Main Menu

Туалетные истории

Избранная тема очень деликатная. Но поскольку речь в ней идет о третьей потребности человека после есть и пить, то она представляет большой интерес для цивилизованного общества и муниципальных служб. Она объединяет олигарха и бомжа, депутата и тунеядца, женщин и мужчин. Всех. Однако классики отечественной и мировой литературы стыдливо обходили эту сторону человеческого бытия. Пожалуй, первым затронул ее автор данной публикации. Кыргызская поговорка гласит: «Улуу сєздє уят жок» («Нет ничего зазорного в естественном»).

Что же сподвигло меня

Как-то на пересечении столичных улиц Жибек Жолу и Тоголока Молдо мне сильно приспичило. Вы, конечно, поняли, о чем я. Там, где толпятся люди. Где кровопийца «Энергосбыт», а с другой стороны — на первом этаже двухэтажных зданий теснятся магазинчики и все такое. Через дорогу, на углу святое место — церковь. А напротив — новый комплекс двухэтажного супермаркета «Электроника». Представили местоположение? Вот и хорошо.

Так вот, приспичило, значит, мне. Причем сильно. Забегаю на первый этаж «Электроники», прошу помочь охранника в форме с эмблемой «СБ». Он отнекивается. Негодяй! Видно, только спустился с гор. Бездушный! Я проклинаю его. А между тем первые капельки уже капнули на пол продовольственного магазина! Выбегаю и забегаю на другой конец супермаркета. Парень опять, видать, с гор гонит меня прочь, но подсказывает — бегите на второй этаж. Эскалатор поднимает меня на второй этаж. И слава богу! Парень славянской щедрой души быстро показывает мне нужную дверь. Еле успеваю. Потом, отдышавшись, долго благодарю своего спасителя. Знаете — все это я не придумал. И не дай бог испытать вам такое.

Милые картинки детства

Я вырос в обычном кыргызском айыле. Босоногим мальчишкой бегал по колючкам и камням, пас овец. Что такое туалет, не слышал и представления о нем не имел. По-моему, таковых в пятидесятых прошлого века у нас и не было, как не было оград вокруг огорода и ворот у дома. Все было свободно и открыто. Даже дома не запирались на замок. И воров не было. Взрослые по нужде ходили в огород, а мы, детвора, — за тыльную сторону дома.

Я помню, старики, вроде меня нынешнего, отходили метров десять-пятнадцать от дороги и, присев на одно колено, справляли нужду. А тетеньки — точно на таком же расстоянии приседали, закрыв себя цветастыми длинными платьями, так красочно, словно павлины, распустившие перья. Люди же проходили мимо. Это было вполне привычно и естественно. И никто не обращал внимания на такие зрелища. И я не обращал. Это сейчас вспоминаю и сравниваю. Как же быстро меняются мировосприятия.

С наступлением эры развитого социализма изменился и быт людей. Появились ограды и ворота, начали строить туалеты.

О пребывании Дмитрия Шостаковича на Иссык-Куле

В 1963 году в Кыргызстане проходила декада русской советской музыки. В числе гостей — а это всемирно известные музыканты из Москвы и Ленинграда — был и великий композитор Дмитрий Шостакович. Вот какую историю, произошедшую с композитором в живописном ущелье Кок-Жайык, что у курорта Джеты-Огуз, поведал коллегам известный философ и специалист по эстетике Азиз Салиев.

Для гостей из России в Кок-Жайыке были поставлены белоснежные юрты. Кругом — вечнозеленые ели и арчовники, кустарники то с желтой, то с красной листвою пестрели вокруг, создавая красочный ковер живой первозданной природы. От цветочного обилия и разноцветья в гуще зеленого травостоя рябило в глазах. Внизу журчала и пенилась чистейшая горная речка, и насквозь были видны гладкие разноцветные камни. Юрты поставили прямо среди этой красоты, где не было даже тропинок. Кто был в Кок-Жайыке, тот знает, что за райский уголок эта местность.

Так вот, идет прием гостей, бешбармак, пышный дасторкон и все прочие ритуалы кыргызского гостеприимства. И в это время Дмитрий Шостакович шепчет что-то на ухо председателю Союза композиторов республики Мукашу Абдраеву. Тот, кивнув головой, встает и провожает великого композитора за юрту. Пройдя какое-то расстояние, М. Абдраев останавливается и стоит. Дмитрий Шостакович тоже останавливается и вопросительно смотрит на кыргызского коллегу. Тот не поймет. Шостакович спрашивает: «Где?» Мукаш Абдраев показывает руками: «Пожалуйста, Дмитрий Дмитриевич!» — «Как? Здесь? — недоумевает гость. — Ведь тут такая красота! Как можно?!»

