Main Menu

Погубим природу — погубим и себя

Кыргызстан — чудесный край. Уникальный по красоте. Пожалуй, по обилию и плотности живописных мест ему нет равных в мире. Кыргызы издавна бережно относились к своей земле, водным и природным ресурсам. Об этом свидетельствуют многочисленные народные табу на посягательства на природу. Охрана окружающей среды осуществлялась посредством народной педагогики, распространением легенд и примет. Наглядный пример — известная легенда о Кожожаше. Надо признать, что они были действенны.

Природоохранные меры принимались и в советский период истории Кыргызстана. Именно тогда созданы все имеющиеся в настоящее время в стране заповедники и природные парки. Шла плановая работа по сохранению природного разнообразия, проводились научные исследования по его изучению и рациональному использованию. В 1960 году в Киргизской ССР организовали Главное управление лесного хозяйства и охраны природы. А в 1962-м был принят специальный Закон «Об охране природы».

Жестокий разбойничий погром природы, животного мира, водных ресурсов страны начался с переходом ее на рыночные отношения. Внедрялась собственническая психология, шла массовая прихватизация бывшего государственного, то бишь народного достояния. Шли разграбление природных ресурсов страны, хищническая эксплуатация ее богатств. Люди стали поступать с природой так, как будто заканчивается жизнь на Земле и надо успеть уничтожить все вокруг. Идет соревнование, кто в этом больше преуспеет.

Собственническая психология и неимоверная жадность толкают к безжалостному истреблению диких животных. Охотятся с самыми крутыми ружьями, а то и автоматами. Выезжают на дорогих джипах, арендуют вертолеты. Грузят бедных архаров и козерогов не единицами, а десятками. В этом преуспели в особенности браконьеры из числа чиновников всех мастей и депутаты всех уровней. Чем выше статус, тем выше градус злости и жадности. Не зря великий гуманист и аскет Махатма Ганди сказал однажды: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

В юртах, поставленных в честь гостей Всемирных игр кочевников, экологи насчитали пять вывешенных в них шкур снежного барса. Как известно, охота на них в Кыргызстане запрещена. За отстрел одного барса налагается штраф в размере 500 тысяч сомов. И один браконьер уже заплатил эту сумму. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении штрафа за отстрел до полутора миллионов сомов. Остановит ли это губителей природы, большинство из которых к тому же остаются незамеченными?

К слову, о Всемирных играх кочевников: подсчитывали ли их организаторы экологические последствия пребывания десятков тысяч людей и машин в урочище Кырчын?! Ведь Игры нанесли непоправимый урон его экологии. По свидетельству местного жителя, еще одни такие Игры в этом месте, и мы навсегда лишимся красивейшего уголка природы.

Почетным головным убором у кыргызов издревле считается суусар-тебетей (национальный мужской и женский головной убор из шкур каменной куницы). Этот атрибут одежды воспет в фольклоре и песнях акынов. Его носили не все, а лишь единицы. Сейчас же считают за честь иметь такой головной убор сотни людей, и на базарах торгуют ими десятками. Носят их все кому не лень — от артистов и базаркомов до министров и депутатов. Между тем каменная куница в Кыргызстане — исчезающий зверек и занесена в Красную книгу. И никакому природоохранному ведомству, всяким инспекциям и гражданским активистам нет до этого никакого дела.

Когда речь идет о биологической составляющей природы, нам, людям, кажется, что она только о тех живых существах, которые нас окружают. А мы как будто стоим вне и выше, вроде некоего божества. На самом деле люди — такая же часть биоразнообразия. Человек сколь покоритель природы, столь же и ее разрушитель. Он первый хищник на Земле. Жизнь homo sapiens тесно связана с общей средой обитания живого мира. Не будет этой среды — не будет и человека. Пока исчезают наши меньшие братья по жизни на Земле. Исчезнут все — исчезнем и мы. И некому будет заносить человека в Красную книгу. Мы будем последними в ней!

В мае, в период нереста рыб, вдоль горных дорог ведрами продают породы исчезающих рыб, отловленных в близлежащих речках. Соотечественники добились того, что наши реки и водоемы становятся безрыбными. А я помню то время, когда в Суусамыре мы, мальчишки, играючи могли их поймать руками.

Все кыргызстанцы видели в СМИ фото баткенской девушки с охапкой цветов айгуль-кїл. И что же? Что, она плачет? Она смеется и позирует на всю страну! Она даже не понимает, какой вред нанесла природе, уничтожив столько редчайших цветов! И пусть она наказана, но служит ли это уроком для прочих варваров нашего времени?

Что же делать? Государству необходимо срочно ужесточать природоохранные законы. Создавать новые заповедники и природные парки. Проводить разъяснительную работу среди населения, прививать молодежи чувство бережного отношения к природе.

Для сохранения оставшегося еще поголовья диких зверей и птиц мы должны последовать примеру Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, где образован 21 природоохранный заповедник, в том числе специальный для диких зверей. Самый высокогорный заповедник в Китае называется «Алтын-Too». Он расположен на высоте 4000 м над уровнем моря, площадь его — 45 тыс. кв. километров. Охрана окружающей среды — приоритетное направление в деятельности муниципальных властей. В округах и районах имеются так называемые ландшафтные заповедники, проводятся крупные мероприятия по озеленению территорий.

Обстановка же в нашей стране с сохранением диких животных, занесенных в Красную книгу, катастрофическая. В мировой практике немало примеров установления запрета вообще на охоту. Например, Кения — одна из африканских стран, где охота строго запрещена, а браконьерство карается очень жестко. В результате кенийцам удалось полностью ликвидировать браконьерство и сохранить биоразнообразие дикой природы.

Вызывает сожаление, что депутаты Жогорку Кенеша с преимуществом всего в четыре голоса отклонили предложение ввести мораторий на отстрел редких животных. Не исключено, что среди противников моратория как раз и были балующиеся браконьерством.

Другая напасть Кыргызстана — загаживание среды обитания, окрестностей городов и сел мусором, огромными тлеющими свалками. Если опубликовать настоящие данные о концентрации вредных веществ в атмосфере Бишкека и о ее последствиях для здоровья, то многие жители наверняка откажутся жить в таком городе.

…А пока пройдитесь по Бишкеку. Не днях я видел засохшие клумбы цветов на площади у кинотеатра «Ала-Тоо». В прошлом году наш квартальный раздал от имени МЧС для посадки и укрепления берега вдоль речки Ала-Арчи 400 саженцев различных деревьев. Теперь через год спросите о результатах. Остались единицы деревьев. Остальные погибли или вовсе пропали неизвестно как. И так по всему городу. Сажаем тысячами. Рапортуем. Пишем об этом в газетах. А что толку?

Вопросы экологии во всех странах мира выходят в настоящее время на первый план. В России 2017-й объявлен Годом экологии. Для решения экологических, природоохранных вопросов в Кыргызстане нужны решительные меры со стороны руководства страны, активное вовлечение гражданского сектора в борьбу с браконьерством и другими проявлениями варварского отношения к природным ресурсам.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий