Main Menu

Сколько шпионов в Кыргызстане

На подоконнике красивой трехэтажной «сталинки», где магазин «Рубин» на углу улицы Жусупа Абдрахманова и Чуйского проспекта, изредка то появляется, то исчезает горшок с цветами. По ассоциации с сюжетом из «Семнадцати мгновений весны» невольно думаю: не сигнал ли это для связи с иностранным агентом, орудующим в столице суверенного Кыргызстана? Кто знает? Может, так оно и есть. Как бы там ни было, мы должны согласиться с тем, что шпионов у нас много. Даже очень много для такой относительно маленькой страны, как наша.

Годы суверенитета ознаменовались в Кыргызстане невиданными доселе разоблачениями агентов иностранных спецслужб. Видавший виды ветеран КГБ СССР, пожилой полковник с удивлением отмечает, что за тридцать с лишним лет службы он ни разу не видел шпионов, а тут их ловят чуть ли не каждый год и не по одному.

Аресты полковника ГРУ Минобороны Кыргызстана Валерия Пацуло и его группы, сотрудницы пресс-службы парламента Жыпаргуль Арыковой, выдворение из страны сразу двух американских дипломатов наделали много шума. Наиболее громким стало разоблачение высокопоставленного сотрудника правительства республики Муралиева, более известного как Муралиев-младший, чтобы не путать его с отцом — бывшим премьер-министром. Поскольку слушания проходили в закрытом режиме, мы не можем судить о деталях шпионских дел и о том, в пользу каких стран названные лица работали. Но суды состоялись. Значит, шпионская деятельность все же была. Из этого можно сделать вывод, что кыргызская контрразведка все-таки не дремлет и ее сотрудники не зря едят казенный хлеб.

Но возникает вопрос: а всех ли шпионов мы вылавливаем? На всех ли хватает сил у молодой спецслужбы? Вряд ли… И вот почему.

Кыргызстан географически расположен в самом центре азиатского континента. Здесь пересекаются интересы всех ведущих держав мира, прежде всего США, России и Китая. Наша страна граничит с двумя другими претендующими на роль региональных держав государствами — Казахстаном и Узбекистаном. Все эти страны имеют свои интересы в Кыргызстане.

Наша республика — чрезвычайно пестрая по национальному составу страна, здесь проживают представители более 80 национальностей. Наиболее крупная из них — узбекская диаспора. Кстати, именно с Узбекистаном у нас было наибольшее количество противоречий по пограничным и водноэнергетическим проблемам.

Казахстан всячески стремится внедриться в экономику Кыргызстана, активно развивает здесь свои финансовые структуры и желал бы сделать соседа сырьевой базой, а сам не прочь выполнять роль нового старшего брата. Смеем заметить, что в достижении национальных интересов братские чувства, как известно, в расчет не принимаются, что хорошо понятно всем нашим соседям.

Полезные ископаемые и гидроресурсы, как и вся девственная экономика страны, притягивают к нам не только близкие, но и совершенно дальние страны. В этих условиях говорить об отсутствии разветвленной шпионской сети иностранных государств в Кыргызстане не приходится, ведь геополитический, а также экономический интерес всегда сопровождается агентурной деятельностью. Спецслужбы внедряют своих людей в государственные учреждения, вербуют агентов из числа специалистов и ученых, служащих министерств и ведомств…

Сохранение сложной политической ситуации в Кыргызстане, многообразие партий и движений — а их в стране более ста — являются благодатной почвой для привлечения к сотрудничеству наиболее амбициозных и честолюбивых из числа партийцев и политиков.

Именно неудовлетворенность амбиций, болезненное честолюбие, жажда власти и желание заработать, пусть даже на продаже интересов родины, толкает таких людей к сотрудничеству с разведками иностранных государств. Спецслужбы могут использовать в качестве основы агентурных отношений как религиозную, так и общность исторических и этнических корней. Думаю, в этом плане у нас преуспевают разведки таких стран, как Турция, Саудовская Аравия. В этом у меня нет сомнения. Многие спецслужбы в вербовке агентов опираются на местные диаспоры соотечественников. А Кыргызстан, как известно, многонациональная страна.

В буднях повседневной жизни рядовые граждане осиливают не всю информацию о происходящих в стране событиях. По телевизору и в газетах передают сухие информационные сводки о политических и неполитических событиях. Казалось бы, жизнь идет своим чередом. Но только дотошный из дотошных может заметить ту «большую игру», которую ведут крупные и малые державы за влияние и определение геополитических ориентиров молодого кыргызского государства. А молодость на то и молодость, что может совершать ошибки, проявлять неопытность, подпадать под влияние. Многое зависит от элиты народа, позиции государственных деятелей. Но, скажем честно, в Кыргызстане политический бомонд разнороден: есть честные, радеющие за страну госмужи, но и немало тех, которые взошли на пьедестал путем коррупции и сейчас также заняты ею. Политическая деятельность для последних нужна только для прикрытия своих преступных деяний в прошлом и сейчас. Чуть что, они готовы кричать: вот, мол, меня преследуют за мои взгляды… Именно такие зачастую попадают на удочку иностранных спецслужб и верой и правдой служат новым хозяевам, подчиняя интересы страны чужестранцам.