Пришлось великого композитора XX века Дмитрия Шостаковича везти на курорт Джеты-Огуз, где были, естественно, туалеты. Таким образом Дмитрий Шостакович показал, что он не только великий композитор, но и величайший эстет, человек тончайшей культуры и высочайшей духовной чистоты.

Наверное, не последнюю роль в написании им знаменитой «Праздничной увертюры» на кыргызские темы сыграло и его очарование красотой Иссык-Кульского ущелья — Кок-Жайыка.

Заметим, что ущелье посетили также первый космонавт Юрий Гагарин, первый президент России Борис Ельцин. Думаю, после случая с Д. Шостаковичем там уже построены стационарные туалеты.

Как стать миллиардером, построив туалет

А вы знаете, что казахский миллиардер Александр Машкевич родом из Бишкека. Я горжусь тем, что знал его, и мы даже всегда приветствовали друг друга. Это был добрый человек. Интеллигент, ученый-филолог. Именно доброта, человеколюбие подвигли его, видать, построить первый кооперативный туалет в тогдашнем Фрунзе. Проявить заботу о людях, пойти навстречу нуждам горожан. Сотни людей каждый день благодарили его и желали ему удачи, давали по-кыргызски свой бата (благословление). И Бог услышал людей. Машкевич первым в Центральной Азии стал миллиардером!

Могут ли стать миллиардерами наши отечественные олигархи? Я сомневаюсь. Не верите? Зайдите в туалет на «Дордое», посмотрите тамошнее вавилонское столпотворение. Ужас! Они не построили ни одной общественной бани, ни одной гостиницы для бездомных, ни одного туалета даже. Все гребут под себя!

Омбудсмен Кубат Оторбаев и его VIP-туалет

Зашел как-то по делам к омбудсмену страны Кубату Оторбаеву. Не застал его. Не застал его и во второй раз. Он был, как всегда, в зарубежной командировке. Вдруг мне приспичило. Зашел в туалет. А там очередь. Оказывается, там две кабины: одна для сотрудников и посетителей, другая, персональная, для самого омбудсмена суверенного Кыргызстана. Поскольку Кубата Табалдиевича нет, то и туалет его закрыт. Вот как, думаю, защищает наши права наш омбудсмен. Если даже не поймет первейших потребностей подчиненных. А ведь это тоже права людей! Что будет, если о таком чиновничьем эгоизме Кубата Оторбаева узнают в Комитете ООН по правам человека? Некрасиво как-то. А ведь Оторбаев когда-то был добрым, милым, подающим надежды журналистом, даже демократом в какой-то мере. Переродился, видать.

Между тем говорят, что не он один такой. А все VIP-персоны имеют отдельные туалеты. Неужто у них зады другие?!

Спасибо лесоводу А. Фетисову

Эту историю мы с друзьями не забудем никогда. Мы, студенты, гуляли в Дубовом парке столицы. Выпили пива. Посидели немного, любуясь проходящими девушками. Смеялись. Радовались жизни. А тут, как назло, всем захотелось в туалет. А его, как и сейчас, там не было. Зато были огромные дубы. Все помчались и прильнули лицом к этим деревьям. Каждый к отдельному стволу. И вдруг, свисток. Свистел поодаль милиционер. Заметил, гад! Мы разбежались в разные стороны. Тогда было строго. За любое задержание милицией могли исключить из университета. Поймай он нас в то время, почти целой группы студентов мог лишиться наш курс. Как мы тогда благодарили судьбу, а самое главное — лесовода А. Фетисова, посадившего еще в конце XIX века такие дубы.

Богоугодное дело

Все вышеперечисленные истории говорят в пользу активного туалетостроения в столице. Как показывает жизнь, это богоугодное дело, которое должно быть в центре внимания городских властей. Точки расположения общественных, пусть платных, туалетов должны быть определены и в генплане развития столицы.

Например, туалеты совершенно необходимы вблизи мэрии и филармонии, на пересечении проспектов Чуй и Манаса. Негде людям сходить по нужде во время парадов и митингов на главной площади Ала-Тоо. А ведь очередные президентские выборы, а далее парламентские на носу. Так что митингов нам не миновать. А туалетов нет! И таких людных мест в городе наберется немало.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий