Main Menu

«Я гражданин ЕАЭС! Это звучит гордо» —

Цель - единая экономика ЕАЭС

так должны в идеале идентифицировать себя жители стран Евразийского экономического содружества. Подобно жителям Евросоюза, США или Великобритании, гордящимся своей принадлежностью к великому территориальному образованию

Необходимость определения национальной и гражданской идентичности в контексте интеграционных процессов обсудили 3 июля в Бишкеке на международной конференции с участием экспертов России, Кыргызстана, Казахстана, Украины, а также дипломатов, представителей гражданского сектора, молодежных лидеров, СМИ. Бишкекское заседание — второе из пяти, запланированных на текущий год. Первое состоялось в июне в Астане, следующие пройдут осенью в Ереване, Минске и Курске.

Организаторами мероприятия выступили автономная некоммерческая организация (АНО) «Евразийское содружество», фонд «Евразийцы — новая волна» и клуб региональных экспертов «Пикир».

Связь экономической составляющей с гуманитарной, социокультурной сферами стран ЕАЭС — одна, пожалуй, из главнейших тем для развития сотрудничества в рамках экономического союза. Как же гражданам пяти стран достичь единых позиций при определении гражданской идентичности?

«Каждая из стран находится в поиске идентичности. А любое интеграционное объединение строится на образе будущего. Люди стран объединения пытаются понять: что же нас связывает? Очевидно, что общая культура, общее прошлое, мировоззрение, образование, менталитет и многое иное. Мы, граждане ЕАЭС, до сих пор лучше понимаем своих сородичей по СНГ, а теперь и по ЕАЭС, чем жителей Евросоюза. Отрадно, что именно из Кыргызстана идет запрос: что нас объединяет? Многие пытаются найти основу нашей общей идентичности, выяснить, нужна ли она нам всем?»

— отметил один из участников.

Начиная конференцию, российский эксперт председатель правления АНО «Евразийское содружество» Руслан Махмутов презентовал перспективный проект «Евразийский гражданский альянс», цель которого — дальнейшее продвижение идей евразийской интеграции. Каким образом? Путем горизонтальной системы взаимодействия экспертов из стран ЕАЭС.

«Инструментом для его реализации выступает интернет-портал EGA.SU, состоящий из набора определенных инструментов и сервисов. Мы все находимся в разных концах евразийского континента, поэтому не всегда можем участвовать в совместных мероприятиях, эту проблему можно решить в рамках представленной программы.

Итак, что мы предлагаем? Интернет-портал будет содержать несколько инструментов. Это конфигуратор мероприятий, единый календарь, краудсорсинговая платформа, социологический центр, онлайн-библиотека, агрегатор индексов.

Конфигуратор — сервис инструментов, который позволит любому зарегистрированному эксперту организовать любую конференцию по принципу агитирования аудитории. Сервис будет делать автоматическое анонсирование мероприятий на сайты партнеров и СМИ. Кроме этого, предусматриваются размещение программ мероприятий и автоматическая генерация приглашений тем, кто зарегистрирован на портале.

Второй инструмент — единый евразийский календарь. Сегодня процедура поиска информации о предстоящем мероприятии на просторах ЕАЭС очень сложна, нужно перелистать огромное количество сайтов, зарегистрироваться в определенных группах. Поэтому мы решили сделать некий агрегатор информации о событиях. Что это даст? Эксперты смогут сделать фильтрацию по странам и узнать, где проходят мероприятия по евразийской тематике. Архив такой информации общедоступен. Преимущество же такого инструмента, как краудсорсинговая платформа, в том, что люди, задумав провести какую-либо конференцию, смогут найти здесь своих единомышленников. Это позволит привить экспертному сообществу культуру горизонтального взаимодействия, то есть научит действовать без помощи третьих организаций.

Среди инструментов есть и социологический центр — через этот портал будет осуществляться проведение опросов в конкретно выбранной стране с конкретной аудиторией. Любой эксперт, не выезжая из своей страны, сможет провести онлайн-опрос»,

— сообщил эксперт Р. Махмутов.

Работа над порталом EGA.SU завершена на 70%. Планируется, что он начнет действовать в полную силу уже в октябре текущего года. Надо отметить, что участниками евразийского гражданского альянса могут стать некоммерческие организации, сотрудники и активисты НПО, эксперты в сферах экономики, гуманитарного сотрудничества стран евразийского пространства.

«Ключевая идея укрепления евразийской интеграции — широкая поддержка со стороны всего общества», — подчеркнул президент фонда «Евразийцы — новая волна» Юрий Ануфриев. А представитель этого фонда с кыргызской стороны, замглавы бишкекского представительства Денис Бердаков говорил о том, что в странах ЕАЭС люди постепенно приходят к пониманию необходимости некого идеального образа — символа интеграции:

«Этот образ целиком состоит из ценностей исторического прошлого с учетом менталитета народов, желающих интегрироваться. Но слишком велик соблазн накидать в одну кучу все «хорошее», начиная от «тотального искоренения коррупции» до «модернизации политических институтов» и «достижения идеалов истинной демократии, религиозной и прочей терпимости». Выглядит заманчиво, но работать не будет. Если мы разрабатываем евразийскую идеологию, то необходимо четко определиться с культурными и географическими границами слова «евразийский», причем исходя из политических реалий, экономических предпосылок, географических факторов, психологического климата стран -территорий участников такого процесса. Это СНГ? Вся Евразия? Брать ли в проект Китай, Европу, Индию? Или эти страны сами нас возьмут в свои проекты?»

— акцентировал политолог.

Профессор КРСУ экс-министр образования и науки Кыргызстана Ишенкуль Болджурова размышляла над вопросом о роли образования в гуманитарной интеграции стран-партнеров:

«Поиск идентичности идет во всех странах мира через унификацию и глобализацию. Эти процессы мы видим на мировой арене. Если в конце ХХ века шел процесс объединения многих стран, то сейчас появилась обратная тенденция — многие страны и народы начинают понимать, что чрезмерная глобализация не приведет к хорошему и надо вернуться к своим истокам, чтобы подпитываться оттуда новыми силами для развития. А самоидентификация идет не только по линии национальной принадлежности, но и по религиозной, что пугает и настораживает. Процесс поиска — не одномоментный, ждать скорых результатов нельзя. Идет процесс поиска взаимовыгодных условий, компромисса с учетом национальных интересов в среднесрочном и долгосрочном периодах, анализ рисков и вызовов. Самый важный ресурс для наших стран — это уровень образования молодежи. Здесь много проблем. В странах ЕАЭС я не вижу прорывных образовательных траекторий, которые опережали бы время и становились фактором ускорения экономики, науки, информационных и цифровых технологий. Такое отставание на территории ЕАЭС грозит хроническим отставанием от развитых стран. Что делать? Нужна точная система сопряжения высшего и профессионального образования стран объединения, адекватная быстро меняющемуся миру. К сожалению, за годы независимости в странах СНГ стали формироваться различные системы образования как с использованием передового опыта, так и напротив. Наблюдаются отрыв процесса образования молодых специалистов как по форме, так и по содержанию, разновекторная ориентация. Если еще учесть набирающую силу коммерциализацию вузов, в будущем мы столкнемся с рядом созданных трудностей…»

Профессор Болджурова предложила обсудить создание совета стран ЕАЭС по унификации образовательных программ, необходимость разработки единых нормативных документов в сфере образования. Акцент она предложила в первую очередь сделать на единых стандартах образования в самых значимых для экономики сферах — транспорте, сельском хозяйстве, энергетике, сфере обслуживания, логистике, таможенной деятельности. Также она высказала предложение о создании евразийской образовательной платформы.

Одним из больших рисков для Кыргызстана авторитетный эксперт считает основанное на реальных фактах опасение по сужению поля применения русского языка в стране. И. Болджурова предложила в этой связи распространить на регионы опыт эффективной системы волонтерства в разных странах:

«Вероятно, что у нас вполне реально применять практику восьминедельного обучения русскому языку с проживанием в семьях отдаленных селений в рамках опыта волонтерского движения и принципов «народной дипломатии».

Доцент гуманитарного факультета КРСУ Павел Дятленко, размышляя о перспективах построения общей идентичности, назвал в качестве одного из эффективных путей создание совместных проектов для соседних регионов разных стран. По его информации, весьма результативны совместные проекты по экономическому, культурному, образовательному сотрудничеству на приграничных территориях северного Казахстана и прилегающих областей России, российско-китайские проекты на приграничном Дальнем Востоке. Интересен опыт и стран Евросоюза в этом плане.

«Интеграционные процессы есть, а образа совместного будущего нет!»

— подчеркнул он.

Большой интерес вызвал украинский опыт изучения вопросов идентификации, о нем рассказала доцент Одесского национального университета им. И. Мечникова Елена Князева. Она начала свое сообщение с двух цитат американского социолога А. Хесли:

«Идентичность становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются, изучаются многие важные черты современной жизни» и «Кризис идентичности проходит болезненно. Я бы сказал, что он является самым болезненным жизненным переживанием как отдельного индивида, так и человечества в целом».

«Украина, на мой взгляд, — самое болезненное звено в процессе интеграции. Она утратила свою советскую идентичность, которая давала советским людям психологическую защиту. Они, выросшие в советский период, привыкли отождествлять себя со страной, которую знали, уважали и которую боялись во всем мире. Лишившись в одночасье одной страны, они обрели другую. Но идентичность не обретается опусканием бюллетеня в урну для голосования, ее формируют и память, и значимые события, и праздники, и символы и т. д.»,

— отметила украинский эксперт.

Также она рассказала о том, что важно именно с точки зрения событий последних лет:

«Кризис идентичности в нашей стране проявляется именно в региональном аспекте — на примере противоречий между западной и восточной частями Украины. Изначально, на момент формирования украинского государства, эти части отличались по культурным, экономическим и политическим показателям. Причем наше научное сообщество многие годы пыталось доказать, что эти отличия не столь существенны, не столь кризисны, и призывало не обращать на это внимания. Однако в итоге все вылилось в то, что мы сейчас наблюдаем.

За последние четыре года Украина четко определилась в плане интеграции: приоритет отдается европейской и евроатлантической стратегии. Но тем не менее региональные отличия все равно имеют место. Так, если в целом по стране 66% поддерживают европейскую интеграцию, то три области — Одесская, Харьковская и Донбасс — демонстрируют противоположные цифры.

Что касается национальной идентичности, то за последние годы количество тех, кто считает себя украинцами, возросло на 15%. Однако если говорить о значении русского языка, то здесь ситуация не совпадает с национальной идентификацией. К примеру, в Одессе преобладает число граждан, которые говорят на русском языке. Результаты данного исследования подтверждает и общенациональный опрос, который проведен в этом году. На вопрос о языке общения в семье 50% респондентов ответили, что на украинском, 24 — на русском, остальные выбрали вариант «на русском и украинском». Это с учетом того, что 90% жителей страны, по данным исследований, считают себя украинцами»,

— подчеркнула исследователь из Украины.

Также она привела данные опроса, сделанного украинским центром «Деминициатива» в 2017 году. Отвечая на вопрос, что необходимо для того, чтобы чувствовать себя европейцем, респонденты на первое место поставили высокий уровень материального благосостояния; на второе — чувство защищенности законом; на третье — уважение ценностей демократии и прав человека. Е. Князева сравнила результаты переписей населения. Если в 1989 году 72% жителей страны относили себя к украинцам, 22% — к русским, то в 2017-м их стало 90,6 и 6,3% соответственно.

«Выбор не всегда прост. Наша беда в том, что мы зависли между Европой и Евразией, а проще — между Европой и Россией»,

— подчеркнула Е. Князева.

Гостья из Казахстана Гульмира Илеуова, глава общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», рассказала о выводах, полученных в ходе соцопросов.

«Картина идентичности в Казахстане не так проста и равномерна, как может показаться на первый взгляд. Согласно данным 2012-2017 годов, на передний план стали выходить другие виды идентичности. К примеру, локальная. Гражданская идентичность подтверждена на достаточно высоком уровне — 62%. То есть именно столько респондентов указали, что в первую очередь они идентифицируют себя как граждане Казахстана. В рамках опросов мы спрашиваем людей: как часто вы ощущаете свою принадлежность к следующим группам? И предоставляем достаточно большой выбор ответов. Казахи чаще, чем представители других этнических групп, интересуются вопросами самоидентификации. В то же время среди русских много тех, кто затрудняется с выбором. Что касается родовой идентичности, в нашем случае — происхождения из того или иного жуза (рода), то на момент обретения Казахстаном независимости она была чем-то интересным. Сейчас этот вид идентичности не является важным в социокультурном плане»,

— подытожила социолог.

Эмоциональным и впечатляющим стало выступление молодого эксперта из Кыргызстана Галины Колодзинской, представителя Национального координационного центра по делам религий и магистранта Академии ОБСЕ в Бишкеке:

«Основная проблема современного состояния общегражданской идентичности заключается в отсутствии нового признаваемого сторонами общественного договора, который бы позволял власти найти опору в своих гражданах в кризисных ситуациях. Однако что может связывать людей, проживающих на территории ЕАЭС сегодня? Какая идеология или общественный договор? Все, как всегда, опять лежит на поверхности и не нуждается в искусственном конструировании. Именно то, что стало кошмаром, пережитым в 1990-е годы при развале СССР, и является той отправной точкой для формирования общегражданской идентичности, основанной на простом лозунге: «Никогда снова!» Никогда снова наши старики не должны стоять с протянутой рукой на улице и умирать от голода! Никогда снова не должна наша страна бояться власти криминальных авторитетов! Никогда снова врачи и учителя не должны получать нищенские зарплаты! Никогда снова мы не должны опускаться до такой степени, чтобы наживаться друг на друге!»

Всего на конференции прозвучало 15 презентаций и докладов. Эксперты обсудили миграционные процессы и их воздействие на проблемы идентичности, связь общегражданской идентичности и евразийского сознания, привели интересные данные социологических опросов на тему идентичности людей, поговорили о ценностных ориентирах молодежи в развитии евразийской цивилизации. По итогам дискуссии традиционно участники приняли коммюнике. Остается добавить, что все сказанное и обсужденное оказалось, как всегда, актуальным, необходимым. Но, как отметила одна из кыргызстанских исследователей, «боюсь, что все умные идеи так и останутся таковыми внутри этой аудитории, а как донести до остальной массы народа, до общественности все нужное и полезное, о чем мы сегодня рассуждали?»

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий