговаривал с Председателем КНР Си Цзиньпином, он поддержал идею и отправил экспертов. Президент Узбекистана также выразил согласие. Проект с нашим вариантом дороже на $1,5 млрд., но он экономически выгодный», — разъяснил А. Атамбаев. Он также рассказал, какие еще проекты считает значимыми для страны. В целом для него основной задачей стало обеспечение экономической устойчивости Кыргызстана, и, по его словам, мы добились этого: «Меня упрекают, что брали внешние кредиты на дороги и энергонезависимость. Если хотим развивать экономику, то это невозможно сделать без дорог и сильной энергетики. Когда кто-то меня спрашивает, почему ни одно большое предприятие не построили за последние шесть лет, я могу ответить: не то что за 6, за 26 лет не построили. У нас просто не хватало электроэнергии. Ни один инвестор у нас ничего не начал бы строить, потому что были веерные отключения света. Считаю одним из крупных проектов — обретение энергонезависимости. Люди оценят, когда достроят альтернативную дорогу север — юг. Тогда из Джалал-Абада в Чолпон-Ату можно доехать за пять часов, а из Оша в Балыкчы — за четыре. Мы фактически объединяем страну. У меня имелась мечта, что, например, экскурсионные автобусы, отправляясь в маршрут по одной дороге, возвращались бы по другой, сделав круг по всей стране, побывав в каждой области».

Говоря о достижениях в сферах экономики и бизнеса, глава страны добавил следующее: «В этом году мы начали выдавать кредиты в долларах под 4-5%, в сомах — под 10%. Это не по всей стране, но уже такие ставки введены. Я, как человек, который брал кредиты в долларах под 36% и в сомах под 110%, знаю, что это такое. Мы очень приблизились к тому, чтобы Кыргызстан стал раем для бизнеса. Он у нас защищен больше, чем в соседних государствах. Теперь милиция, Антикоррупционная служба, ГКНБ не имеют права проверять предпринимателей. Это прерогатива Налоговой службы, а если бизнесмены ослушаются, подключится Финансовая полиция. Причем в ГНС мы внедряем систему, чтобы проверяющий объект выбирал компьютер».

По мнению А. Атамбаева, после выборов в стране произойдут бум инвестиций и большой рост экономики, начнется отдача от Российско-Кыргызского фонда развития, где заложено $500 млн., сюда готовят влить еще 500 млн. евро: с китайцами ожидается подписание соглашения. Рассказал Президент и о подготовке Национальной стратегии развития страны, рассчитанной до 2040 года. «На сегодня вырисовываются два альтернативных варианта. Это хорошо. Как я и просил, в них заложена поэтапность: на 5, на 10 лет и до 2040 года. Стратегия должна быть очень хорошо продумана, проработана. Естественно, я построчно просмотрю каждый вариант», — заявил глава государства и отметил, что в документе поставят завышенные результаты.

«Это как на тренировке у спортсменов. Чем выше ты поставишь планку, тем выше спортсмен прыгнет. Главное, что мы уже идем продуманным путем. У нас прошли честные выборы, достигнута энергонезависимость, прокладываются дороги, идут реформы в армии, образовании, — пояснил А. Атамбаев. — Главное — принять новую стратегию в 2017 году. Если я не успею, то следующий президент придет и, надеюсь, примет участие в работе над документом».

Впрочем, вспомнил глава страны не только экономические нововведения, но и институциональные: «В 2010 году Конституция являлась чисто президентской и писалась под конкретного человека. После референдума прошлого года она реально парламентско-президентская и намного больше прав появилось у премьера. Вы это поймете, когда придет следующий президент.

Я очень рад, что перед уходом в отпуск парламент принял поправки в закон по выборам в Жогорку Кенеш. В будущем станет невозможно перетасовывать списки, вышвыривать оптом одних кандидатов и вытаскивать других на первый план».

О ЕАЭС и военных базах

«Мы правильно сделали, что вошли в ЕАЭС! — уверенно заявил глава государства, отвечая на вопрос журналистов о введенном для Кыргызстана ветеринарном контроле. — Ладно, говорим, что сейчас есть ветконтроль. А если бы не вошли в ЕАЭС? Контроль был бы в 10 раз сильнее. Возможно, была бы блокада, что стало бы с Кыргызстаном тогда? Надо спасибо Богу сказать, какие нам условия создали: Россия $200 млн. выделяет, Казахстан — 100 млн. Россия от поступающих средств в рамках союза 1,9% НДС направляет. Хорошие средства поступают с прошлого года. Кто бы создал нам такие условия вне ЕАЭС?».

