Main Menu

О чистом обществе и сопутствующих проблемах

Когда я вижу словосочетание «чистое общество», то невольно задумываюсь над тем, от кого и как оно очищается?

О времени

Если внимательно присмотреться к власть имущим и лидерам бизнес-структур Кыргызстана, то обнаруживается, что эти классы избавлены сегодня прежде всего от самых передовых и прогрессивных граждан. Еще при Акаеве начался процесс вымывания из госструктур служащих, отличающихся неподдельной порядочностью и безукоризненной репутацией. Они мешали ему и его семье творить черные дела: воровать народное достояние, рэкетировать благополучных предпринимателей, распространять метастазы коррупции “по-кыргызски”. Естественно, в условиях востребованности прежде всего дельцов с нечистыми руками и отсутствием совести абсолютное большинство подобных коммерсантов взросли как на дрожжах на захвате всех без исключения объектов экономической деятельности — высокорентабельных и не очень, промышленных и сельскохозяйственных (вместе с их уникальной дорогостоящей инфраструктурой). Не забыть бы упомянуть и о повсеместном захвате плодородных земель, разбазаривании технико-технологического оборудования и нежилого фонда сферы услуг. Примечательно, что первый президент, после того как сделал свой выбор в пользу материальных интересов и блага семьи, а не благополучия страны и благосостояния народа, будучи выходцем из села, наводнил земляками не только экономическую, но и управленческую сферу городов и сел.

А горожане и их потомки поэтому стали изгоями повсюду — в коридорах власти, на производстве, в быту, на общественно значимых должностях. И даже самые высококвалифицированные профессионалы-горожане многократно и без повода вытеснялись из всех сфер за свою не-сговорчивость и отказ от участия в сомнительных махинациях различного рода.

Следующий правитель — К. Бакиев — (в знак благодарности за поддержку в противостоянии с нукерами Акаева на юге) преднамеренно спровоцировал новую, еще более мощную волну миграции не самых высокопрофессиональных жителей в столицу. Это многочисленное вселение новоселов не только критически усугубило свирепствующий в стране системный кризис, но и вызвало беспрецедентную социальную и политическую напряженность. Приезжие, невыгодно отличающиеся от коренных жителей Бишкека не только своим образовательно-квалификационным уровнем, но и особым «местечковым» менталитетом, по прибытии в столицу на волне эйфории вообразили себя ее хозяевами, не обременяясь при этом соблюдением элементарных общепринятых правил социального общежития. Но более пагубным явлением стала повсеместная тотальная ротация в пользу новоселов как по всем госучреждениям, так и по бизнес-структурам, которые подверглись переделу собственности. Причем тотальная ротация не только прошлась по лестнице верховной власти и замене собственников, но и заполнила все коридоры вплоть до уборщиц.

Не случайно поэтому исконных жителей столицы, по экспертным оценкам, в госучреждениях осталось не более 25-30%, а в частных структурах — и того меньше. Плюс подаренное им клеймо «неудобные и нежелательные». Чаще пожилые наши прежние высокие профессионалы влачат жалкое существование и выживают исключительно за счет помощи своих детей.

О Соцфонде,  пенсиях и стаже

О деятельности нашего Социального (пенсионного) фонда и его политике надо говорить отдельно. В отличие от других постсоветских стран СФ КР не изменил обязательную минимальную продолжительность трудового стажа, а оставил ее прежней, утвержденной еще в советские времена: 40 лет стажа для мужчин и 35 — для женщин. Вряд ли Соцфонду, опирающемуся в своей политике на размер своего и государственного бюджета, неведома ситуация на рынке труда республики, когда начиная с 1991 года, в период трансформации экономического базиса государства, за бортом сферы приложения труда (а значит, и вне источников дохода) оказалось свыше 80% трудоспособного населения. В настоящее время их доля колеблется от 35 до 40%!

Очевидно, что продолжают грубо ущемляться права трудо- способных, но уже находящихся в старшем возрасте граждан, вина которых единственно в том, что они, сохраняя привитую им с детства законопослушность, позитивные нравственные устои и этические нормы, не последовали многочисленным примерам высокопоставленных нуворишей, растаскивающих страну. Указанный обязательный для начисления пенсии стаж смогли обрести либо только «нужные» и покорные сотрудники, либо родственники власти или финансопредержащих.

Для неосведомленных чиновников и руководителей этой профильной организации, курирующей пенсионную систему, довожу до сведения: в России с 2000 года минимальный обязательный трудовой стаж для мужчин определен в 20 лет, для женщин — в 15. Если же в Соцфонде считают, что это положение финансово крайне емкое и несет непосильную бюджетную нагрузку, то хочу напомнить: все то, что еще сохранилось в республике, — это исключительно заслуга старшего поколения. К тому же в сравнении с другими странами постсоветского пространства доля пенсионеров в Кыргызстане на порядок ниже остальных — немногим более 14%, тогда как в России и Белоруссии — более 20%, в развитых странах — выше 30%.

Не следует забывать и о низкой продолжительности жизни на пенсии: в Кыргызстане средний возраст жизни мужчин — 67 лет (в России — 76). Они в нашей стране фактически содержатся государством после выхода на заслуженный отдых всего три года, а женщины — восемь лет (в России соответственно 16 и 21). Вспомним, что размеры средних пенсий едва ли покрывают официальный, но не фактический прожиточный минимум. Биологически необходимая минимальная продуктовая корзина по своей стоимости превышает распространенные пенсии более чем в два раза, а вместе с коммунальными услугами и медпрепаратами — почти в три раза. Но есть общемировая истина: кто не воздаст должное предкам, тот никогда не добьется успеха в настоящем и будет предан забвению потомками.

О детях

Второй, не менее, а, скорее, более значимый аспект — будущее наших детей. Они, рожденные в столице, представляющие в своем большинстве золотой фонд страны, успешно оканчивающие самые престижные вузы и имеющие богатый потенциал знаний, широкий кругозор и высокую квалификацию, также вытесняются категорией приезжих сельчан, как раз-таки родственников тех, о ком упомянуто выше.

Но надо отдать должное твердости и упорству этой вытесняемой и невостребованной родиной части молодежи — не чураясь любой, пусть не всегда квалифицированной, а зачастую и вредной работы, наши дети ищут свое место, нередко в ближнем и дальнем зарубежье. Их отцы, горожане среднего возраста, заведомо оставаясь не у дел, занимаются чем попало, лишь бы удержаться на плаву, и оказываются фактически лишними в административных и бизнес-структурах, путающимися под ногами у сельчан.

Тревожная и обескураживающая цифра соотношения между горожанами и выходцами из села, проживающими в Бишкеке, достигла 28 к 72%. Но анализ миграционных процессов в странах мира свидетельствует: именно перенаселенность столиц является главной причиной кризисной концентрации в них безработицы, фактически превышающей критический порог, да и нищеты, в состоянии и за порогом которой проживает порядка 30% кыргызстанского населения.

О кадрах

Эти жизненно важные и все обостряющиеся проблемы (в ряду множества прочих) сами по себе свидетельствуют о хронически запущенной болезни в области подбора, расстановки и ротации кадров в Кыргызстане. Еще при прежнем режиме, включая переходный период 2010 года, традиционно повелось использовать в управлении чаще прежнюю кадровую «обойму», невзирая на приверженность ее представителей своим благодетелям, избравшим и приведшим их на государственный постамент. С одной стороны, слуги повелителя всегда благоволят своим первым хозяевам, с другой — никогда не изменяют своим приобретенным привычкам, склонностям и слабостям. Критерии эффективности работы этих персон очевидны сегодня во всех сферах. Наряду с крайне низким профессионализмом большинство из них отличается преобладанием в их среде высокой иерархии материальных интересов и потребностей. Единожды вкусивший преимущества финансового и материального сверхдостатка ни при каких обстоятельствах не упустит возможности их постоянно пополнять. А в придачу — приверженность клановости и желание окружить себя испытанными в порочных делах людьми — кто, как не они, становится гарантами и источником обеспечения безопасности своих патронов и реализации их корыстных целей.

О коррупции

В нашем государстве провозглашена непримиримая борьба с коррупцией, но никто не удосужился внятно и конкретно назвать истинных «героев» давно продекларированного процесса. Но самое печальное в том, что практически никому из коррупционеров не воздано должное, никто не понес заслуженного наказания — в тюрьмах томятся только подмастерья и стрелочники. Стало быть, борьба носит строго избирательный характер: есть подсудные, а есть неприкасаемые. Применительно к такой селекции «шиворот-навыворот» остается только уповать: «Пути Господни неисповедимы?»

Коррупция — отнюдь не абстрактная категория, а всепоглощающий процесс, в котором участвуют конкретные граждане с солидным опытом и наработанными навыками на этом поприще. При этом их представители номинально возглавят первые ряды борцов, на людях изображая из себя белых и пушистых, благо опыт и практика и на этом поприще за долгие годы имеется. Однако результаты их плодо- творной деятельности не ограничиваются только «секвестированием» бюджета, обгладыванием народного достояния и переделом остатков госсобственности, они в поте лица разваливают жалкие остатки экономики, растаскивают природные ресурсы и коммерциализируют самые жизненно необходимые учреждения социального обслуживания, которые и так чаще всего недоступны для рядовых граждан.

Об экономике

Экономика страны двигается по возрастающей исключительно благодаря финансовой подпитке извне, при сокращении которой государственный бюджет тотчас приближается к уровню дефолта. Наши дети, работающие за рубежом, резонно недоумевают: при разумном и профессиональном подходе, с использованием наших уникальных природных условий мы могли бы оставить позади Арабские Эмираты с их сложным климатом, сплошными пустынями и отсутствием земельных ресурсов. А позитивная и образованная молодежь, продолжающая работать на родине, то и дело удивляется тому, что здесь еще что-то развивается и проявляет признаки жизнедеятельности. Социальный и психологический климат во всех без исключения коллективах безнадежно заражен вещизмом, коррупцией и эгоизмом, но ни в коем случае не здоровыми интересами созидания.

Аграрный сектор экономики после разорительного реформирования превратился в нерентабельные единоличные микрохозяйства, работа и доход которых с трудом обеспечивают минимальный прожиточный минимум для семей крестьян и фермеров. Большинство из хозяйств испытывают большие трудности при реализации своей продукции, так как перерабатывающие предприятия, как правило, либо не в состоянии принимать все поступающее сырье в полном объеме, либо снижают заготовительные цены до минимального порога, что влечет за собой массовое разорение крестьянских хозяйств. Зачастую единственными субъектами, которые извлекают выгоду на этом поприще, выступают посредники. А в условиях вступления в ЕАЭС стало очевидно, что ведущая в прошлом отрасль экономики вовсе не готова пока к этому процессу, сулящему прорыв и бурное развитие. Следовательно, в данных условиях даже не идет речи об идеальной эффективной аграрной системе, все концентрируется на необходимости элементарной государственной помощи по формированию доступного сервиса — производства тары для аграрной продукции, организации транспортировки, оперативного оформления и таможенного сопровождения.

О миграции

Что касается сферы миграции, которой манипулируют все кому не лень, то там ситуация доведена до системного кризиса. С обретением независимости миграция населения вошла в стадию хронически устойчивой и повсеместной стихии, пока что принося больше минусов, чем плюсов. Этот процесс должен снижать напряжение на внутреннем рынке труда, обеспечивать равномерное распределение населения по территории республики, служить источником трудового потенциала на вновь возводимых производствах и средством пополнения бюджета семей. Ни одно из этих позитивных условий в республике не реализуется, напротив, миграция развивается вразрез с ними. Доведенная до мозаичного состояния система расселения населения привела к обезлюживанию целых районов, куда тут же развернулась ползучая иммиграционная экспансия из соседних стран. А наши со- отечественники за рубежом, предпринимая серьезные усилия по легализации и трудоустройству, зачастую получают от того мизерные дивиденды.

О цифровой эпохе

В этих условиях при наличии столь широкого поля негативных предпосылок превращение нашей страны в передовую электронно-цифровую империю затруднительно. Задавался ли кто-нибудь сокровенным вопросом: кто будет реализовывать и использовать это бесспорно важное и актуальное направление, мощное средство и оружие? На всякие новации без труда найдутся люди, способные превратить их в инструменты, которые максимально послужат только их корыстным целям. Тогда все затраченные силы и средства не только окажутся тщетными, но и вооружат и усилят позиции коррупционеров. Технические цифровые инновации не панацея от всех бед, а инструмент, результаты и эффективность работы которого целиком зависят от тех, кто их применяет и использует.

Булат САРЫГУЛОВ,
к. э. н., эксперт международного класса в сфере народонаселения и миграции.
Фото из личного архива.






Добавить комментарий