В Кыргызстане за годы независимости прочно обосновались представительства международных организаций, целый ряд зарубежных информационных агентств имеют здесь филиалы. Открыты сотни и тысячи так называемых НПО, щедро финансируемых из-за рубежа. Казалось бы, цели и задачи всех указанных организаций благородны и чисты. Но так оно выглядит только внешне. Благообразность рассчитана прежде всего на обывателя. Фактически все эти представительства, филиалы различных фондов зачастую выполняют несвойственные им функции. Под видом продвижения демократических институтов, защиты гражданских прав отдельные из них стремятся активно влиять на политические процессы внутри Кыргызстана, вносить раскол в общество, продвигать свои интересы.

Наглядным примером таких действий может служить деятельность Бишкекского филиала ОБСЕ. Так, зная о том, что гражданин Кыргызстана Кадыржан Батыров за организацию и разжигание межэтнической розни в июне 2010 года решением Верховного суда страны приговорен заочно к пожизненному лишению свободы и в настоящее время находится в розыске, ОБСЕ предоставило ему слово для выступления в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

В связи с этим в рамках 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел Кыргызской Республики Э. Абдылдаева с генеральным секретарем ОБСЕ Ламбертом Заньером, в ходе которой кыргызская сторона в жесткой форме выразила протест по данному поводу. Одновременно МИД КР направил ноту протеста в адрес БДИПЧ ОБСЕ с требованием не предоставлять площадку для выступлений преступным элементам. Также по поводу выступления Кадыржана Батырова очередной протест заявила и официальная делегация Кыргызстана, представляющая республику на сессии по человеческому измерению в Польше.

На фоне указанных событий власти и общественность республики выразили негативную оценку деятельности ОБСЕ, допускающей в своей политике двойные стандарты, отрицательно влияющие на развитие внутриполитических процессов в Кыргызстане, а также на межэтнические отношения. Кстати, и в Таджикистане приняли меры по изменению статуса тамошнего филиала ОБСЕ. Значит, было за что.

Даже по внешним, публичным телодвижениям и заявлениям отдельных государственных чиновников и политических деятелей можно судить об их страновых пристрастиях. Да они и не скрывают, в орбите интересов каких стран находятся. Агентов из числа крупных функционеров принято называть агентами влияния. И они среди нас, разумеется, есть. В мемуарах бывшего председателя КГБ СССР Владимира Крючкова «Личное дело» отмечается, как агенты влияния ЦРУ, пробравшись в советские властные структуры, вплоть до Политбюро ЦК КПСС, методично развалили такую сверхдержаву, как СССР. Остерегаться таких напастей нашему маленькому государству сам Бог велел.

Кыргызстан по праву является «островком демократии» в Центральной Азии. Открытость нашей страны позволила создать здесь наибольшее количество НПО, финансируемых из-за рубежа. У нас имеется множество филиалов международных организаций, представительств частных фирм. Как известно, ведущие разведки мира могут работать и под их прикрытием.

Исходя из сказанного, следует, что Кыргызстан является страной, где перехлестываются интересы многих разведок мира. Они ведут скрытую войну между собой, возможно, именно отсюда их резиденты руководят действиями своих подопечных на всем евроазиатском пространстве. Благо, Кыргызстан находится в его центре и у нас много других благодатных условий для такой деятельности.

Например, природа Кыргызстана, несомненно, лучше швейцарской! В этом смысле Швейцарию нужно называть вторым Кыргызстаном. Но вот в части сосредоточения разведсообществ мы пока действительно являемся второй Швейцарией. В этом не приходится сомневаться.

Шпионские страсти в Кыргызстане особо дополнили и публикации в прессе о сотрудничестве в советское время с органами КГБ отдельных политиков из самых известных деятелей оппозиции. Одновременно с упоминанием их псевдонимов Студент и Гончаров были сообщены даже номера их дел. Вброс такой информации осуществлен в разгар политических баталий, однако особого резонанса в обществе он не имел. В кыргызской прессе были даже намеки на прошлую «дружбу» с органами бывшего президента Аскара Акаева. Но и на этот раз публика отреагировала на такие порочащие и рассчитанные на сенсацию сведения молча.

В обоих указанных выше случаях инициаторы отмеченных расшифровок не достигли своих целей. Иное дело — страны, более сильно подверженные влиянию «западной демократии». Так, известны всем громкие публичные обвинения государственных деятелей современных Польши и Литвы в сотрудничестве с КГБ. Премьер Литвы Казимире Прунскене в ходе этой истерии даже была вынуждена покинуть пост.

Однако кто сказал, что быть агентом отечественных спецслужб безнравственно? Надо полагать, что вербовки вышеназванных лиц, пусть даже органами КГБ, наверняка осуществлялись с высшими и патриотическими целями. И многие люди совершенно бескорыстно и из лучших побуждений соглашались на сотрудничество с КГБ.

Другое дело, когда агентами становятся лица из так называемой негативной среды, делая это на основе зависимости или материального интереса. Тут можно еще поспорить. Но и здесь, если в результате вербовок решаются государственно важные или оперативно значимые дела, мы не имеем права осуждать завербованных в безнравственности. Вопрос весьма сложный и требующий отдельного разбирательства. Но в любом случае, я уверен, легализация данных об агентурных отношениях того или иного человека не красит спецслужбу, открывшую обществу эти тайны.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.



« (Previous News)



Добавить комментарий