Main Menu

Золото Джеруя — это не миф

После передачи кыргызстанскими геологами   золоторудного месторождения Джеруй в 1980 году бывшему союзному золотодобывающему главку  для эксплуатации в средствах массовой  информации не утихали разговоры о том, что вот-вот начнут разрабатывать месторождение,  вспыхивали споры между заказчиком и инвесторами… Вот фрагменты газетных выступлений. «В нашей республике намечено строительство золоторудного комбината — второго по порядку, значительно превосходящего первый  (Макмальский) по мощности»… «Сосредотачиваем усилия на  строительстве  перевалочных баз вблизи станции Маймак»…   «Освоили 28 млн. с. капиталовложений»… «К 1994 г., когда комбинат заработает, создастся возможность решить вопрос о безработице в  регионе»… А потом  развал Союза, прекращение финансирования комбината «Таласалтын». Сегодня можно с облегчением вздохнуть: золото Джеруя осталось нетронутым и досталось бесплатно суверенному Кыргызстану. Но прошло 20 лет, а  вокруг Джеруя только разговоры.

1993 г. После активных поисков инвестора с 1992 г. вышли на  «Моррисон Кнудсен Голд», который является дочерней компанией  крупнейшей корпорации «Моррисон Кнудсен».  Я свидетель того, как компания отбирала контрольные пробы из  разных мест рудной залежи и отправляла их на анализ в Америку. По  неофициальным сведениям, результаты превзошли наши данные.
1993-1994 гг. Заголовки газетных выступлений: «Моррисон Кнудсен — это серьезно»; «Парламентская комиссия предполагает, правительство располагает»; «Осваивать или разбазаривать?»…  Да,  правительство не посчитало нужным провести тендер, не ищет  точку опоры внутри собственной республики, и золотоносные месторождения   без всякого конкурса продаются иностранным компаниям».
1996 г. Корпорация «Моррисон Кнудсен» разорилась и продала дочернюю компанию «МК Голд» фирме «Люкедия». Та в свою очередь намерена была перепродать ее кому-нибудь наверняка с прибылью.
За почти 15 лет я не встречал сведений об инвесторах  Джеруя. И вот в конце  апреля стало известно, что последние пять лет им являлось ЗАО «Джеруйалтын», которое правительством было лишено лицензии на  разработку золоторудного месторождения Джеруй за не- выполнение взятых  обязательств и обещания «до 1 ноября 2010 года…  произвести 80 кг золота». Еще в информации отмечено, «что лицензии на  разработку месторождений в Кыргызстане становятся объектом  перепродажи третьим и четвертым лицам, в то время как сами месторождения не  разрабатываются». В свою очередь инвестор ЗАО «Джеруйалтын» подал иск  в суд, чтобы проблему решили в судебном порядке.
Разговоры, возня вокруг разработки Джеруя продолжаются вот уже почти 30 лет, но никто еще  не держал в руке хотя бы грамма добытого промышленным путем золота. Так не миф ли  это самое золото? — задаются вопросом обыватели.
Безусловно, это все волнует геологов, открывших Джеруй в тяжелейших условиях, прошедших много раз пешими маршрутами вдоль и поперек горы Таласской области,  преодолевая суровые природно-климатические препятствия…  Сегодня геологи бессильны что-либо предпринять. Тем, кто еще жив, остается только констатировать  известные им факты, призвать к благоразумию стороны, «оживить» работы вокруг Джеруя и дождаться долгожданного золота.  В фондах хранятся многотомные геологические  отчеты с фактическими полевыми материалами разведки, подсчетом запасов,  заключениями компетентных организаций, которые доказали, что золото Джеруя — реальность.
Джеруй — это крупное, подготовленное к эксплуатации месторождение золота в Кыргызстане, уступающее по размерам только уникальному  Кумтору, но имеющее и некоторые преимущества — более низкая высота и легкая транспортная доступность, более простой минеральный  состав руды и более высокое содержание золота в рудах. Оно открыто в Таласской области, обладающей хорошими природно-климатическими  условиями и поэтому  достаточно густонаселенной. Джеруй мог бы стать первым ведущим производственным  учреждением на родине Манаса, здесь легче было бы организовать и работу более мелких месторождений,  создать смежные предприятия и самостоятельные производства, развивать  общую инфраструктуру региона.
Геологические исследования показали, что горы Таласа богаты  полезными ископаемыми. Золото, серебро, медь, полиметаллы, бериллий, олово, железо, титан, ванадий, серный колчедан… Я уж не говорю о неисчерпаемых запасах стройматериалов и цветных декоративных  поделочных камней. Поэтому регион признан перспективным и, согласно геологической классификации, назван Таласским рудным регионом.
К золоту у нас нынче подход известный:  подавай  крупные месторождения, пусть даже с низковатым содержанием  полезного компонента, но чтобы там могли развернуться гигантские  механизмы, как на Кумторе. Так как в руде таких месторождений полезный  минерал мелко и редко рассеян, а руда сливается с пустой породой, она  почти неразличима с последней. В связи с этим очень трудно обнаружить  такие месторождения, например, как это было с Джеруем и Кумтором.  Поэтому их открывали долго и кропотливо, предварительно создав большой геологический задел. Из-за этого неоднократно возникал вопрос закрытия геологических исследований в Таласе.
В 1973  г. установили, что Джеруй был зафиксирован геологосъемочной  партией еще в 1968 г. в виде небольшой геохимической аномалии и  подтверждено также наличие золота в коренных скальных породах. Почему  эти данные пять лет пролежали в архиве без детализации в поле, неизвестно.  По результатам предварительного изучения рудопроявления на местности с  отбором значительного количества  проб и их анализа мной и старшим  геологом И. Рябко была представлена докладная записка бывшему тогда начальнику Управления геологии Киргизской ССР с предложением выделить  средства для более углубленного  изучения. Интересная была реакция  руководителя геологической  службы республики на ту докладную. Он сказал почти буквально: «Леким Илякович,  вы вечно откопаете что-нибудь  по Таласу… Наверно, до пенсии собираетесь  проработать там…». Факты и мнения участников совещания убедили его продолжить работы на Джеруе.
Первые поисковые штольни с номерами 1 и 2  вскрыли на глубинах 80 и 160 метров мощную рудную залежь с высоким содержанием золота. Далее предварительная   и детальная разведки пошли ускоренными  темпами: штольня за штольней, все глубже и глубже мы прослеживали главное рудное тело, фланги его прощупывались горизонтальными скважинами из  горных выработок, а глубокие части изучались вертикальными и наклонными скважинами из нижних штолен. Пройдены тысячи и тысячи  метров горных выработок, еще больше пробурено скважин. Отбирались и  анализировались на присутствие золота десятки тысяч проб, тонны проб  подвергались испытаниям на извлекаемость ожидаемого металла.
Работа систематически контролировалась Управлением геологии  республики, Министерством  геологии СССР. Результаты всех стадий  разведки и подсчет запасов апробировались Государственной комиссией  запасов СССР.
Значение Джеруя  в том, что он является самостоятельным крупным источником очень дорогого в настоящее время благородного металла и единственным шансом для Таласской  области начинать развивать на своей территории современную промышленность. Джеруй вместе с  Макмалом, Кумтором и Талдыбулаком Левобережным сыграл  большую роль в признании Кыргызстана одним из перспективных на золото регионов мира, каких на Земле единицы, а это повышенная заинтересованность инвесторов к нашей республике.
Важную роль геологов в открытии и разведке промышленных месторождений золота хотели оценить в советское  время, выдвинув группу кыргызстанских работников геологической службы на соискание Ленинской премии. Однако по  причине развала Союза это событие не успело состояться.
В суверенном Кыргызстане реальное практическое значение  наших месторождений многократно возросло.  Кумтор уже почти 15 лет вносит свой великий вклад в экономику республики, продолжает давать свою продукцию Макмал, введенный в строй в советское время. Теперь слово за Джеруем и Талдыбулаком Левобережным.  Эти месторождения стоят того, чтобы тут закипела хорошо продуманная и большая работа.

Леким САТЫБАЛДИЕВ,
главный геолог бывшей джеруйской поисково-разведочной партии.






Добавить комментарий