Зашел разговор на пресс-конференции и о размещении авиабазы РФ на территории Кыргызстана.

«У нас был спор с российскими представителями, когда разговаривали о сроках размещения военной базы. Договор был заключен еще на 74 года, до конца этого века, мы сократили до 15 лет. Я предложил построить базу на границе Кыргызстана с Таджикистаном, потому что глубоко убежден: наша территория России не нужна. Им хватает своего с большим запасом. Наоборот, там начинаются демографические проблемы. Мы ничем не рискуем, а, наоборот, защитили бы себя. Но здесь решение примет Россия, исходя из финансовых возможностей. Любая база — это большие деньги. Поэтому нам надо рассчитывать только на себя, укреплять свои Вооруженные силы с помощью той же России, Китая и других республик”.

Коснулся А. Атамбаев и темы вывода американской военной базы из аэропорта «Манас», того, что это было необходимым шагом. Глава страны сказал, что лидеры некоторых стран в личных беседах говорили ему: в случае столкновения с силами США в регионе авиаудару подвергнется и американская база, тогда пострадает гражданский аэропорт «Манас». Вспомнил А. Атамбаев и то, что, когда заокеанские военные покидали регион, передали режиму И. Каримова 328 бронемашин, стоимость каждой — чуть ли не миллион. «Вот цена демократии. Вот сколько стоят слова о свободе госдепа США. Я им тогда сказал, почему не нам передали эти бронемашины, чтобы мы защищали демократию? — сказал глава государства. — У меня нет абсолютно теплых чувств к той политике, которую вел госдеп, особенно в отношении демократии в Кыргызстане. Я вам один пример приведу, все равно все узнают об этом. В 2014 году, когда мы выдворили их, они нам сказали: за это ваши люди пострадают».

О прежних президентах и их окружении

«Иногда говорят про Акаева: давайте простим его. У нас была тысяча тонн золота, на которые мы могли бы сейчас финансировать и культуру, и искусство. У нас имелись 67% в проекте «Кумтор», а оказалось 16%. За это я Акаева никогда не прощу. Слушайте, тысяча тонн золота ради своей шкуры, ради своей ненасытной семейки. Как это можно прощать?» — заявил Президент. Напомнил А. Атамбаев и прежние махинации с месторождением Джеруй. «Два раза его продавали по 300 сомов. А мы в итоге продали за $100 миллионов. Как таких людей прощать? Стране эти деньги пригодились бы. Как можно прощать таких сволочей, которые сделали столько гадостей? Никогда не прощу! Не знаю, после меня, может, кто-то и простит».

Глава страны посетовал, что парламент не поддержал законопроекта, согласно которому можно было бы вернуть всех прошлых чиновников и специалистов, руками которых подписывались договоры по Кумтору и договоры при Бакиеве: «Согласно законопроекту, они могли бы вернуться и рассказать, кто их заставлял подписывать документы, и спокойно работать. Это же молодые ребята, умные и грамотные, которым судьбу искалечили тот же самый Акаев и тот же Бакиев. А парламент не поддержал этот законопроект, они начинают сразу примерять к себе, видимо, там много не совсем чистых».

Рассказал Президент и о новых перспективах, появившихся в исках против Максима Бакиева. Правда, он оговорился, что не может раскрывать всех секретов по данному делу. «Мы нашли ниточку в решении вопроса. Я думаю, даже в Англии он получит заслуженное наказание. Я не могу раскрывать подробностей, это государственный секрет. Для меня важно, чтобы человек ответил за содеянное. На то, что мы проигрывали суды, влияли деньги, которые использовал Бакиев. Второе — был саботаж. Даже во временном правительстве, когда кровь не успела остыть, были те, кто хотел продолжить дело Бакиева. В этот раз Максим не сможет отвертеться», — пообещал А. Атамбаев.

О судах и своих взаимоотношениях с прежними соратниками по оппозиции и временному правительству

Вопросы, которые задавали журналисты Президенту, касались не только развития страны, но и личных его взаимоотношений, судебных исков, выдвинутых им в отношении СМИ, о его окружении. Так, глава государства ответил на вопрос о задержании его бывшего телохранителя Эркина Мамбеталиева.

«Прекратите уже его привязывать ко мне. Он работал со мной 14 лет назад, потом стал правой рукой Рыспека Акматбаева, который грозился меня убить», — прокомментировал он. Рассказал глава страны и об исках, направленных к информационному порталу Zanoza.

«Почему мы выигрываем все суды? Потому что это не журналисты, они клеветники и должны отвечать. Нужно привыкать к этому. Если я уйду с поста через несколько месяцев, все равно продолжу судиться с такими газетчиками.

…Знаю, кто за ними стоит. Скажу так: если ты журналист, это не дает тебе права клеветать, поливать грязью. Я человек, который испытал это на себе. Вот одна энпэошница говорит: «Атамбаев — маньяк, хочет отомстить за смерть матери и брата». Да, моя мать умерла из-за того, что смотрела передачу, в которой меня объявили врагом народа. Ее отец был репрессирован. Что она могла подумать? За три месяца сгорела…

Побойтесь Бога все-таки. Есть, конечно, те, кому в рожу плюнешь, он скажет, это божья роса, оботрется, но есть люди, для которых это тяжело, для их семей, для их близких. Пишите, если правда, хоть что пишите. Но клевета! Это позор. …У нас и политики вытворяют что хотят и ходят с гордым видом. Противно! Что политик, что журналист — это власть. Что первая власть, что четвертая — надо бояться Бога. Надо все-таки быть честным», — эмоционально высказался Президент.

Один из прозвучавших вопросов касался уголовного дела в отношении депутата Омурбека Текебаева. Напомним, обвинение против него строится на словах российского бизнесмена Л. Маевского, заявившего, что 12-13 мая 2010 года он встречался с О. Текебаевым и обсуждал вопрос продажи «Мегакома».

«Я не помню 13 мая 2010 года. Но я помню 12 мая 2010 года, сказал Президент. — На правительственной площади из здания, где сидело временное правительство, все его члены разбежались. На улицах ни одного милиционера, в том числе и министра внутренних дел. Никого не было. Мне пришлось поехать в штаб СДПК «Форум», туда попросил людей подойти. Потом с партийцами на заводы «Автомаш» и «Дастан» позвонил и повел колонну, как в 2005 году, через «Автомаш», «Дастан» к зданию Дома правительства. И я еще раз повторю, ни одного члена временного правительства, ни министра, ни одного силовика не было. Все разбежались, потому что думали, что власть уже ушла, — прокомментировал А. Атамбаев. — Точно так же случилось, когда начались погромы в Маевке, когда на юге вспыхнули столкновения. Разве вы министра внутренних дел видели там? Я не хочу давить на суд, пусть он сам примет решение. Не только Текебаев, но и другие члены временного правительства ответят и после меня. Прекрасно знаю, почему в декрет о национализации, который готовили А. Бекназаров и Р. Отунбаева, не был включен вопрос о национализации 51%. А за свои дела я всегда отвечу».

О планах на будущее, размышления о бремени власти

«Для меня шесть лет тянулись долго, может быть, даже бесконечно, — поделился мыслями глава страны. — Если ты идешь работать президентом честно, то это очень тяжелая работа.

Много пришлось принять трудных решений. Могу сказать, что у меня почти не осталось ни друзей, ни родственников. Но если ты президент страны или работаешь на другой государственной должности, интересы страны должны для тебя быть превыше всего».

«Мне рассказывали о беседах, которые велись в кругу некоторых президентов, что Кыргызстан развалится и кто что после этого подберет себе, — продолжил А. Атамбаев. — Не забывайте, что у нас была за страна. С 2010 года не давали нормально работать. Под любыми предлогами — митинги, шум. В южных областях жители ездили из одного района в другой через территории Узбекистана и Таджикистана. У нас спокойно могли отключить и газ, и свет. Кто бы что ни говорил, а за шесть лет мы вместе сделали другую страну. Хотелось бы, чтобы тот, кто будет избран, продолжил этот путь, чтобы произошла полная финансовая независимость. Сила Кыргызстана — его люди».

Задали и такой вопрос главе государства: не думает ли он после президентства занять какой-либо пост, например, судьи Конституционной палаты? «Я всегда был вольным человеком. С 1989 года, когда открыл частный бизнес. Мне это намного больше нравилось. Заняться политикой пришлось поневоле, потому что у меня начали нагло отбирать бизнес. Те заводы, которые находились в составе промышленной группы, нужно было сохранить. У нас готовилось на подписание соглашение с Philips по электровакуумному заводу. Там у меня имелся контрольный пакет акций, но семья Акаева решила арестовать их. Я был вынужден все продать и большую часть направить на политику. Думаю, что дал достойную сдачу Акаеву и другим. Но у меня уже аллергия на должность. Хотя я всегда готов помочь и новому президенту, и правительству, если они попросят, если им нужна будет моя помощь», — пообещал глава государства.






Добавить комментарий