Main Menu

Инклюзивные каникулы на Иссык-Куле

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и ребята с ограниченными возможностями здоровья проводят сейчас каникулы на побережье Иссык-Куля. Принял их инновационный летний лагерь «Жетиген», который находится на северном побережье озера в прекрасном березовом бору, где детвора проведет своеобразные инклюзивные каникулы.

Как сообщила нам координатор молодежного движения «Я люблю Кыргызстан» Гульзада Утурова, актуальность программы инклюзивного отдыха, инициатором и организатором которой стало это молодежное движение при финансовой поддержке Евросоюза, связана с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в стране непрерывно растет. Сегодня, согласно данным Министерства труда и социального развития, в республике их 28 тысяч человек. Между тем сейчас в системе образования действуют лишь 15 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, охват детей составляет 2 980 учащихся, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии. В государстве, к сожалению, пока практически нет по-настоящему полных инклюзивных лагерных смен, где нуждающиеся дети могли бы отдыхать совместно с обычными сверстниками, поскольку многие лагеря и базы отдыха просто не имеют условий, программы и опыта работы с такой категорией детворы.

Инклюзивные каникулы в «Жетигене» — это совместный отдых обычных и детей с особенностями здоровья, где практически смываются все стереотипы и страхи относительно понятий «особенные» и «инклюзивные». Цель этой доброй инициативы — создать уникальную площадку для интеграции особенных детей и детей, оставшихся без родительской опеки, в среду обычных сверстников. В лагере созданы условия для успешной адаптации ребят и выработки у них навыков самостоятельности в быту. Здесь нет барьеров, и все дети равны вне зависимости от обстоятельств.

Инклюзивная смена, как рассказала Гульзада, рассчитана на 10 дней, а ее участниками стали 150 детей от восьми до 17 лет из всех регионов республики. В числе тех, кто проводит каникулы в «Жетигене», — 30 ребят с ограниченными возможностями здоровья, столько же детей-сирот, 20 человек из мало- обеспеченных семей, остальные ребятишки — обычные дети. Истории тех, кто отдыхает в летней инклюзивной смене, разные. Среди них Султан Абакиров и Жакшылык Шералиев, которые стали сиротами после страшной авиакатастрофы в январе этого года, когда на поселок Дачи СУ возле аэропорта «Манас» рухнул грузовой «Боинг-747». Сейчас мальчики находятся под опекой своих бабушек и дедушек и учатся во втором классе.

Другой участник смены — Кандоолот Ташбаев. Его многодетная мать после решения специальной медкомиссии сдала мальчика с ДЦП в Шопоковский детский дом, где он проходил реабилитацию. После двух лет наметилось заметное улучшение здоровья, и мать забрала ребенка домой. У него есть брат-близнец, и сейчас мальчик растет в полноценной семье. Улучшение здоровья с таким поставленным диагнозом — редкий случай, и родные надеются, что отдых в лагере еще больше поможет ему.

Еще один отдыхающий в лагере — Бактыбек уулу Майрамбек. Он учится в девятом классе школы рабочей молодежи и одновременно трудится на рынке «Дордой», обеспечивая себя и отца-инвалида. Парень отстает от сверстников в учебе на два года, но вынужден зарабатывать на хлеб семье и себе.

Детский отдых в летнем лагере включает элементы дополнительного образования. Участники смены обучаются на мастер-классах от звездных гостей, проходят обучение в студиях музыки, вокала, танцев, журналистики, актерского мастерства, IT, изобразительного искусства, йоги. Педагоги, психологи, модераторы и волонтеры проводят с ними конкурсно-тематические мероприятия, в экономической мотивационной игре «Джетты» участвует весь лагерь. Ребята также с интересом увлечены сюжетно-ролевой игрой «Выборы семи мудрецов». Вечерами в смене идут ежедневные захватывающие квесты, брейн-ринги, дети проходят языковую практику с иностранными волонтерами.

Мы узнали, что в качестве вожатого в смене работает Эрмек Кадыров, руководитель популярной танцевальной группы «Тумар», которая прославила Кыргызстан своими концертными номерами на международных фестивалях и смотрах. Здесь Эрмек занимается с 30 ребятами с ДЦП, синдромом Дауна и иными заболеваниями. Другой модератор Рустан Нуракунов, студент КРСУ, сам организовал в лагере группу брейк-данса, куда входят самые разные дети, и уже подготовил с ними программу к праздничному выпускному костру, который состоится в лагере в конце инклюзивной смены. Надо отметить, что все наставники и мастера студий прошли специальные тренинги в целях успешной реализации инклюзивной смены. Соотношение преподавательского состава и учащихся в «Жетигене» — 1:3. В рамках проекта, как отметила Г. Утурова, педагоги и психологи лагерной смены разработали ряд методических пособий. В подготовку обучающих материалов для лагеря была вовлечена компания «Спот он Консалтинг».

Вместе с нами в лагере побывали и представители ЕС. После знакомства с участниками инклюзивной смены замруководителя отдела финансов и контракта представительства Евросоюза в Кыргызстане Надин Теркс поделилась с нами своими впечатлениями от летнего лагеря. Она подчеркнула, что приятно видеть, как инклюзивное образование работает на практике в летней смене на Иссык-Куле. Эта уникальная идея благодаря ее инициаторам и всем, кто поддержал программу, помогает обеспечить равные возможности для установления дружеских контактов детворы.

Она отметила, что, согласно статистике, девять из десяти детей с ограниченными возможностями в мире находятся вне школы и 80% таких детей живут в развивающихся странах. Они часто исключаются из образовательного процесса и общества из-за физических, идеологических, коммуникационных и иных барьеров. «Мы стремимся к системе образования, при которой никто не останется за бортом. И хотим содействовать инклюзивному обучению, что означает посещение всеми учащимися общеобразовательных организаций. Важно, чтобы детям, включая и ребят с ограниченными возможностями здоровья, предоставлялись помощь и поддержка в совместной учебе в одном классе или студии, что позволит им вносить общественный вклад и принимать участие во всех аспектах жизни», — продолжила она.

Представительница ЕС подчеркнула, что несправедливо, когда такие дети в развивающихся странах исключаются из системы образования. И это положение лишает подобную категорию детворы возможности подружиться, научиться читать и писать, а также овладевать профессиональными знаниями, что имеет решающее значение для их будущей деятельности. Вопреки многим мнениям, инклюзивное образование является менее дорогостоящим, чем социальное или раздельное. Специализированные и социальные школы являются более затратными при расчете на одного ученика, чем школы, которые бы включали детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот лагерь на Иссык-Куле показал, что даже в условиях недостатка ресурсов дети с ограниченными возможностями здоровья могут принимать участие в образовательных инициативах, которые помогают каждому из них раскрыть свой потенциал.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Алтынай ДЖУМАНАЗАРОВОЙ.






Добавить комментарий